Скачать 277.41 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ город ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 101 _______________________________________________________________________ 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либнехта, 67 тел. 29-05-04 ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ деятельности за 2011 – 2012 уч.год. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Определение результативности профессиональной деятельности педагогов в рамках системы оценки качества образования представляется нами эффективным инструментом, обеспечивающим рост профессионального мастерства педагогов, а значит и качество образовательных результатов воспитанников.
Педагогический процесс в дошкольном учреждении осуществляют – 30 педагогов, в том числе – 2 старших воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 2 – учителя – логопеда, инструктор по физической культуре, педагог – психолог. Высшее образование имеют – 50 % педагогов; среднее специальное – 47 % педагогов. Квалификационные категории представлены следующим образом: высшая квалификационная категория - 40 %; первая квалификационная категория - 16 %; вторая квалификационная категория - 17 %. Сравнительный анализ профессионального уровня и компетентности педагогов подтверждает потенциальные возможности коллектива для обеспечения качества образовательных услуг. Считаем что, стимулом профессионального роста педагога, повышения качества его работы является аттестация – подтверждение квалификации педагога, его профессиональной компетенции. В 2011-2012 учебном году 5 педагогов прошли аттестацию по новым требованиям для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), по вариативной форме: - 3 воспитателя - высшая квалификационная категория; - инструктор по физической культуре – высшая квалификационная категория, - музыкальный руководитель – высшая квалификационная категория. Не смотря на сложность прохождения процедуры аттестации, руководство и педагогический коллектив оказал помощь в обеспечении успешности квалификационных испытаний педагогических работников дошкольного учреждения.
Важным условием достижения эффективности результатов деятельности учреждения стала сформированность педагогов потребности в непрерывном профессиональном росте. В 2011 - 2012 учебном году все педагогические работники учреждения прошли курсы повышения квалификации по теме «Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей в ДОУ» при ОГОБУ СПО «ИРКПО»; 8 педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Формирование интегративных качеств личности дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения» при ОГОБУ СПО «ИРКПО»; Учитывая, что по новым требованиям процедуры аттестации, предъявляемых к педагогическим работника, необходимо наличие курсов повышения квалификации по направлению ИКТ, в нашем учреждении в 2011 – 2012 учебном году 4 педагога освоили компьютерные технологии. Необходимо отметить, положительные результаты повышения квалификации педагогов, тем не менее важно повышать эффективность овладения педагогами учреждения ИКТ.
Одной из задач работы ДОУ для формирования перспективного педагогического потенциала, обеспечивающего развитие образовательного учреждения, становится необходимое привлечение молодых специалистов. По данным статистических отчетов за 2011 год доля педагогов моложе 30 лет в учреждении составляет 41 %. В текущем учебном году на работу в ДОУ были приняты 3 педагога – студенты Регионального педагогического колледжа, из них 2 педагога успешно закончили учебное заведение и продолжают работать в ДОУ. Это определило и направленность работы методического сопровождения работы начинающих педагогов. Школа молодого специалиста обеспечила стартовые возможности для повышения профессионального мастерства начинающих педагогов, творческому отношению к своей работе. Традиционные мероприятия дошкольного учреждения способствовали повышению профессиональной активности и мастерства молодых педагогов ДОУ:
В 2011 – 2012 учебном году в учреждении «Школа молодого специалиста» осуществляла свою работу по следующим проблемам:
Ориентируясь на положительные результаты оптимизации структуры педагогических работников, определены линии развития: - повышение уровня квалификации педагогических работников; - повышение мотивации педагогических работников к процедуре аттестации в новых условиях; - обеспечение дифференциации уровня оплаты труда молодых педагогических работников (из фонда стимулирующих выплат); - выявление перспектив использования инновационных возможностей педагогических работников.
