Скачать 121.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» в посёлке Кавказский Методическая разработка Методика проведения урока-путешествия по дисциплине Информатика и ИКТ Автор: Шарабокова Т.Г. преподаватель информатики и информационных технологий п. Кавказский, 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение В настоящее время в образовании происходит переход от традиционной образовательной парадигмы к парадигме, основанной на инновационных методах обучения и видах занятий. Для передачи определённых знаний студентам преподаватель сам определяет тот вид занятия, посредством которого может заинтересовать студентов к восприятию материала, выработать умение, побудить к творческой деятельности. Среди разнообразия нестандартных видов занятий, при изучения темы «Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую» выбран «Урок-путешествие». «Нестандартная» форма занятия — это не просто отражение процесса поиска новой разновидности наиболее эффективной передачи необходимой информации, она несёт в себе определённое содержание: общение, взаимодействие, сотрудничество. Особого внимания заслуживают те её разновидности, которые поощряют индивидуализацию обучения, коллективное творчество, межличностные контакты. Выбранный тип занятия — комбинированное, где систематизируются знания студентов по ранее изученной теме, рассматриваются новые понятия, которые являются основополагающими для понимания компьютерной обработки информации. На этом занятии реализуется восприятие, понимание и осмысление новых понятий: системы счисления, алфавита системы, базиса, алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую. В начале занятия преподаватель организует студентов к отправлению в путешествие по дорогам счёта, развития систем счисления, распределяются обязанности, сообщаются правила техники безопасности «в пути», создавая игровой момент на занятии; поэтому «путешествие», состоящее из основных этапов: «Подготовка», «Отправление», «На привале», «Сборы домой», «Рассказ о походе» оказывает сильной воздействие на эмоциональную сферу студентов. Для успешной реализации целей занятия определяются методы, педагогические технологии, обеспеченность, которые усиливают работоспособность и активность личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Основная часть I. Подготовка к занятию «Почти во всех делах самое трудное - начало» (Ж.Ж. Руссо) При подготовке к занятию в первую очередь определяется триединая дидактическая цель: образовательного аспекта, развивающего и воспитательного. Определяются тип и вид занятия, методы ведения, формы опроса, педагогические технологии, обеспечение занятия. В соответствии с выбранным видом занятия определяются его этапы, для каждого из которых подбираются методы проведения. Словесный метод используется при систематизации изученного материала, информационно-развивающий при формировании новых понятий, практический - при выработке умений и навыков. Систематизация материала реализуется фронтальным опросом с применением подготовленных слайдов для кодоскопа. Центральная часть урока посвящается первичному восприятию материала, которая обеспечивается компьютерной презентацией «Системы счисления». Поэтому основная подготовка к занятию заключается в создании такой презентации с учётом всех аспектов, влияющих на эмоциональную сферу студентов, алгоритмизацию рассмотрения изучаемого материала. Для выработки умений и навыков используется практический метод при парной и индивидуальной формах опроса, для чего разрабатываются карточки индивидуальных и групповых заданий. II.План занятия Дисциплина: Информатика и ИКТ Тема: Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Цели: а) образовательная: раскрыть понятия: «система счисления», «алфавит системы», «базис», расширить представление студентов в области истории развития систем счисления, выработать умение представления числа в различных системах счисления, разложения числа по базису, перевода числа из одной системы счисления в другую; б) развивающая: развить практический навык по представлению и переводу численной информации, выраженной в различных системах счисления; развивать память, речь, логическое мышление; в) воспитательная: воспитание научного мировоззрения, умения организовывать самостоятельную и групповую работу, формировать чувство товарищества. Методы: словесный, игровой, информационно-развивающий, практический. Педагогические технологии: информационная, деятельностно-развивающая. Тип занятия: комбинированное. Вид занятия: урок-путешествие. Формы опроса: фронтальный, парный, групповой, индивидуальный. Обеспечение занятия: компьютерная презентация «Системы счисления», карточки индивидуальных и групповых заданий. Межпредметные связи: математика, история, литература. Ход занятия 1. Организационный момент:
- счёта, развития систем счисления, сообщение правил техники безопасности в пути. 2. Проверка домашнего задания. «Подготовка в поход» (фронтальный опрос по вопросам)
- какую роль за сегодняшний день вам приходилось выполнять. 3. Формирование новых понятий Мотивация, «Отправление в поход» (С применением компьютерной презентации «Системы счисления») Преподаватель: Известно, что для записи информации о количестве объектов используются числа. При этом в своём историческом развитии человечество изобретало множество способов или, так называемых, «систем счисления». В них указаны правила записи чисел и арифметических действий с ними. Под числом мы будем понимать величину, а не символьную запись. Числа записываются с использованием особых знаковых систем. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются числами. 3.1. Понятие системы счисления (слайд 3) Преподаватель: Система счисления - математическая модель, в которой числа записываются по правилам с помощью цифр. 3.2 Виды систем счисления (слайд4) Преподаватель: На экране показываются слайды, рассказывающие о видах непозиционных систем счисления: единичная, древнеегипетская, вавилонская, римская. В качестве иллюстраций демонстрируются рисунки и слайды: наскальная живопись (палеолит), папирус, глиняные дощечки. Звучит мелодия древности (арфа). Преподаватель: Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита. Алфавитная система была принята и Древней Руси. При записи чисел над буквами ставился специальный знак «~» - титло. На экране - изображение страницы азбуки древней Руси и отрывок из летописи с изображением чисел. Удобны ли алфавитные системы? (ответ: 1. Нет, т.к. с их помощью можно записать только целые числа. 2. Нет, т.к. с их помощью можно записать числа в пределах числа букв алфавита, т.е. не больше нескольких десятков) Преподаватель: Правильно, числа больших порядков нельзя записать только с помощью букв алфавита. Правда, славяне, как и греки, умели записывать и числа, превосходящие 1000. Для этого к алфавитной системе добавлялись новые обозначения - специальные знаки. Посмотрите на экран: знак «^», стоящий перед цифрой внизу слева, обозначал кратность 1000, а цифра, обведённая в кружок без титло, - 10 000 - называлась «тьма», 10 тем - «легион», 10 легионов составляли «леодр». Самая большая из величин называлась «колода» - 10э(). Считалось, что «более сего несть человеческому разумевати». Древнерусская система счисления была наиболее совершенной из всех алфавитных систем. Изобретение позиционной системы записи оспаривается Вавилоном и Индией. Вавилонская система была шестидесятеричной. Однако в этой системе не было нуля, что вызывало определённые трудности. Индийские символы для десятичной позиционной системы содержали символ 0. Это было удобно. Арабские торговцы переняли индийскую запись счёта, а от арабов пришли цифры в Европу, поэтому у нас эти цифры называют арабскими.
