ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Кодирование звуковой информации
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Разваляева Нелли Викторовна
|
| Место работы
| МОУ «Новонадеждинская СОШ»
|
| Должность
| Учитель информатики
|
| Предмет
| информатика
|
| Класс
| 9
|
| Тема и номер урока в теме
| Кодирование звуковой информации
№ 13
|
| Базовый учебник
| Угринович Н.Д «Информатика и ИКТ»
Базовый курс 9 класс
|
8. Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Кодирование звуковой информации»
9. Задачи:
Образовательные:
разобрать процесс оцифровки звука и осмыслить принципы двоичного кодирования звука;
формировать навык видеть проблему, вырабатывать гипотезу и наблюдать;
сформировать представление учащихся о способах обработки звуковых файлов;
Развивающие:
развивать познавательный интерес и внимание школьников;
развивать наблюдательность, аналитические навыки;
продолжить развивать умения учащихся применять компьютер для решения конкретных задач;
создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;
помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями;
Воспитательные:
продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера;
воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимание.
Предметные результаты:
Знать:
особенности кодирования звуковой информации;
основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Уметь:
решать задачи на кодирование звуковой информации;
основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Метапредметные результаты:
выделять свойства явлений, объектов;
сравнивать характеристики по выделенным признакам.
анализировать полученные результаты.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютеры с наушниками.
Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Обучение ведется по учебнику Угринович Н.Д «Информатика и ИКТ» Базовый курс 9 класс. Соответствующая программа предполагает, что учащиеся начинают обучение информатики с 8 класса.
ПЛАН УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Актуализация знаний учащихся, полученных ими по физике при изучении темы «Звук».
| Собственный ресурс
| Учитель демонстрирует слайд и задает вопросы учащимся о звуке и звуковой информации, выясняя уровень знаний по данной теме из курса физики.
| Обучающиеся пытаются ответить на поставленные вопросы, но формулировка точных ответов на поставленные вопросы вызывает трудности
| 2
| 2
| Формирование новых знаний:
погружение в проблему кодирования звуковой информации, связь физической сути звука с информационной составляющей, первичное обобщение – выход на понятие «качество звука».
| Ресурс № 1
| Учитель демонстрирует обучающимся анимационный ролик о том, что представляет собой звук, как получить звук, как превратить звук в электричество, как записать звук, как представлен звук в компьютере.
| Учащиеся воспринимают представленную мультимедийную информацию и отвечают на вопросы, предложенные учителем до просмотра ролика.
| 8
| 3
| Формирование новых знаний:
введение основных характеристик звука (понятий): частота, громкость, высота, тембр.
| Ресурс №2
|
Учитель вводит понятие тон звука, который определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны).
| Вызывает одного ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше частота, тем выше звучание. Обучающиеся работают с тетрадью.
| 3
|
|
| Ресурс №3
| Учитель вводит понятие громкость звука, который определяется интенсивностью сигнала.
| Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше интенсивность звуковой волны, тем громче сигнал.
| 3
|
|
| Ресурс №4
| Учитель доводит до учащихся информацию, что уровень мощности пропорциональна интенсивности звукового сигнала.
| Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя звуки одинаковой мощности, но разных частот.
| 3
|
|
| Ресурс №5
| Учитель вводит информацию о том, что для преобразования аналогового сигнала в цифровой и наоборот служат специальные устройства АЦП и ЦАП
| Обучающиеся знакомятся с устройствами АЦП и ЦАП, записывают новую информацию в тетрадь.
| 3
|
| Введение понятия частота дискретизации звука, примеры решения задач
| Собственный ресурс
| Учитель вводит понятие частоты дискретизации звука, показывает пример решения задачи, дает объяснение.
| Обучающиеся записывают новую информацию в тетрадь
| 4
| 4
| Формирование умений у обучающих решения задач на вычисление информационного объема звукового файла
| Ссылка на презентацию
| Учитель предлагает обучающимся решить задачу (высвечивается на экране) на вычисление информационного объема цифрового звукового стереозвуковогофайла.
| Обучающиеся решают задачу в парах, проверка задачи в интерактивном режиме (вариант решения задачи высвечивается на экране)
| 3
| 5
| Закрепление новых знаний
| Ресурс № 6
| Учитель предлагает обучающимся сесть за компьютеры и просмотреть иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры».
| Обучающиеся рассаживаются за компьютеры, закрепляют полученный материал, используя интерактивную модель «Тембры"
| 5
| 6
| Закрепление полученных знаний, контроль..
| Ресурс 7
| Учитель на закрепление изученного материала предлагает учащимся ответить на вопросы интерактивного кроссворда, тем самым проверяет знания, полученные на уроке.
| Учащиеся вставляют слова в клетки кроссворда, по окончании работы сообщают полученные результаты (оценки) учителю.
| 5
| 7
| Домашнее задание
| Ресурс №8
| Учитель предлагает домашнее задание обучающимся, пересылая ссылку по сети.
|
| 1
|
Приложение к плану-конспекту урока
Кодирование звуковой информации
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ ресурса в
уроке
| Название ресурса
| Тип,
вид ресурса
| Форма предъявления информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| собственный
ресурс
| Кодирование и обработка звуковой информации
| Информационный ресурс
| Презентация
| презентация «Кодирование и обработка звуковой информации»
| 1
| Анимация "Представление звука в компьютере
| Информационный ресурс
| Анимация, мультимедиа
| http://school-сollection.edu.ru/catalog/res/43d2c4fe-2cc6-4bbc-8493-9abcf4baf254/?interface=catalog
| 2
| Высота звука
| Информационный ресурс
| Анимация, аудиофрагмент
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a23d17e-f585-417e-b33b-7c63cd72c6fa/sound_high_low.swf
| 3
| Громкость звука
| Информационный ресурс
| Анимация, аудиофрагмент
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc97b4df-f9de-407f-94a6-1844bfcee73d/sound_quiet_aloud.swf
| 4
| Звуки одинаковой мощности, но разных частот
| Информационный ресурс
| Анимация, аудиофрагмент
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42801eea-cc41-4730-8220-0847be72b4fa/sound_frequency.swf
| 5
| Цифровой звук
| Информационный ресурс
| Анимация, аудиофрагмент
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5d2ad1d-8cf3-4dbf-a166-022193fd9a47/16.swf
| 6
| Характеристики
звука
| Информационный ресурс
| Иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры».
| http://fcior.edu.ru/card/7741/harakteristiki-zvuka.html
| 7
| Кроссворд по теме: "Технологии мультимедиа"
| Контрольный
ресурс
| Интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7c63626-727e-4747-ba5f-2cfabd284eae/9_4.xls
| 8
| Домашнее задание
| Практический
ресурс
| Текст/Текст с иллюстрациями
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/887cdd3c-8307-4ccf-86dc-0ca6059c30fc/9_undefined.rtf
| |