В условиях внедрения ОПП дошкольного учреждения деятельность дошкольного учреждения в текущем учебном году была ориентирована на создание позитивных моментов повышения качества дошкольного образования, создание безопасного образовательного и решения годовых задач:
2.1. совершенствование содержания и технологий образования в рамках федеральных государственных требований программы дошкольного образования. Значимым моментом для педагогического коллектива стала работа над внедрением ОПП на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» под редакцией авторского коллектива Березиной О.Н., Бурлаковой И.А., Герасимовой Е.Н. и др., а также «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. ОПП определила организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, усиление внимания к личности каждого ребенка, его интеллектуального, художественного и познавательного развития через интеграцию образовательных областей. ОПП обеспечила построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи ОПП учреждения включает:
Содержание образовательной программы обеспечивает: - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - формирование у детей целостной картины мира; - интеграцию личности воспитанника; - формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; - развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; - развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. Считаем положительным моментом, что основные направления программы развития и ОПП органично дополняют содержание и качество образования дошкольников. Но следует отметить что, процесс внедрения ОПП является сложным процессом для коллектива. С целью повышения эффективности внедрения ОПП, руководством педагогического коллектива были организованы следующие методические мероприятия;
- Регламент проведения оценки качества образования; - Специфика условий осуществления педагогического процесса по образовательным областям ОПП. В рамках выполнения образовательной программы учреждения интеграция образовательных областей способствовала созданию и реализации образовательного проекта: «День Победы». Результатом реализации данного проекта стало: оформление фотогаллереи «Пусть мир не ведает войны!», открытием патриотических мини – музеев в группах и холле детского сада «Дорогами войны», организацией концерта «Пусть всегда будет мир!». С целью закрепления знаний основ безопасного поведения у детей педагогами дошкольного учреждения совместно с педагогами школы № 9 и школьным отрядом ЮИД был разработан и реализован проект «О правилах важных – особобезопасных». В проект вошли следующие мероприятия:
Наши воспитанники и в этом году стали неоднократными призерами художественных выставок и конкурсов различного уровня. Достижения детей получали положительную оценку профессионала – художника В.Н.Черкашина на совместных творческих выставках и встречах:
Из вышеизложенного считаем, что использование интегрированной формы организации деятельности детей обеспечит повышение качества образовательных услуг дошкольным учреждением. 2.2. вариативность форм дошкольного образования. Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Использование вариативных форм в нашем учреждении нацелено на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования наших воспитанников, ориентировано на личность воспитанника, учитывая его потребности, возможности, запросы. Считаем, что дошкольное учреждение сегодня представляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая качество воспитательно-образовательного процесса. В учреждении создана благоприятная творческая атмосфера, способствующая проявлению детской инициативности и самостоятельности посредством интеграции образовательных областей, а также – создания сети дополнительных образовательных услуг. Педагогическим коллективом успешно осуществляется дифференцированная работа со способными и одаренными детьми. Педагоги стали активно включатся в педагогический процесс при проведении занятий дополнительного образования, организованного Центром А-Я. В дошкольном учреждении продолжает развиваться работа студий, кружков, секций, объединяющих по интересам детей разного возраста по художественно-эстетическому, познавательному и физическому направлениям. В мае месяце оформлен финансовый пакет документов на организацию платных дополнительных образовательных услуг по музыкальному воспитанию на базе дошкольного учреждения, что создаст дополнительные условия для развития талантливых воспитанников. В текущем учебном году наши воспитанники приняли активное участие в конкурсах различного муниципального, всероссийского уровней: «Мир сказок», «Красота божьего мира», «Я и мой питомец», «Звездочки Иркутска», «Солнечные лучики», «Веселые старты», в том числе дистанционных «Майский день». Качественному обновлению содержания образования и развития наших воспитанников способствовало успешное взаимодействие дошкольного учреждения с социумом:
Мы понимаем, что широкое взаимодействие с социумом способствует эффективности всестороннего развития личности ребенка.
В мае 2012 года педагогический коллектив учреждения принял участие в эксперименте «Качество образования ДОУ». Тем не менее, педагогический коллектив находится в постоянном поиске таких целей и содержания, средств и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся требованиям и повышению качества образовательных услуг.
