Скачать 96.28 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «ПО СТРАНИЦАМ КЛАССНОГО ДНЕВНИКА…» для учащихся 4»Б» класса Автор: Жижина Екатерина Александровна учитель начальных классов Санкт-Петербург 2011-2012 учебный год В первых числах сентября 2011 года на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформления в нем записей. Авторы учебника по русскому языку советовали ребятам начать ведение классного дневника, но оформлять его не ежедневно а, например, раз в неделю, месяц. Так родился наш классный (коллективный) дневник, который называется «Так мы живем!» Каждый желающий ученик может написать о самом ярком событии, впечатлении, как в своей жизни, так и в жизни класса. В этой работе сочетается развитие и воспитание личности ребенка с обучением письменной речи. Наш дневник стал летописью жизни 4 «Б» класса. Цели:
Задачи:
Оборудование:
Ход классного часа 1).Орг. момент. 2).Основной этап 1. Учитель: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось. Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? Дети отвечают. Учитель: Мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы. Каждый человек уникален. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет. - Как вы считаете, что может объединять нас с вами? 2. Учитель: Сегодня наш классный час мы посвятим нашему классу, поговорим о том, как и чем мы живем. Ребята, мы поговорим о нас. Мы –4 Б класс. -Мы провели исследования и составили портрет нашего класса. Наш портрет (говорят дети): 1. Рост нашего класса – 33 метра 64 сантиметра. 2. Нам 243 года. 3. У нас 48 глаз: 20 карих, 8 серых, 14 голубых , 6 зеленых 4. У нас 24 носа, 48 ушей. 5. У нас 12 родных братьев и сестёр. 6. У нас много домашних животных: 10 кошек, 3 собаки, 11 попугаев, 1 хомяк, 1 суслик, 2 крысы,1 дегу, 1 черепаха, 2 морские свинки, 1 кролик, 4 аквариума с рыбками. 7. Наши увлечения: футбол, волейбол, фехтование, туризм, плавание, гимнастика, компьютерные игры, чтение книг, музыка танцы, лыжи, рисование. - Вместе мы четвертый год, но всех объединяет главное – дружба. Учитель: Что же мы знаем о своем классе? 1. Сколько у нас мальчиков и сколько девочек? (11 и 13) 2.Назовите самое короткое полное имя мальчика или девочки нашего класса? (Марк, Юлия) 3. А самое длинное? (Александра) 4. У кого день рождения раньше всех в году? ( у Даши Байковой) 5.А позже? (у Лизы Антиповой) 6. В каком месяце у нас больше всего именинников? (в марте) Класс наш в школе самый умный, Пятерок много в дневнике! Мы вам скажем непременно: Это наш – четвертый «Б»! Класс наш в школе всех активней И при деле он везде! Мы вам скажем откровенно: Это наш – четвертый «Б»! Класс наш в школе самый дружный, Всех поддержим мы в беде! Мы вам скажем без сомнений: Это наш – четвертый «Б»! 3. Учитель: - У меня в руках необычная папка. -Что это? -Это наш классный дневник «Так мы живем». Мы начали вести его в сентябре и вместе написали первые страницы с надеждой, что они будут напоминать нам о событиях этого года, последнего в начальной школе. - Какие события этого года вам запомнились? -Перелистаем сегодня наш классный дневник. Презентация классного дневника - Общее дело объединяет людей. У нас много общих школьных дел, которые сплотили, сдружили вас, ваших родителей за последний год. 4.Учитель: - Обратимся к главе 11 нашего классного дневника. -Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. -А как называлась наша страна раньше? (Русь) -Как называли себя наши предки? (Славяне). -Кто защищал землю русскую? (Богатыри). -Откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей). -А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. -Ребята, вспомните былины и сказки о богатырях. Учитель: Участие в конкурсе «Русь изначальная» подтолкнуло нас заняться не только изучением литературы – в частности народного творчества - былин, но и потом историей образования нашего государства. Ученик: Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями. Ученик: Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения, славные русичи всегда оказывались победителями. Учитель: Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях. Кто напомнит их имена? -А теперь посмотрим былину «Илья Муромец и Идолище» в исполнении ребят нашего класса. Учитель: - Какому князю служили эти богатыри, и в каком городе он правил? (Князю Владимиру, в городе Киеве.) Историческая справка. Ученики класса. Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв) Былина представляет нам особый мир - мир, который по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами Русской земли с X до XVI в. Учитель: Мы заинтересовались этим период истории, жизнью славян в те времена. Историческая справка. Ученики класса. Великий князь Владимир. Точная дата рождения неизвестна – вторая половина 10 века. Умер в 1015 г. Великий князь Владимир Святославович был младшим сыном князя Святослава. С 969 г. правил в Новгороде, а с 980 г. стал великим князем Киевским – единовластным правителем Русской земли. Много сделал для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Был отважным воином и не знал поражений: разбил поляков, дал отпор печенегам, присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племен. Княжество при нем процветало. Владимир вошел в историю как князь креститель. Летописцы делят время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. В «языческий» период своего правления Владимир был человеком жестоким и безнравственным. В 988-989 г. он ввел на Руси государственную религию – христианство. По свидетельству летописи, став христианином, Владимир разительно и неправдоподобно переменился. Он стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Не гордился ни властью, ни богатством, все дела старался решать миром и наказывал только разбойников. Бедным раздавал милостыню, а для больных и немощных велел развозить по улицам хлеб и мясо, рыбу и сало, горячую кашу , мед и квас. Не жалел денег на строительство церквей. За то, что был пригож лицом и пролил на Русь свет христианства Владимира стали называть Красное Солнышко. Русская Православная Церковь причислили Владимира к святым. 5. Учитель: - Обратимся к главе 13 нашего классного дневника. Учитель: -10 февраля мы ходили в детский исторический музей. Нас знакомили с историей игрушки, играми, развлечениями детей на Руси. – Знакомы вам эти предметы, для чего они нужны? Дети во все времена любили и любят играть с игрушками. Игрушка – великое изобретение человечества, в ней воплощены основные жизненные ценности народа, предаваемые из поколения в поколение. Находки археологов подтверждают, что с игрушками дети играли еще в доисторические времена. Это были уменьшенные копии животных, птиц. Сейчас купить желанную игрушку не составляет большого труда. Их в изобилии изготавливают на заводах и фабриках, а затем продают в магазинах. – Из каких материалов делают игрушки? (Пластмасса, резина и др.) – Что могут делать современные игрушки? (Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п.) А вот в старину, например, во времена князя Владимира, ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (показ) Из чего? Историческая справка. Ученик класса. Первыми игрушками на Руси были полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки. Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони каталки. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим. Учитель: Куклу можно сделать из любого материла, какой окажется под рукой. Попробуйте сделать куклу из таких простых предметов. 6. Работа в группах. (время 3-5 мин.) Каждая группа получает материалы (бересту, полено, деревянную ложку, ткань, тесьму, пряжу и т.д.), из которых ребята изготовляют игрушки. Учитель: Продемонстрируйте поделки, расскажите о своих игрушках. 7. Учитель: Играть можно не только с игрушками, но и без них. Назовите игры, в которые вы играете. (Дети отвечают.) А как вы думаете, в старину ваши ровесники – дети вашего возраста, знали какие-нибудь игры? (Дети отвечают.) В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, ответы конкретизируется, обобщаются, педагогом предлагаются варианты, связанные с отсутствием телевидения, кино, компьютеров и т.п.) Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и другие. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры. Дуга Для игры натягивается веревочка, и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже, и в конце побеждает самый гибкий и упорный. Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так. С малых лет девочек и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю. 3). Итог занятия: Учитель: Что больше понравилось? -Как думаете, чему будет посвящены следующие страницы нашего дневника? - Следующий этап нашего районного конкурса - это игры и развлечения на Руси. Это еще одна страница нашего классного дневника. 4).Орг. момент. Список литературы: В.Соловьев. Новая популярная энциклопедия. История Отечества. М. :«АСТ-ПРЕСС», 2000 г. festival.1september.ru |