Скачать 142.2 Kb.
|
МОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа» Карагайский район, Пермский край СЕМЬЕЙ ДОРОЖИТЬ - СЧАСТЛИВЫМ БЫТЬ Конспект урока по обществознанию в 6 классе Разработала Уфимцева Людмила Юрьевна, учитель обществознания МОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа» 2011 г. Концептуальная цель: развитие социально – компетентной личности Тема урока: Семьей дорожить – счастливым быть. Стратегическая цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции Задачи:
УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой, учебник «Введение в обществознание» 6 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Тип урока: объяснение нового материала Методы обучения: информационно- коммуникационные, эвристические, игровые, проектные Способы обучения: фронтальные, групповые Оборудование: Медиапроектор, компьютер, дидактические карточки Предварительные индивидуальные проектные задания:
Информационные ресурсы:
Содержание урока 1. Мотивационный этап Слайд №1 - Здравствуйте, дети! Садитесь. Какое у вас сегодня настроение? А вот я немного волнуюсь, потому что задумала урок, на котором хочу предложить вам стать исследователями по теме «Семьей дорожить - счастливым быть». А какой получится урок, зависит от вас и от нашей работы. - Давайте начнем. Посмотрите, записано слово «исследователь». Что значит исследовать? Идти по следу, исследовать, значит понять, установить истину, получить знания. Попытаемся определить три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять (на слайде появляются: думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить) Можно я добавлю – быть устремленным. Без устремленности и воли можно забросить дело на полпути. - Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый из вас мысленно сказал себе: «Сегодня мне нужно будет….» Пауза. Спасибо! А теперь проведем разминку наших сил и возможностей. Слайд №2 Упражнение «Презентация мира» - У меня в руках? Правильно матрешка. Я привезла её в подарок дочери из столицы нашей Родины Москвы. Предлагаю, по - очереди передавая Матрешку друг другу, взглянуть на неё и отыскать в этом предмете весь спектр пользы и ценности для людей, все достоинства и особенности, подумать, с чем ассоциируется у вас тот предмет. И выразить свою мысль одним- двумя предложениями. Так у нас получится устная презентация. (Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В восемнадцатом веке имя Матрена было очень распространенным, в его основе лежит латинское имя матрона - знатная женщина. Матрешка - она же «мать» многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло, уют в доме, хранительница и оберег. Существует поверье, что если внутрь Матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А еще мне кажется, что матрешка напоминает процесс получения знаний. С каждым днем, с каждым уроком мы получаем новые знания и они укладываются в нашей голове, как куклы в матрешке.) 2. Учебно – деятельностный этап Слайд №3 Наше исследование мне хотелось бы начать с притчи. -Притча «Почему одному плохо?» Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать. Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет. - Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась: - Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? - Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка. - Можешь отдыхать сколько хочешь. Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала: - Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. - Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос. - Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка. В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада. Обсуждение. - А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением. - Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится. Слайд №4 Стихотворение Валентина Берестова читает Марина Н. Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын. За то, что малыш. За то, что растешь. За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца своих дней Останется тайной опорой твоей. - Так что является опорой в нашей жизни? Видеоклип «Губки бантиком» - Действительно, если мама с папой рядом, то и незачем реветь. Слайд №5 - Давайте поразмышляем, какую роль играет семья не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира на примере двух семей. Слайд №6 - Адольф Гитлер? Что вы можете рассказать о нем? Чудовище, психопат и убийца людей. Гитлер, фашистский диктатор, начавший войну, в которую было втянуто 61 государство, войну, которая унесла около 50 миллионов людей. Диктатор, основавший 14 тысяч концентрационных лагерей. Слайд №7 В какой же семье вырос такой человек? Отец Гитлера Алоис был садистом, который избивал свою собаку до тех пор, пока она не мочилась на ковре. Алоис Гитлер бил также своих детей и жену. В своей книге «Майн кампф» фюрер рассказывает, что родители хотели сделать и из него образованного человека, а он мечтал стать художником. Учился он плохо, педагогов называл обезьянами и тупицами. Он пытался учиться в двух реальных училищах, но так ни одно не закончил. Гитлер любил смотреть фильмы о смерти, казнях. Он вырос грубым и неотесанным, бил свою сестру. Основы насилия были заложены в семье. Наверное, не зря Гитлер побоялся предстать перед судом за свои злодеяния и покончил жизнь самоубийством.