Интегрированный подход в реализации программы развития обеспечивает условия для усвоения содержания разных областей программы: формирование элементарных математических представлений, конструирование, речевое, коммуникативное ребенком как единое целое. Цель программы развития ДОУ: повысить качество интеллектуально-личностного и художественного развития детей в результате интеграции образовательных областей. Исходя из поставленной цели, были определены следующие группы задач на текущий учебный год, связанные с дальнейшим развитием учреждения. Опыт совместного речевого творчества педагогов и детей оформлен и представлен в печати по темам:
Тем ни менее, не смотря на положительные моменты организации образовательного процесса по данному направлению, выделили проблемы, которые определили существенные перспективы развития учреждения:
Сравнительный анализ речевого развития детей:
Проведенный анализ педагогической деятельности учреждения по познавательно- речевому направлению позволяет выявить общие проблемы, затруднении, определить перспективы развития:
Художественно – эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении по –прежнему является центром развития творческой личности ребенка. Продолжаем активно поддерживать налаженные связи с социумом, использовали различные возможности для дифференцированного сопровождения развития детей, развития их способностей (например - занятия с профессиональным художником). В целом система художественно – эстетического воспитания проводилась на основе интеграции образовательных областей:
Администрация выстраивает и успешно апробирует модель качественного образования воспитанников, активно сотрудничает и реализует комплексный план преемственности ДОУ со школой № 9. Диагностика уровня подготовки детей к школе позволяет оценить качественный рост подготовки детей к школе. В трёх подготовительных группах по списочному составу в 2011-2012 учебного года было 69 детей. С согласия родителей в обследовании принимали участие 68 человек – что составляет 97%. В результате диагностики уровней школьной готовности в подготовительных группах были получены следующие результаты: большинство детей готовы к началу регулярного школьного обучения – 45 детей (65 %); условно готовы – 24 детей (35 %). Воспитанники ДОУ успешно осваивают программу и показали следующие результаты при выявлении уровня развития:
Анализируя работу дошкольного учреждения можно сделать выводы, что в целом наблюдается позитивная динамика повышения качества образования и воспитания наших воспитанников. Одно из важных направлений работы дошкольного учреждения – здоровье. Приоритетными направлениями в текущем учебном году были: обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. В учреждении обогащена современная развивающая среда и набор оборудования для спортивно – массовых и оздоровительно – профилактических мероприятий. Вместе с тем, считаем, что необходимо дополнить и обновить спортивное оборудование в соответствии с современными требованиями в образовании и СанПин. В группах оборудованы физкультурные уголки. Оснащение физкультурных уголков достаточное, согласно возрастным особенностям детей. На территории детского сада оборудована спортивная площадка в соответствии с требованиями СанПин п.2.1.15. Оборудование групповых прогулочных участков требует замены малых форм и спортивного оборудования, замены мебели в соответствии с требованиями СанПина. В детском саду сложилась система сопровождения психофизического развития детей на основе интеграции педагогов, медицинских работников, родителей и воспитанников. Содержанием этого взаимодействия является анализ карт развития детей, адаптационных листов, карт нервно – психического развития детей раннего возраста, выработка комплексных планов физического и психического развития, коррекция развития ребёнка. Инструктор по физической культуре Пологрудова Т.И. обогащает процесс здоровьеформирующего развития детей за счёт использования парциальных программ и технологий нового поколения: «Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцев В.Т., «Методические рекомендации по использованию больших гимнастических мячей» Дж. Майер. В дошкольном учреждении создана и утверждена адаптированная программа «Ступеньки здоровья», которая показала интегрированный подход к физическому и личностному развитию дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс комплексов на больших гимнастических мячах (фитболах). Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по физическому развитию, охраны и сохранения психофизического здоровья детей.
