План-конспект урока
в 5 классе по технологии. Тема урока. Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья.
Изделие: прихватка в технике лоскутного шитья. 2 часа.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений;
Цели урока:
Предметные:
обучение приемам техники лоскутного шитья.
закрепление практических навыков при создании шаблонов из картона или плотной бумаги;
закрепление практических приемов и умений работы с бумагой, тканью путем выполнения ряда практических работ;
формирование практических навыков по обведению шаблонов на ткани;
закрепление навыков разрезания ткани по обведенным линиям;
закрепление приемов соединения деталей из ткани;
формирование представления о приемах рациональной работы;
формирование практических навыков на швейной машине;
закрепление навыков оформления работы;
развитие моторики рук.
Метапредметные:
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
владеть общими приемами работы с ножницами, бумагой, иглой, тканью, швейной машиной;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов создания прихватки в технике лоскутного шитья в зависимости от условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу
преобразовывать практическую задачу в познавательную
осуществлять контроль по результату, вносить необходимые коррективы в работу после ее завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок
Коммуникативные
задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию
Личностные:
устойчивая учебно-познавательная мотивация
формирование дифференцированной самооценки
Наглядный и дидактический материал:
индивидуальный:
учебник «Технология 5 класс. Технологии ведения дома»;
рабочая тетрадь;
иллюстрации в рабочих тетрадях;
лоскутки тканей;
синтепон или ватин;
игла, нитка.
общеклассный:
итк «Возможности лоскутного шитья»;
макет прихватки, расчерченного на квадраты ;
гладильная доска;
утюг;
образцы работ.
ИКТ-оборудование
общеклассное:
Презентация «Выполнение прихватки в технике лоскутного шитья»
Прочее оборудование листы плотной бумаги , картона, ножницы, мел, синтепон, ватин, линейка, карандаш, швейная машина, шаблоны для выполнения прихватки, х.б ткани, игла.
Организационный этап
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Формирование УУД на данном этапе урока:
|
Подготовка рабочих месс, необходимого материала и инструментов
| Приветствие.
Получение сведений об отсутствующих.
| - организовывать свое рабочее место, подготовить инструменты, материалы;
| 2)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
| Лоскутное шитье-
древний вид декоративно-прикладного творчества, шитье из лоскутков.
Шить одежду из остатков старой одежды заставила бедность.
В России лоскутное шитье распространилось в 19 веке.
Для изготовления изделий лоскутного шитья используют ткани полотняного переплетения.
Ткани полотняного переплетения -хлопок, лен.
Ткани должны гармонировать между собой.
Нужно сочетать пестрые ткани с однотонными, более бледными по цвету.
В технике лоскутного шитья можно сшить прихватки, одеяла, подушки, сумки и т.д.
Иллюстрации в рабочих тетрадях учащихся.
Презентация учащихся
«Возможности лоскутного шитья»;(ознакомление с ИТК)
| Учитель предлагает вспомнить учащимся, что такое лоскутное шитье.
Учитель предлагает открыть учебник на стр.170 и ответить на следующие вопросы:
Что заставило шить одежду из остатков старой одежды? (бедность)
Когда в России распространилось лоскутное шитье?(в 19 веке)
Какие ткани используют для лоскутного шитья (различные ткани, особенно полотняного переплетения) Какие ткани относятся к полотняному переплетения? Что значит понятие гармония цвета, сочетая различные ткани?
Как вы думаете? (рекомендуется сочетать по тону, насыщенности цвета).
Что можно сшить в технике лоскутного шитья?
| -проявлять интерес к культуре
-оформлять диалогические выказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-выражать желание больше узнать;
-преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала;
-презентовать подготовленную информацию в вербальном и наглядном виде;
| 3)Постановка цели и задач урока.
|
Из предложенных возможностей лоскутного шитья мы сможем изготовить например, прихватку, подушку.
Тема урока «Изготовление прихватки»
Прихватку, подушку можно изготовить в технике лоскутного шитья. Знакомство с темой урока.
Цель: выполнение прихватки в технике лоскутного шитья
Задачи: научиться лоскутной технике;
изготовить прихватку в технике лоскутного шитья;
оформить изделие.
Составление плана работы.
1.определить размер прихватки. Например 15х15см ;
2. составить эскиз (квадратной, прямоугольной, круглой)
3. разделить эскиз прихватки на квадраты нужного размера;
4.создать шаблон из плотной бумаги или картона;
5.наложить и обвести детали шаблона на изнаночной стороне ткани, соблюдая долевую нить; 6.раскроить детали (лоскутный верх, прокладки: ватин или синтепон; подкладки), соблюдая припуски;
7соединить лоскутки между собой (создание лоскутного верха); 8.соединить верх с подкладкой, прокладкой(синтепон); 9. обработка срезов лоскутного изделия косой бейкой.
| Как вы думаете , что из предложенных возможностей лоскутного шитья вы сможете изготовить?
