Скачать 107.43 Kb.
|
Этапы урока:
Ход урока.
Долгожданный дан звонок Начинается урок.
- На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому наш урок начнём с игры «Узнай падеж» (4 команды по 4 человека). - Какая из команд быстро и правильно узнает падеж, та и победит. Задание командам:
В это время 4 человека работают за компьютерами, выполняя задание «Определи падеж» (Компьютерный практикум для начальной школы. Орфографический экзамен, №- № 264, 265, 266). Проверка ответов игры «Узнай падеж» происходит ответственными соседней команды во время фронтального опроса. Работа в тетрадях. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Недавно вы записывали предложение о вашей мечте, я узнала, что Оля мечтает о собаке³ а Таня – о лошади³ (запись на доске). -Чего не достаёт в предложении? Почему ставится запятая? (сложное). - Как соединяются части сложного предложения, с помощью чего разделяются? Что обозначает цифра 3 около слов «собака», «лошадь»? (2 человека разбирают слова как часть речи на доске, остальные по вариантам записывают в тетрадях). -Сравните признаки данных слов. Как вы думаете, почему у них окончания – разные? Оказывается, вы не всё знаете об имени существительном. -Решить эту орфографическую задачу вы сможете, проведя небольшое исследование. Это трудное заданье. Проявите-ка старанье. Вы особенность ищите Ничего не проглядите. 4.Решение проблемы (работа в парах). -Измените предложенные существительные по падежам (земля, волна, окно, стол, степь, бельё, Илья, Фома) Окончания выписываются на демонстрационных листах.
После выполнения листы вывешиваются на доску, идет коллективная проверка итогов работы: - Что вы делали в ходе исследования (изменяли имена существительные по падежам). В русском языке изменение имён существительных по падежам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ. - Какие слова изменяются по падежам (склоняются) одинаково? (делят на группы). - Окончания -а, -я –это разные окончания? (нет, это варианты одного и того же окончания. Буква а обозначает твёрдость согласного, буква я – мягкость согласного. - Сколько получилось групп имен существительных, у которых однотипные окончания? (все существительные мы разделили на 3 группы). Эти группы в русском языке получили название 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение. - Какие существительные относятся к 1-му склонению? (мужского и женского рода с окончаниями -а, я- в начальной форме). - Ко 2-му склонению? (существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и среднего рода с окончаниями -о, - е в начальной форме) - К 3-му склонению? (женского рода, с мягким знаком на конце в начальной форме). Физминутка. 3. Чтение правила в учебнике. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 123-124 Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют алгоритм « Как определить склонение существительного»:
Устно отвечают на вопросы, стр. 124. 4.Работа по закреплению + словарная работа Упр.159 Распределить слова в 3 столбика («по цепочке», объясняют с места). 10.Подведение итога: - Давайте вернёмся к нашему предложению. Кто понял, почему у существительных «лошадь», «собака» разные окончания? (ответы детей). - А вот когда пишется окончание –е, а когда –и вв узнаете на следующих уроках. 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Определите, о каких падежах идёт речь:
Определите, о каких падежах идёт речь:
Определите, о каких падежах идёт речь:
Определите, о каких падежах идёт речь:
Алгоритм Как определить склонение существительного 1.Поставить имя существительное в начальную форму.
значит 1-е скл., иначе 2-е скл.
|