В детском саду обеспечивалась достаточная двигательная активность детей, благодаря использованию интегрированных форм работы по физическому воспитанию. Спортивные соревнования и праздники, ритмика, уроки здоровья. «Неделя здоровья», семейные спортивные соревнования «Мама, папа, Я – дружная спортивная семья» - стали показателем эффективности и взаимодействия педагогов и семей воспитанников по физкультурно – оздоровительной работе с детьми. Педагоги дошкольного учреждения в своей работе стали активнее использовать современные здоровьесберегающие технологии: пальчиковую, дыхательную гимнастики, гимнастику для глаз, включают элементы психокоррекционных упражнений, проводят закаливающие мероприятия. Наблюдения за детьми показывают, что дети учатся заботиться о своем здоровье, проявляют интерес к занятию спортом. С целью формирования интереса к физической культуре и спорту, ЗОЖ у детей, родителей и педагогов проводились следующие спортивные мероприятия:
Показателями качества и эффективности физкультурно – оздоровительной работы можно стали:
В учреждении организован мониторинговый контроль по оценке качества физической подготовленности и развития детей (2 раза в год), который способствует индивидуально – дифференцированной работе с детьми по коррекции психофизического развития детей. На основе анализа мониторинга физического развития детей и состояния их физического здоровья разработаны линии взаимодействия воспитателей и специалистов на следующий учебный год. Медицинский персонал совместно с педагогами учреждения проводит все мероприятия по плану лечебно – профилактической работы. Старшая медицинская сестра осуществляет ежедневный контроль режима и качества питания, соблюдение требований СанПиНа. Медицинской службой учреждения выстроена система лечебно-профилактическая работы с детьми, которая строиться в три этапа. На каждом из этапов проводятся специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие мероприятия. 1 этап - интенсивной профилактики - готовит ребенка к самому неблагоприятному сезону года: проводятся УФО, массаж, витаминизация пищи, планируется высокая физическая нагрузка, закаливание по максимально допустимому режиму. 2 этап – восстановительный - на котором используется система защитных мер для предупреждения ОРЗ, ангин, простуды. Прием фито - и - физиопроцедур, витаминов, меры неспецифической профилактики простудных заболеваний, прием медикаментов и лечебных процедур, массажа, оздоровительных гимнастик, сниженная физическая и умственная нагрузка, закаливание проводится по щадящему режиму, увеличивается время пребывания на свежем воздухе. 3 период - реабилитационный - детям предлагаются- фитотерапевтическое лечение, витаминизация, усиленное питание, оптимальный подбор оздоровительных и восстановительных средств, игр и физических упражнений оздоровительных гимнастик и видов закаливания. Схема проведения оздоровительно-профилактических мероприятий разработана на каждый возраст и время года, в зависимости от сложившейся эпидемиологической обстановки, состояния здоровья детей. Питание детей осуществляется на основе примерного 10-дневного меню, рекомендованного МАУ «Комбинатом питания», организовано в соответствии с медицинскими требованиями, осуществляется с учётом индивидуальной диеты детей. Соблюдается сбалансированность по белкам, жирам, углеводам, калориям. Используются полезные для здоровья детей соки, отвары, фиточаи. В группах созданы все гигиенические условия для приёма пищи.
Из приведенной таблицы мы видим, что показатели дней, случаев заболевания увеличились по сравнению с предыдущими годами. Следует заметить невысокую посещаемость воспитанниками в летний период, когда родители используют отпуск в количестве 75 календарных дней. Из всего вышесказанного мы наметили линии развития: - снижение интеллектуальных, эмоциональных нагрузок в дошкольном учреждении и в семье; - овладение педагогами новым содержанием здоровьесберегающих технологий и механизмом управления здоровьем. В мае 2012 года педагогический коллектив был включен в педагогический эксперимент: «Оценка качества образования» (распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.05.2012 № 710 мр. «О разработке и апробации модели процедур оценки качества дошкольного образования»). В результате проведения экспериментальной работы педагогический коллектив овладел современным инструментарием по оценке качества дошкольного образования. Результаты оценки качества дошкольного образования ДОУ показали высокую оценку деятельности нашего учреждения.
Считаем что, управление качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров дошкольных учреждений. Мы понимаем, что одним из условий повышения эффективности управления учреждением является информатизация процесса управления Внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг, расширение возможностей широкополосного доступа является показателем развития информационной среды учреждения. Однако введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов.