Как можно назвать тему урока?
В какой технике можно изготовить прихватку, подушку?
Учитель сообщает тему урока «Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья»
Какую цель и задачу мы себе поставим?
Выполнение работы займет
2 урока и предложит учащимся ознакомиться с образцом выполненной работой: прихватка в технике лоскутного шитья.
В какой последовательности необходимо изготовить прихватку? Что делаем в начале работы?
Каким должен быть размер прихватки ? Какой формы?
Как сделать, чтобы выполнить прихватку в лоскутной технике? Нужно ли создать выкройку или шаблон? Из чего выполнить шаблон?
Шаблон обвести или наложить на ткань? Обвести шаблон на лицевой или изнаночной стороне ткани?
Вырезаем с припусками или без них?
После раскроя , что нужно сделать?
Из скольких слоев состоит прихватка ?
Какие способы обработки срезов прихватки применили на образце?
|
-высказывать предположения;
-планировать решение учебной задачи;
-умение анализировать предложенную работу; - выстраивать последовательность необходимых операций;
-умение исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-умение мысленно создать предложенный образ;
-умение планировать свою дальнейшую деятельность
| 4)Первичное закрепление
А)в знакомой ситуации (типовые)
Б)в измененной ситуации (конструктивным)
|
-просмотр презентации «Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья»;
-восприятие полученной информации;
| Учитель объясняет и демонстрирует презентацию «Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья», затем наглядно объясняет
последовательность изготовления прихватки.
1.определить размер прихватки;
2. составить эскиз;
3. разделить его на квадраты нужного размера;
4.создать шаблон из плотной бумаги или картона;
5.обвести детали шаблона на ткани.
6.раскроить детали (лоскутный верх, прокладки: ватин или синтепон; подкладки), соблюдая припуски;
7.соединение лоскутков между собой (создание лоскутного верха) влажно-тепловая обработка лоскутного верха ;
8.соединение с подкладкой, прокладкой согласно размеру прихватки;
9. обработка срезов лоскутного изделия косой бейкой длиной 62см, шириной 4см (оформление прихватки)
|
-умение анализировать,
использовать полученную информацию,
-конструировать работы с учетом технических и художественно-декоративных условий;
| 5)Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
| -выполнение практической работы по составленному плану; (пользуясь инструкционной картой
«Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья»
| Учитель предлагает самостоятельно выполнить практическую работу, пользуясь поэтапным образцом прихватки.
Значение правил техники безопасности при работе на швейной машине.
Учитель помогает затрудняющимся при выполнении работы
| -формирование нового мышления при выполнении работы -умение самостоятельной работы; -умение оценить свою работу на каждом этапе;
| 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| -восприятие полученной информации
| Учитель
-сообщает тему следующего урока;
-сообщает о том, что понадобиться ученикам к следующему уроку
(материалы, инструменты, приспособления и т.д.)
| -осознание предстоящей работы.
-подготовка материалов и инструментов к следующему уроку, умение планировать свою будущую работу
|
7) Рефлексия (подведение итогов)
|
Подготовка выставки работ
Обсуждение работ.
Выявление лучших работ; работ требующих доработки.
Выставление оценок
Овладели приемами создания прихватки в технике лоскутного шитья;
При работе на швейной машине необходимо соблюдать ТБ при работе с ножницами, иглой, на швейной машине.
Научились изготавливать прихватку в технике лоскутного шитья.
При изготовлении прихватки самым трудным было обработка среза прихватки косой бейкой.
| Организация выставки работ учащихся
Учитель предлагает уточнить основные критерии оценки:
-передача художественного образа;
-правильность выполнения композиции прихватки;
-использование ИТК;
-цветовое решение композиции
Разбор недочетов и ошибок.
Оцените свои работы.
Какие оценку вы себе поставили?
Объявление оценки.
Что нового сегодня узнали на уроке?
Что нужно соблюдать при работе на швейной машине? Чему научились на уроках?
С какими трудностями столкнулись при выполнении работы?
| -организуют выставку своих работ;
-умение оценить свою работу; -анализируют свою деятельность ;
-осознание выполненной работы; -оценивают свои работы;
| 8.Уборка рабочих мест
| Каждый учащийся убирает свое рабочее место, собирает обрезки бумаги, ткани, приводит порядок на швейной машине.
| Урок окончен.
Уборка рабочих мест. Напоминаю вам, что каждый приводит в порядок свое рабочее место. Неиспользованные материалы и большие обрезки бумаги. Ткани складываем в папки, инструменты убираем на место, дежурные полностью освобождают столы .
| -умение контролировать себя при выполнении уборки рабочего места.
-умение участвовать в совместной деятельности.
| |