Садист – человек, склонный к насилию и получающий удовольствие от унижения и мучения других. Фюрер- вождь, лидер Слайд №8 - А что вы можете сказать об этом человеке? Зоя Космодемьянская – юная партизанка, приняла мученическую смерть от фашистов в 1941 году, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Первая женщина, восемнадцатилетняя девочка, получившая такое звание. В какой же семье выросла легендарная Зоя? Короткая, но яркая биография вмещается в несколько строчек. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Тамбовской области. Мать, Любовь Тимофеевна, учительствовала в школе, отец, Анатолий Петрович, тоже учитель. Люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу и новой советской власти. Вскоре у них родился сын Александр. На трудные годы выпало детство Зои и Шуры. Страна еще не оправилась после гражданской войны. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Зоя и Шура хорошо учились в школе. Когда умер отец Зои, мама одна воспитывала детей. Семья переезжает в Москву. Зоя переходит в 10-й класс, а через несколько дней началась война. Слайд №9 Зоя добровольно вступает в партизанский отряд разведчицей. При выполнении одного из заданий около села Петрищево, что под Москвой Зоя была схвачена фашистами и повергнута жестоким пыткам. Её избивали солдатскими ремнями, босую вывели на мороз и водили по снегу всю ночь. Измученную, с отмороженными руками и ногами Зою привели к виселице. Фашисты фотографировали такие изуверства. В последние секунды жизни, собрав силы, Зоя громко закричала: «Эй, Товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!». Долгое время фашисты не разрешали снимать труп и издевались над телом партизанки. Именем Зои названа одна из планет. Брат Александр, узнав о смерти сестры, после окончания танкового училища ушел на фронт. В 1945 году под Кенигсбергом, гвардии старший лейтенант танкист Александр пал смертью храбрых. Посмертно ему, как и сестре, присвоено звание Герой Советского Союза. Слайд №10 - Две семьи, и какие разные дети. Мне хотелось бы услышать ваши мысли, ваши выводы. - Ученые историки утверждают, что семья Гитлера была крайне не благополучной, что именно обстановка в семье повлияла на формирование характера Гитлера и заложила предпосылки к тому, он стал одним из самых ужасных тиранов 20 века. Любовь Тимофеевна Космодемьянская вырастила двух Героев Советского союза, воспитывая детей она заложила в них верность и любовь к Отчизне. О своих детях она написала книгу «Зоя и Шура», чтобы вы читали и помнили о героях. Вот так одна семья может воспитать убийцу, который перевернул весь мир, а другая героев, которые, не раздумывая, отдали жизнь за свою страну, за свое государство. В хорошей семье, хорошие дети растут. Слайд №11 Все семьи разные. Вы тоже писали сочинение о своей семье. Вот только некоторые выдержки:
- Артем М. составил свою родословную. Давайте его послушаем. Слайд №12 - В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные программы, фонды и центры социальной помощи. В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения
Кодекс – (в переводе с лат. «книга») закон, регулирующий какую – либо отрасль. Слайд №13 - Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее её членов. Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными. - А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная) - О домочадцах нам расскажет Илья Т. Домочадцы- члены семьи, а так же их родственники, живущие с ними. Свекровь – мать мужа Свекор – мужнин отец Золовка – сестра мужа Тесть-отец жены Теща – мать жены Невестка – жена брата, жена сына Сват – отец жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга Сватья – мать жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга Деверь – брат мужа - В книге «Лад» писатель Василий Белов рассказывая о сельской семье, упоминает о «большухе». Давайте послушаем Лизу Ф. Все руководство домашним хозяйством держала в руках Большуха – женщина, жена и мать. Она ведала ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Под её неусыпным надзором находилось все, что связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, баня и многое другое. Слайд №14 - притча «Витязь на распутье» Случилось это в Третьяковской галерее. Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать. «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной. «Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой. - От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно? Слайд №15 Задание - игра «Репка» За основу сюжета игры берется сказка «Репка». Сюжет сказки остается без изменений, только должно выполнять следующее условие: бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка не спешат дедушке на помощь. При этом объясняют, почему они так поступают. А дедушке необходимо их уговорить, аргументируя, зачем нужно выдернуть репку. Детям раздаются роли. - Вам никого не напоминают герои нашей сказки? Очень часто мы не откликаемся на призыв о помощи наших близких, тем самым, огорчая их. Надо помнить, что совместный труд и ведение хозяйства помогают создать в семье теплые, дружественные отношения. В своих сочинениях вы написали о том, как распределены обязанности в ваших семьях и я очень рада, что вы помогаете своим родителям. Помните: от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Жизнь учит, если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Важно облегчить домашний труд, сделать жизнь комфортней. В этом нам помогают полезные предметы и бытовая техника. - Свою презентацию с загадками нам покажет Сережа Ф. Слайд №16 - Для нас с вами теперь норма: красивая и удобная мебель, телефоны, холодильники, телевизоры. Слайд №17 - Все это нам необходимо, но каких- то еще сто лет назад нашим родственникам было тепло, уютно и комфортно в простой русской избе. А это лишний раз доказывает, что главное в семье теплые добрые отношения. Слайд №18 Динамическая пауза клип «А ты меня любишь?» - Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница?
Человека старательного, усердного в исполнении домашних дел, разумно бережливого называют рачительным хозяином. - Рачительный хозяин учитывает доходы и рассчитывает расходы, заботится о порядке в доме. Настоящий хозяин всегда соизмеряет свои желания с имеющимися возможностями семьи, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Слайд №19 - Настоящий хозяин бережет свой дом. Стихотворение Александра Роскова читает Марина Н. Без хозяина дом – сирота, И глядит сиротой на дорогу, В каждой раме стоит пустота, А за ней полумрак и тревога. Дом и с фланга, и с тыла зарос Лопухами, крапивой и дудкой, Где хозяин сидел с самокруткой, Там ступени гнилые вразброс. На завалинке нету кота- Атрибута добра и уюта. Жизнь у дома повернута круто, Без хозяина он – сирота. Слайд №20 -С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя. Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром. - Вспомним, что мы сегодня исследователи. Давайте поработаем с этими историческими документами. Задание в группах: Карточки: Прочитайте и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется, эти правила на современный лад. Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (XII век)
Из сборника поучений священника Сильвестра («Домострой» XVI век)
Слайд № 21 - В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон.
Экономика – 1. правила ведения хозяйства. 2. наука о развитии хозяйства. Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи. - Ресурсы семьи, как правило, ограниченны, их не всегда достаточно для удовлетворения потребностей. Ученые утверждают, что семейное хозяйство нужно вести по правилам. Это позволяет экономить семейные ресурсы. - С правилами ведения домашнего хозяйства нас познакомит Сережа. Семья у них большая 10 человек. - Пример бережного расходования денежных сред нам предложит Алина К. (Меню праздничного обеда на 8 человек) Слайд № 22 - Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением, (рассказывает весь класс) Семья – это счастье, любовь и удача, Семья- это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья- это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! 3.Рефлексивный этап Слайд № 23 - Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали. - Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым) А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память) Нам есть над чем работать на следующих уроках. - Тема нашего урока «Семьей дорожить – счастливым быть» Как вы понимаете эту пословицу? - Что я извлек с сегодняшнего урока? - Домашнее задание на выбор:
-Я с радостью хочу сообщить ваши оценки. - Спасибо вам, вы очень помогли мне провести этот урок. Урок закончен. |