Скачать 56.5 Kb.
|
«Возможности ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»Круогла Елена Константиновна Томск, МАДОУ детский сад № 99 , учитель-логопед, elena-78@sibmail.com Аннотация: В статье рассматриваются возможности ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Особенности применения ИКТ технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В статье дается краткое описание презентаций для занятий. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медиаресурсы, возможности ИКТ в коррекционной работе, компьютерная презентация, учитель-логопед, игровые технологии. В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными. В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Возможности ИКТ в коррекционной работе с детьми: -повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); - автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения; - развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений; - расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; - повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); - повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная); - активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; - формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития; - создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности; - реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); - возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности); - совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); - подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях. Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, на ведение необходимой документации. Современные технологии позволяют мне использовать компьютер в диагностических целях (диагностический материал для разных видов речевых нарушений, создание банка данных речевых показателей воспитанников в начале и в конце коррекционной работы, проводить анализ результатов в виде диаграмм ). Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую ИКТ, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, подгрупповым и индивидуальным занятиям с воспитанниками. Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Активно использую такие виды игровых презентаций, как «Веселый язычок» (наглядные презентации с видео приложениями артикуляционной гимнастики), «Четвертый лишний», «Чего не стало?». «Что с чем поменяли местами?», «Подбери схему к слову» и пр. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Никакой самый лучший компьютер не заменит у педагога при обучении ребенка. Поэтому не использую в своей работе озвученные презентации, за исключением ситуаций, когда звуковое сопровождение необходимо. Например, в презентации «Волшебный мир звуков», помимо анимации и изображений, присутствуют звуки дождя, голоса животных и птиц, шелест бумаги и пр. , что позволяет детям полноценно погрузиться в тему знакомства с неречевыми звуками. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Список использованной литературы Интернет - сайт «Частинский координационный методический совет», http://chastykms.ucoz.ru/load/1-1-0-79 Интернет - сайт «Информационно-консультационный центр АПК и ППРО», http://consul.apkpro.ru/consul/26-ict-edu/71--5.html Интернет - сайт «Сетевая модель методической службы», http://edu.k26.ru/~wiki/index.php?title Интернет - сайт ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", http://ipk.68edu.ru/forum/viewtopic.php?p=855&sid=7f2bbed5a066364c3896064151beea6d Интернет-сайт http://festival.1september.ru/articles/594478/ Интернет-сайт: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/ispolzovanie-ikt-v-rabote-uchitelya-logopeda-v-mdou-crr-ds-no-7-vishenka-2 Интернет-сайт: http://www.tc-sfera.ru/posts/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-doshkolnogo Интернет-сайт: http://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html |