С этой целью в 2011 – 2012 учебном году перед управленческой службой учреждения были поставлены и реализованы задачи:
- в учреждении оборудована локальная вычислительная сеть, объединяющая 4 компьютера, из них 2 – педагогический кабинет, 1 – кабинет заведующей, 1 – медицинский кабинет.
- 4 педагога прошли курсы повышения квалификации по ИКТ. - повышение квалификации работающих педагогов (мини-курсы в учреждении, проведение мастер-классов, обмен опытом среди педагогов). - 50 % педагогических работников используют в своей работе ресурсы Интернет. - 30 % педагогических работников имеют учетную запись электронной почты. - более 25 % педагогических работников используют в своей работе программы Microsoft Office, мультимедиа. - 100 % педагогических работников используют в работе ТСО.
- педагогический кабинет оборудован 3 ПК, 3 ноутбуками, находящимися в свободном пользовании работниками учреждения. - учреждение подключено к глобальной сети Интернет по выделенной линии предоставляемой ОАО «Ростелеком», безлимитный тарифный план)
- документооборот, отчетность производится в электронном виде, создана единая электронная база данных работников, воспитанников. - использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе; - педагоги учреждения участвуют в дистанционных конкурсах, научно – практических конференциях.
- конспекты занятий, картотеки игр, физминуток, пословиц, песен и др. 4.2. общественные формы управления В текущем учебном году в дошкольном учреждении продолжил свою работу Совет учреждения. На заседаниях Совета учреждения были рассмотрены следующие проблемы: - привлечение внебюджетных средств, для выполнения предписаний СанПина; - содействие в создании оптимальных санитарно – гигиенических условий в ДОУ; - содействие в профилактике заболеваний детей; - подготовка к проведению ремонта учреждения - создании условий для участия дошкольного учреждения в муниципальных конкурсах. - организация дополнительных образовательных услуг на базе дошкольного учреждения для развития талантливых и одаренных детей; - укрепление материально – технической базы учреждения. В целом, Совет учреждения провел свою работу в полном объеме. В будущем учебном году планируем интегрировать работу Совета учреждения в образовательный процесс ДОУ.
В 2011 – 2012 учебном году в целях обеспечения единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования учреждение принимало участие в котировочных заявках: - выполнение внутренних сантехнических работ; - монтаж противодымных дверей; - выполнение работ по промывке внутренних систем отопления; - поставка строительных материалов. Весной 2012 года учреждение зарегистрировалось на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru. На данном сайте общая информация об учреждении, муниципальное задание, план ФХД имеют статус «опубликовано» В целях совершенствования деятельности, стимулирования профессионального роста и повышения ответственности, развития инициативы и творческой активности, а также повышения качества и результата трудовой деятельности с сентября 2011 года в учреждении осуществлен переход на новую систему оплаты труда, что позволило стимулировать и поощрять педагогическую инициативу и повысить заинтересованность педагогов в результатах воспитательно - образовательной деятельности. В учреждении разработаны и утверждены: - Положение о НСОТ, - Комиссия по оценке критериев и показателей качества и результативности профессиональной деятельности работников. --Индивидуальные карточки критериев и показателей качества и результативности профессиональной деятельности работников. Комиссия по оценке критериев и показателей качества и результативности профессиональной деятельности работников работает регулярно, эффективно способствует повышению качества образования в ДОУ. Фонд стимулирующих выплат составляет 30 % от ФОТ. В настоящее время наиболее насущным является бытовое энергосбережение это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и рациональное использование электричества и тепла. В нашем учреждении весь коллектив подходит рационально к решениям вопросов энергосбережения: - Экономия электрической энергии (максимальное использование дневного света, использование осветительных приборов только по необходимости; замена ламп накаливания на энергосберегающие, подбор оптимальной мощности электрообогревательных устройств, использование энергосберегающим "спящим" режимом, если он есть в приборе или устройстве); - Экономия тепла (снижение теплопотерь, установка теплосберегающих оконных конструкций и дверей, использование узлов учета тепловой энергии, использование современных теплоизоляционных материалов). Считаем важным выделить основные направления повышения эффективности управления учреждением:
Для успешного развития дошкольного учреждения определили следующие линии развития:
. |