Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1. Организация урока.
|
Здравствуйте, девочки! Проверьте слуховые аппараты! Прошу вас быть внимательными говорить хорошо!
|
|
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
|
Я знаю, что все вы любите шить.
А что вы делаете с остатками ткани?
|
-Маленькие кусоч-ки выбрасываем, а большие оставляем.
|
Посмотрите на эти изделия.
Выставка изделий в мастерской, выполненных в разнообразных лоскутных техниках.
Все они выполнены из небольших кусочков ткани. Хорошая хозяйка никогда не выбросит ткань, оставшуюся при раскрое изделия. И сегодня мы будем учиться использовать лоскутки.
Тема нашего урока: «Лоскутное шитье». Прочитайте все вместе.
Слайд 1
|
-тема урока «Лоскутное шитье».
|
Девушки на Руси всегда были умелыми и бережливыми. Русские мастерицы соединяли маленькие красочные кусочки ткани в целые полотна. И появлялись лоскутные одеяла, коврики, одежда, игрушки.
Современные мастерицы шьют даже картины - «панно».
Посмотрите на экран. Какие изделия из лоскутков вы видите? Назовите их.
|
- Это - скатерть, панно, прихватки, одеяло, рюкзак.
|
Слайды 2-7
|
3. Изучение нового материала.
|
Как же создаются изделия из лоскутков?
Слайд 8 Лоскутное изделие создается по схеме.
Варя, ты знаешь, что такое «схема»? Прочитай.
|
-Схема- это геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов.
|
Какие геометрические элементы вы видите на схеме?
| - На схеме есть квадраты, треугольники и прямоугольники.
|
Как вы думаете, где можно взять схему для работы?
| - Схему для работы можно придумать.
- Можно найти в журнале или книге.
- Схему можно найти в интернете.
|
А, где брали схемы наши прапрабабушки?
Они внимательно смотрели на мир вокруг, на природу. Они создавали похожие образы в своих рисунках и схемах.Слайд 9 Что вы видите на рисунке?
Посмотрите на схему. Она похожа на елку. Посмотрите какие изделия можно выполнить в технике «Ёлочка».Слайд 10
|
- Ёлочку
|
Что вы видите на этой фотографии?
Слайд 11 Верно, эта техника называется «Пашня».
Посмотрите на изделия выполнение в технике «Пашня». Слайд 12
|
-Это поле.
-Это пахали землю.
|
Слайд 13 Что сейчас на экране? Посмотрите, как элементы схемы повторяют рисунок колодца. Слайд 14 На этом слайде можно посмотреть изделия выполнение в технике «Колодец»
| -Это колодец.
-Из колодца берут воду.
|
Сегодня мы научимся шить изделия в технике учитель говорит за экраном «Колодец».
Кто понял? Повторите.
|
- Мы научимся шить изделия в технике «Колодец».
|
учитель вешает на доску образцы двух прихваток
Изготавливать будем прихватку. Посмотрите внимательно: из деталей какой формы состоит изделие?
Посмотрите как они расположены, они похожи на колодец?
| - Прихватка сшита из квадрата и прямоугольников.
|
Посмотрите, как еще можно сочетать цвета и рисунки тканей в изделиях. Какие яркие и интересные сочетания.
учитель демонстрирует на доске образцы изделий
Сколько тканей надо подобрать для этой прихватки? Учитель предлагает для анализа несколько образцов.
|
- Для прихватки надо подобрать ткань трех расцветок.
- Для этой прихватки я выберу четыре ткани.
|
Я приготовила для вас детали из ткани с разным рисунком. Подберите ткань для своей работы.
Детали в центре могут быть светлыми и более темными к краям, а могут быть темными в центре и все более светлыми к краям. Светлые и темные детали могут чередоваться. Разложите детали ткани в том порядке, как вы будите их соединять.
|
учащиеся выбирают необходимое количество деталей разной расцветки и рисунка
|
Слайд 15 Посмотрите на схему сборки изделия в технике «Колодец». Квадратную деталь 1 соединяем с прямоугольной деталью 2, затем последовательно соединяем с деталями 3,4,5.
Какой формы деталь мы получили? Теперь мы повторяем те же действия с другими деталями, пока не выполним нужное нам количество рядов «Колодца».
|
- Мы получили квадрат.
|
Мы будем соединять детали машинными швами. Посмотрите на доску.
Демонстрация графического изображения стачного шва.
Каким швом мы будем соединять детали прихватки?
|
- Мы будем соединять детали стачным швом взаутюжку.
|
Назовите технические условия для выполнения шва.
| - Ширина шва 1 см.
|
На каком оборудовании мы будем работать?
| - Мы будем шить на бытовой швейной машине с электроприводом.
|
Какие инструменты нам понадобиться?
| - Ножницы.
|
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе?
| - При работе надо быть внимательными и аккуратными.
- Нельзя передавать детали или инструменты через машину.
- Нельзя отвлекать других девочек и разговаривать.
|
Где должны лежать ножницы при работе?
| - Ножницы должны лежать справа от швейной машины.
|
Сегодня я вас научу выполнять сборку изделия из полос в технике «Колодец». Детали соединяются без скалывания булавками и закрепляются машинной строчкой. При выполнении стачного шва пользуемся средствами малой механизации – разметкой на игольной пластине швейной машины. Работу выполняем по схеме, которую вы видите на экране.
Учитель демонстрирует порядок соединения и правильные приемы работы на рабочем месте, сопровождая показ речью: называет все свои действия. А так же просит учащихся назвать его действия.
|
отвечают на вопросы с использованием специальной терминологии
|
4. Практическая работа.
|
Возьмите свои детали и приступайте к работе. Учитель осуществляет текущий инструктаж на местах:
- контролирует правильность приемов работы и порядок сборки изделия;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение технических условий;
- задает вопросы учащимся, уточняя их действия;
- оказывает необходимую помощь учащимся.
|
Учащиеся выполняют сборку изделия на рабочих местах, соблюдая правила техники безопасности, пользуясь схемой на экране компьютера и образцами изделий на доске.
|
5. Закрепление изученного материала.
|
Учитель подводит итоги работы.
Что нового вы узнали на занятии?
|
- Мы узнали новые техники лоскутного шитья «елочка», «пашня», «колодец».
|
Что научились делать?
| - Научились выпол-нять прихватку в технике лоскутного шитья «колодец».
- Научились соединять детали прихватки без ручных работ.
|
Слайд 16 Посмотрите на экран. Вспомните в какой последовательности вы выполняли технологические операции?
Назовите порядок работы, расставьте по порядку.
|
учащиеся расставляют операции по порядку их выполнения.
|
Вам понравились ваши работы? Чья работа самая интересная?
| - Нам нравятся все работы.
|
6. Подведение итогов занятия.
|
|
Учитель оценивает цветовое решение, качество и объем выполненных учащимися работ.
Мне тоже понравились ваши работы.
На следующих занятиях мы продолжим знакомство с различными лоскутными техниками.
До свидания.
|
- До свидания.
|