Конспект урока.
Тема: «Человек и общество».
Предмет: Окружающий мир
Класс: четвертый, система РО Л.В.Занкова.
Учитель: Радченко Татьяна Геннадьевна.
Тип урока. Открытие нового знания.
Цель: Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире.
Задачи:
Предметные: Дать определения понятиям «общество», «семья», «государство».
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Учить формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.
3. Давать самооценку.
Познавательные:
1. Развивать умение ориентироваться в учебнике.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию на основе схем, сообщений.
6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебника, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Понимать точку зрения другого.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Личностные:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «семья», «человек», «народ», «природа», «общество».
Уважение к своему народу, к членам семьи: отцу, матери, бабушкам, дедушкам.
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей гражданина России.
Оборудование:
Словарь С.И.Ожегова, политическая карта мира, учебники «Мы и окружающий мир», «Я – гражданин России», 4 класс, Р.Киплинг «Маугли»
Презентация «Человек и общество»
№
| Этапы урока
| Цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные действия
| Личностные
| Познавательные
| Коммуникативные
| Регулятивные
| 1
| Организационный момент
| Нацелить на продуктивную работу
| Прозвенел звонок, начинаем мы урок. Будем думать, рассуждать и открытья совершать.
Работаем по группам.
| Деление на группы, распределение ролей
|
|
| Умение договариваться выполнять различные роли в группе,
|
| 2
| Актуализация знаний
| Актуализировать (повторить)знания необходимые для работы над новым материалом. Определить тему урока.
| Решите кроссворд и вы назовете тему урока.
(каждая группа получает часть кроссворда на карточке) - Что будет главным на уроке?
(слайд 1)
| Решение кроссворда, выделение ключевых букв и составление слов: человек и общество. Ответы на вопрос. (Высказывания детей)
|
|
| Участвовать в работе группы Читать вслух и про себя тексты
| Умение использовать различные средства: справочную литературу, полученные ранее знания.
| 3
| Постановка учебной задачи
| Определить цель урока.
| Побуждающий диалог. Что такое общество? Какая существует связь человека с обществом? От чего зависит устройство общества?
(слайд 2)
| Определение проблемы: От чего зависит устройство общества?
|
|
| Участвовать в диалоге
| Умение определять цель урока.
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
| 4
| Практика под руководством учителя.
| Выделить существенные признаки человека, полученные от природы и чему человек учится у окружающих.
| Прочитайте отрывок из художественного произведения и определите о ком этот отрывок? Кто автор произведения?
(слайд 3)
2. - Что вы знаете об этом герое? Где он воспитывался?
- Как вы думаете, могло ли это быть в действительности?
3. Дополнение рассказов детей и сопровождение показом слайдов.
(слайды 5-6)
4.-Подумайте над историей детей, которые воспитывались в волчьей стае. Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?
- Будут ли отличаться дети, воспитанные в волчьей стае и в древней человеческой стае?
| Чтение предложенного на слайде отрывка, определение героя и автора произведения.
(слайд 4)
Ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения.
Рассказы о детях маугли.
Размышление над историей детей, которые воспитывались в волчьей стае. Выделение существенных признаков и составление таблицы. (слайд 7) Объяснение своей точки зрения.
| Ценить и принимать базовые ценности: «человек», «природа»,
| Извлекать информацию, представленную в тексте.
Умение передавать содержание в сжатом виде.
Умение анализировать, сравнивать воспитание детей в волчьей стае.
Умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию на основе сообщений
| Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.
Умение участвовать в диалоге;
Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Понимать точку зрения другого.
| Умение давать оценку воспитанию детей в волчьей стае.
| 5
| Открытие нового знания
| Дать определения понятиям «общество», «семья», «государство».
| Организация деятельности по поиску и обработке информации;
(слайд8)
1 группа
Что такое общество?
2 группа
Что является основой современного общества?
3 группа
Что такое государство? Группы получают уточнения заданий (карточки-подсказки по поиску информации) Слово группам.
| Групповая работа по поиску и извлечению информации из учебника и дополнительных источников знаний. Обсуждение полученных сведений по данной теме.
Презентация полученных знаний.
Выступление групп:
1 – (слайд 9 -10)
2 – (слайд 11)
3 – (слайд 12)
| Формирование уважение к своему народу, к членам семьи: отцу, матери, бабушкам, дедушкам.
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей гражданина России.
| Умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники).
| Умение работать в группах по изучению учебного материала. Понимание возможности различных позиций и точек зрения. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
| Умение ориентироваться в учебнике и другой справочной литературе, отвечать на вопросы
| 6
| Рефлексия деятельности. Итог урока.
| Осознание обучающимися своей УД (учебной деят-ти), самооценка результатов деятельности своей, своей группы и всего класса.
| 1.– От чего же зависит устройство общества?
- Докажите, что устройство общества зависит от уровня знаний человека об окружающем мире.(слайд 14)
2.Оцените работу группы и каждого его члена.
3. Спасибо за урок.
| Обобщение полученных знаний. Доказательство проблемы.
(слайд 13)
Анализ работы группы и каждого ее члена.
| Ценить и принимать ценности: «семья», «человек», «народ», «природа», «общество».
| Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию на основе схем, сообщений.
| Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) и договариваться друг с другом
| Умение самостоятельно оценивать выполнение задания.
| Слайд 3.
«Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на дерево… Сначала он цеплялся за сучья, как зверек-ленивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна».
Киплинг Р. Маугли
|
1 группа.
Подготовьте ответы на вопросы:
Что такое общество? Найдите определение в словаре С.И.Ожегова.
Можем ли мы назвать племена древних людей обществом?
Какие были общие интересы у древних людей?
Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? (Смотри иллюстрацию в учебнике на странице 89)
Оцените работу группы и каждого члена.
Фамилия, имя
| Крос-сворд
| Практика под руководством учителя
| Работа в группе, выступление
| Итог урока
| Итоговая оценка за урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа группы
|
|
|
|
|
| 2 группа.
Подготовьте ответы на вопросы:
Как вы думаете, что является основой современного общества? (Ответ ищите в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.89 и в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182) Расскажите.
Расскажите о своей семье. Кто в вашей семье главный?
Оцените работу группы и каждого члена.
Фамилия, имя
| Крос-сворд
| Практика под руководством учителя
| Работа в группе, выступление
| Итог урока
| Итоговая оценка за урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа группы
|
|
|
|
|
| 3 группа.
Подготовьте ответы на вопросы:
Что такое государство? (Найдите определение в словаре С.И.Ожегова и прочитайте в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182 и в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.90).
Какие государства вы знаете?
Что можете сказать о территории различных государств?
На что опирается власть государства?
Что такое налоги и для чего они собираются?
Оцените работу группы и каждого члена.
Фамилия, имя
| Крос-сворд
| Практика под руководством учителя
| Работа в группе, выступление
| Итог урока
| Итоговая оценка за урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа группы
|
|
|
|
|
| |