Министерство образования Московской области
Управление образования Люберецкого муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Томилинский Дом детского творчества План-конспект занятия по теме «Декоративная работа, стилизация фигуры «Рисуем клоуна»» Разработала:
Арнаутова Татьяна Леонидовна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ
вторая категория Возраст детей: 7-9 лет
Продолжительность одного занятия: 90 мин с перерывом. Работа рассчитана на 3 занятия. Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «Стилизация как элемент ДПИ», способствующим развитию умения разбирать рисунок от сложного к простому, и на основании простых форм создания сложного изображения. Получение навыков стилизации позволяет детям свободно изображать достаточно сложные фигуры птиц, животных и людей.
Развитие у детей навыка свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для изображения.
Заинтересовать учащихся деятельностью студии Задачи:
- обучающие:
дать первоначальные знания по основам стилизации;
дать первоначальные знания по построению фигуры от простого к сложному;
дать первоначальные знания по строению фигуры человека;
дать первоначальные знания по упрощению изображения;
дать первоначальные знания по выделению главного и характерного в изображении;
дать знания по колористике;
дать знания по заливке фона;
дать знания по растяжке фона;
дать знания по размывке границ фона;
дать знания по смешению цветов на палитре;
дать знания по дополнительным приёмам в изображении (в частности – процарапывание как элемент украшения);
дать знания по работе с контрастными парами цветов;
дать знания по работе инструментами и материалами: кисти, палитра, гуашь;
дать знания по изображению стилизованной фигуры
- развивающие:
формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через изображение элементов природы;
формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с различными цветами в колористике;
развитие аналитических способностей обучающихся;
развитее логического мышления путем постановки проблемы;
развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.
- воспитательные:
воспитание духовно-нравтсвенных качеств личности через искусство изображения;
формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.
Оборудование
Телевизор, компьютер, интернет.
Материалы и инструменты для работы:
Методические пособия для развешивания на доске
Доска, цветной мел
Бумага для акварели А3
Карандаш и ластик
Гуашь
Палитра
Щетинные плоские кисти
Круглые кисти разных номеров
Салфетки флизелиновые, тряпочки для промокания кисточек
Вода
Тип занятия: занятие в форме урока с использованием компьютерных технологий, проблемного обучения, игровых технологий, индивидуальной деятельности, информационно-компьютерных технологий, а так же здоровье сберегающей технологии. Ход занятия
Ознакомление детей с возможностями приёмов стилизации для упрощённого эмоционального изображения человека. Небольшой рассказ о ДПИ, и в частности о стилизации. Изложение адаптировано к возрастной группе детей.
Непосредственно работа над изображением.
В ходе работы демонстрация того, или иного материала, инструмента, приёма изображения.
Краткий план занятия:
Подготовка к работе. На мольберте липкими подушечками прикреплены подготовленные заранее листы бумаги для акварели А3. На табуреточке разложены материалы и инструменты: вода, гуашь, палитра, кисти, тряпочка.
Мольберты и стулья адаптированы к возрасту и росту детей.
На доске и около доски прикреплены материалы и пособия для работы – удачные работы на данную тему, картинки с ветками винограда.
Доска по высоте адаптирована к возрасту и росту детей. Освещение хорошее.
К телевизору подключен ноутбук с выходом в интернет. Сначала дети просматривают всевозможные изображения весёлых рыжих клоунов. В том числе – выступление О. Попова на арене Цирка.
Педагог включает компьютерные технологии в работу.
Телевизор по высоте установки адаптирован к возрасту и росту детей, стулья адаптированы к возрасту и росту детей.
Педагог объясняет правила работы с гуашью, правила нанесения на лист бумаги мазков кистью, правила смешения гуаши на палитре, правила отмывания и просушивания кистей.
Педагог читает детям технику безопасности работы с гуашью и кистями.
Педагог рассказывает про контрастные пары, показывает наглядные пособия, играет с детьми в загадки по цветоведению.
На этом этапе коллективно решается 2 задачи: какого цвета и какой формы будет наш клоун.
Педагог включает игровые технологии и технологии группового взаимодействия в работу.
Первый этап изображения – подготовка фона. Педагог объясняет, что такое заливка, растяжка, размывка, показывая на примерах (рисует сам). Создаются смеси и оттенки в тёплой гамме жёлтого и оранжевого цветов с использованием белил. Используются гуашь, палитра, тряпочка. Используемые краски: жёлтая, красная, белая.
Сначала дети рисуют самой большой круглой, или плоской, кистью фон для работы. Заливку с растяжкой и размывкой границ цвета. При этом, педагог смешивает нужные краски, рассказывая детям, как и для чего это делать. И показывает, как правильно пользоваться кистью, краской, водой и тряпочкой.
Следующий этап. После хорошей просушки работы, педагог рассказывает и показывает на доске поэтапное построение фигуры клоуна. При этом показывает детям, как сложную форму создать из совсем простых элементов – круг, овал, квадрат, трекуольник, и т.д. А так же – как форма простых овощей, фруктов, или других «питательных» вещей может помочь создать изображение. В частности – форму клоуна, групповым решением после обсуждения, привели к виду баклажана (упростили). Так поэтапно, упрощая каждый ход, и приводя изображение к простой форме, рисуется всё изображение клоуна. Лишние линии стираются ластиком, и работа готова к окрашиванию.
Следующий этап. Педагог показывает на доске, а потом на показательной работе, как локально окрасить отдельные части и детали клоуна в один какой-то цвет.
Педагог включает игровые и проблемные технологии в работу:
Педагог предлагает детям поиграть в загадки с контрастными парами цветов, холодной и тёплой гаммой, и дети сами рассказывают и показывают, какие краски и как нужно смешать для того, чтобы появился нужный цвет. Дети делают замалёвок клоуна локальными цветами.
Следующий этап. Самостоятельный.
Педагог включает проблемные технологии в работу:
Исходя из сочетания цветов в сближенной гамме, а так же сочетания контрастных пар, дети украшают каждый своего клоуна, как считают правильным. При этом педагог ставит задачу придерживаться закона контрастных пар .
Последний этап — обобщение работы. Помогает педагог. Индивидуально.
Заключение. Дети хором, или индивидуально повторяют пройденный материал, рассказывают про контрастные пары, про стилизацию, шаги и находки в самостоятельной работе, про технологические особенности работы. Делятся впечатлениями, выбирают победителя – лучшую работу занятия.
Смешение техник нравится детям, раскрепощает их в выборе приёмов изображения.
Наработка навыков и умений пользоваться всевозможными приёмами, инструментами и материалами, безусловно обогащает багаж знаний, позволяет быстро и самостоятельно решить выбор материалов и инструментов изображения.
Хорошо тренируется мелкая моторика рук, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста не просто необходимо, а жизненно важно.
Ребёнок непосредственно, свободно и раскрепощённо владеет тем, чему его опосредованно научили, и закрепили его знания на практике тренировкой.
Опосредованное, увлекательное и занимательное исследование материалов, техник и приёмов позволяет обогатить практику изображения красками.
Дети боятся красок только тогда, когда они не знают, как ими пользоваться, не знают всего диапазона их возможностей.
Данное задание — одно из серии знакомства детей с различными возможностями изображения. Не только ортодоксальными, но и необычными.
Постоянно тренируя свои навыки и умения в использовании инструментов, материалов и приёмов живописи и графики, дети к возрасту овладения восприятием перспективы, уже подготовлены к дальнейшему усложнению обучения их изобразительной грамоте.
Это намного упрощает им постижение новых знаний. |