«На привале»
«Сборы домой» Преподаватель: На этом «поход завершается», в котором мы познакомились с представлением числовой информации с помощью различных систем счисления. Разобрали правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Компьютер обрабатывает дискретную информацию, представленную в виде импульсов электрического тока, соответствующих 1 и 0. Создатели ПК остановились именно на двоичной кодировке (а не «три» к примеру) из-за удобства её применения в электронных схемах, т.е. машина при цифровой обработке информации оперирует исключительно двоичными знаками - битами, результат является также двоичным числом. Как это происходит и почему, мы детально рассмотрим на 2 курсе информатики. Поэтому при работе на компьютерах десятичную систему используют всюду, где требуется установить с человеком контакт (при вводе и выводе данных). Все операции по переводу из десятичной системы счисления в двоичную и обратно ПК осуществляет самостоятельно, и пользователь этого не замечает. 5.1 Выставление оценок 6. Задание на дом «Рассказ о походе» 6.1 Текстовое: слайд 30. III. Методика проведения занятия по теме «Системы счисления» Занятие по выбранной теме является вводным при переходе к изучению нового раздела. Комбинированный тип занятия предусматривает систематизацию знаний студентов по предыдущему разделу; восприятие, понимание и осмысление материала новой темы; выработку умений представления чисел в различных системах счисления и перевода чисел из одной системы счисления в другую. Выбранный вид занятия «Урок-путешествие», в организационной части урока преподаватель создаёт своеобразный психологический настрой при совершении «путешествия», выполняя для этого все необходимые требования: знакомство с правилами техники безопасности, «подготовку в поход», «отправление», «на привале», «сборы домой», «рассказ о походе». Каждое действие путешествия основано на определённом этапе урока. «Подготовка в поход» - систематизация материала, где производится фронтальный опрос словесным методом с использованием ТСО - кодоскопа для обобщения материала пройденного раздела. «Отправление в поход» - формирование новых понятий и умений. При переходе к изложению нового материала преподаватель подчёркивает теоретическую и практическую значимость темы урока, ставит пред студентами познавательные задачи, формулирует мотивацию рассматриваемой темы. Объяснение нового материала выполняется с применением информационной технологии - мультимедиа презентации. Она содержит набор страниц (слайдов), содержащих текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты. Музыкальное вступление - мелодия древности (арфа) активизирует внимание студентов. Такой сценарий подготовлен с использованием программы Power point. Простота использования программы позволила при наличии готовой презентации, отредактировать слайды, вставить новые в готовую презентацию, ввести анимацию текста. Переход от одного слайда к другому задаётся командами преподавателя посредством мыши. Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. Сценарий урока представляет собой фактически его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, рисунки, анимации, и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Если традиционная форма ведения урока заставляет преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование сценариев высвобождает большое количество времени, которое употребляется для дополнительного объяснения материала. Такие мультимедийные сценарии позволяют рационально организовать урок, сделать его более наглядным и насыщенным, концентрирует внимание студентов. Следующий этап - «на привале» - закрепление усвоенного материала. Группа делится на 6 подгрупп (по 2-3 человека). Каждая подгруппа получает задание:
3. Практическая самостоятельная работа в соответствии с заданным алгоритмом решения. Решение каждого задания проверяется по соответствующему слайду. «Сборы домой» - подведение итогов занятия. Комментируется участие студентов в «походе», выставляются оценки за работу на уроке. Задание на дом текстовое, переписывается со слада презентации. «Рассказ о походе» - запись домашнего задания. Выбранные педагогические технологии направлены на развитие активности личности в учебном процессе. Заключение Нетрадиционные виды занятий, в частности: урок-путешествие, дают широкие возможности преподавателю управлять учебной деятельностью студентов, подключая их эмоциональную сферу управлять вниманием, побуждать к активизации, направлять к самостоятельности в учебной деятельности. Занятие данного типа обладает большими реальными возможностями для развития и воспитания студентов, но вместе с тем преподавателем полностью не реализуются образовательные цели обучения, так как оно не обеспечивает формирование глубоких и прочных знаний, и умений, а создаёт предпосылки для их решения на последующих занятиях через практические занятия, выполнение самостоятельных заданий. С использованием компьютерной презентации по информатике разработаны следующие темы занятий: «Понятие информации», «Ветвящиеся процессы», «Циклические процессы», «Системы счисления», «Информационные процессы».
Информаитика. Москва, 2001 г.
Литература: |