Планируемый результат:
стремление к приобретению новых знаний и практических умений путём самостоятельного поиска, анализа, отбора информации, её преобразования и сохранения; грамотная организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели, оценивание достигнутых результатов; передача знаний с помощью технических средств и информационных технологий. Осознание проблемы защиты определенных видов информации, дальнейшее совершенствование правовой грамотности.
.
Конспект урока
по информатике и ИКТ
Класс- 9
Уровень изучения - углубленный
Тема урока – Социальная информатика. «Доктрина информационной безопасности РФ» Цель урока – Сформировать представление об информационной безопасности, о защите права личности, общества, государства на конфиденциальность.
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить знания об основных законах, действующие в информационной сфере РФ;
Дать понятие объектов информационной безопасности;
Дать представление о национальных интересах РФ;
Рассмотреть методы обеспечения информационной безопасности.
Развивающие:
Развитие умений анализировать информацию, обобщать и делать выводы;
Совершенствование речевой грамотности;
Развитие умений выявлять причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Совершенствование навыков общения;
Формирование правовой культуры.
Оборудование:
Персональные компьютеры с установленной СПС «КонсультантПлюс:Средняя школа» и выходом в Интернет.
Тип урока:
по содержанию: урок знакомства;
по технологии проведения: продвинутая лекция;
по познавательной деятельности: частично-поисковая;
по дидактической цели: знакомство с новым материалом. Методы
По источнику получения информации: словесные (объяснения), практические;
По управлению деятельностью учащихся: эвристическая беседа, алгоритмизация;
По видам деятельности учащихся: поисковый, исследовательский.
Комплексное методическое обеспечение
Учебно- методическая литература:
Энциклопедия учителя информатики под редакцией д.п.н. И.Г.Семакина. Газета для учителей информатики № 19 2007 г.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Семакин И.Г., Шеина И.Ю. Преподавание информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
План урока:
1. Организационная часть (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты в тетрадь)
| 1 мин.
| 2. Актуализация опорных знаний
| 7 мин.
| 3. Изучение нового материала
| 21 мин.
| 4. Вывод и составление синквейна
| 3 мин.
| 5. Домашнее задание
| 2 мин.
|
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие всех участников урока. На прошлом уроке мы рассмотрели основные законы, действующие в информационной среде в РФ. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Какие законы, касающиеся информационных технологий, баз данных вы знаете?
Какой закон определяет меры наказания за нарушение авторских прав?
Для чего принят закон «О персональных данных»?
Что грозит человеку за создание, использование и распространение вредоносных программ?
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.
В России в 2000 году принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. А что же такое информационная безопасность? Спросить учащихся. После этого записать определение: информационная безопасность – процесс соблюдения трех аспектов: доступности, целостности и конфиденциальности информации. Рассмотреть с ребятами все три аспекта:
доступность-информация должна быть доступна, для этого необходимо работающее оборудование, не поврежденные носители и наличие программ;
целостность информации – это соответствие логической структуры информации определенным правилам, логически корректное ее состояние;
конфиденциальности информации - найдите определение через словарь терминов СПС «КонсультантПлюс».
Найдите этот документ. Мы будем одновременно работать в СПС «КонсультантПлюс» и в одном документе редактора WORD. (Напомнить учащимся, как сохранять выделенные фрагменты через пиктограмму W).
Найдите в открытом документе, что относится к объектам обеспечения информационной безопасности РФ и сохраните это в WORD.
Найдите составляющие национальных интересов РФ и вставьте в WORD.(их 4, они следуют не друг за другом, найти нужно все)
В Доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно- технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере Доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которая вносит раскол общества и отчуждения между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявления информационного неравенства в образовании, поскольку:
Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
Велико различие уровней доходов семей учащихся;
Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности. В конце урока целесообразно обратиться к технологии критического мышления и предложить составить синквейн по изученному документу.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);
Во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия);
В третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета;
В четвёртой строке приводится фраза (обычно из четырёх слов), выражающая отношение автора к предмету;
В пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Пример синквейна:
Доктрина
обязательная и нужная
интересует, защищает, обеспечивает,
здесь все четко, логично
ЗАКОН Домашнее задание: 1. Сохраните на любом носителе свой файл и выучите данный материал к следующему уроку.
2. найдите определение слова ДОКТРИНА. Есть ли еще Доктрины в России?
|