Тема урока
| Кто такие птицы?
|
Предмет
| Окружающий мир
|
Класс
| 1 класс
|
Автор урока (ФИО, должность)
| Володина Марина Борисовна, учитель начальных классов
|
Образовательное учреждение
| МБОУ «СОШ № 54»
|
Город
| Астрахань
|
Методическая информация
|
Тип урока
| Урок изучения нового материала
|
Цель урока
| Знакомство с птицами как представителями животного мира.
|
Задачи урока
| Предметные: сформировать у детей понятие о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц.
Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
| В ходе практической работы дети «добывают» знания по теме урока, используют знания, полученные на предыдущих уроках: виды животных, отличительные признаки разных видов (существенные и несущественные). Ученики работают с разными видами информации – схемы, таблицы, тексты, графические объекты – учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения. На уроке прослеживаются межпредметные связи; привлекается семья к решению проблем животного мира.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
|
Необходимое оборудование и материалы
| Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»; атласы-определители 4 шт. с цветными закладками (с.172, 180, 184,186); листы самооценки; счётный материал «Спектра» (красные и синие квадраты); парты расставлены для работы в группах (4 группы); Интернет (для показа фильма по ссылке; слайд 20).
|
Дидактическое обеспечение урока
| Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы – 128с.
|
Список дополнительной литературы
| Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.- М.: Просвещение, 2010. - 63с.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с.
|
Ход и содержание урока
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
|
I. Организационный этап. Мотивация. Физминутка
| Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.
|
Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Поможет нам упражнение «Локотки».
| По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (руки за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 3-4 раза. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.
|
1 мин.
|
II. Этап повторения изученного.
| Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы».
|
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются…
Молодцы.
|
… рыб.
… акула, окунь, сом...
… чешуя, дышат с помощью жабр...
| Слайд 2
1 мин.
|
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
| Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
|
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему. Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать. Тема нашего урока «Кто такие…?»
Мы продолжим заполнять таблицу «Животные».
| Пингвин – птица. Остальные – рыбы.
…птицы.
| Слайд 3
Слайд 4
1-2 мин.
|
IV. Этап актуализации знаний.
| Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.
|
Птицы. Что вы о них знаете?
(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках, чтобы в конце урока к ним вернуться)
| Дети называют признаки птиц.
| Слайд 5
1-2 мин.
|
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.
Физминутка
| Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.
|
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Приготовились.
Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода. Молодцы, вы справились с заданием.
|
Дети взяли пластины 2 цветов.
Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное. Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.
| Слайд 6 («домашня» страница)
Слайды 7 – 16
Слайд 6
4-5 мин.
|
Цель – реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц.
|
Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.
(На данном этапе обучения читать желательно хором – ориентир на детей умеющих читать, а плохо читающие дети тянутся за всеми, формируется уверенность в своих силах. В дальнейшем, это задание выполняется с помощью «чтения молча».)
| Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её. Прислушиваются к голосам птиц.
| Слайд 17
1-2 мин.
|
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся.
| Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.
|
Ребята, где можно встретить птиц? Его выполнить вам поможет «Атлас-определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета. Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
На 1 слайде у вас атлас-определитель с закладкой определённого цвета. Запомните его. Именно такого цвета будет ваша закладка в атласе.
Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц?
Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
Найдите на странице атласа птиц, изображённых на фотографиях на 2 слайде; прочитайте названия (для читающих).
Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их.
*Попробуйте прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть хорошо читающие ребята).
Составьте небольшой рассказ о вашей группе птиц. (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)
Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц.
| Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…
Определяют названия птиц, используя свой опыт. Хищники, живут у воды … Сравнивают предположения с темой статьи в атласе. Сопоставляют фото и картинку в атласе.
Проговаривают то, что видят. Просмотровое чтение.
Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы. Коллективное составление рассказа.
Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о птицах.
|
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 18 («домашняя» страница)
Слайды 19– 22
9-10 мин.
|
VII. Этап контроля и самоконтроля.
| Цель – проверить усвоение материала.
|
Давайте проверим как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? *Возможен вариант этого задания. Его можно выполнить на индивидуальных компьютерах (если они есть), используя наушники (т. к. задания озвучены для детей, которые не умеют читать). Тестовый материал прилагается.
| Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие птицы?)
Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.
|
2-3 мин.
|
VIII. Этап коррекции
| Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.
|
Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? Как вы можете помочь птицам?
Давайте сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.
| Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их.
Дети высказывают свои мысли.
Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …
| Слайд 23
2-3 мин.
|
IX. Этап подведения итогов занятия.
| Цель – подведение итогов, формулирование вывода.
|
Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы?
Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода.
| Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают). Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.
| Слайд 24
2 мин.
|
Цель – подведение итогов, заполнение части таблицы.
|
Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня?
Какая отличительная особенность у этих животных?
Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать) (После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.
|
Птицы. Есть перья. Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.
| Слайд 25
2-3 мин.
|
X. Этап сопоставления знаний до и после урока.
| Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.
|
Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Пройти по ссылке «Окончание урока»)
| Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.
| Слайд 5
1-2 мин.
|
XI. Этап рефлексии.
| Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
|
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).
| Работа детей со шкалами самооценки.
| Слайды 26-27 1 мин.
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| http://zoomet.ru/mal/malchevski_oglav.html синицы (большая, хохлатая, лазоревка, московка), снегирь, свиристель, соловей (фото и трели) , поползень, клёст, скворец, зимородок, сова, неясыть, сапсан, певчий дрозд, пустельга, канюк, бекас, глухарь, кряква, лебедь, аисты (чёрный и белый), жаворонок; пение птиц для физминутки (сова, дятел, орёл, воробей, гусь, журавль)
http://www.goldensites.ru/category/26?page=2 пингвины
http://daur.zapoved.ru/oopt_foto/ птенец даурского журавля
http://www.onlinephotographers.org/ru/foto/8203/ кладка яиц
http://video.yandex.ru/users/nikolay63/view/2/# фильм о зимородке
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/164506 перо
http://www.int-edu.ru/nachschool/birds.html птицы зимой
http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%EE%F0%EC%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F2%E8%F6+%E7%E8%EC%EE%E9/ птицы зимой
http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7632916 птицы зимой
http://myreptile.ru/forum/index.php?topic=396.0 кладка яиц змеи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D1%8B макропод, акула
http://www.zoopicture.ru/ryba-pila/ рыба-пила
http://www.admhmao.ru/obsved/priroda/riby.htm окунь
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Platypus.jpg утконос
http://www.moscowzoo.ru/galery.asp?Page=2 песчанка, жираф, бабочка, летучая мышь, суриката
http://www.moscowzoo.ru/get.asp?id=C96 выдра (фото и трелевые крики)
http://ai-cdr.ucoz.ru/news/karandash_v_vektore/2009-10-16-46 карандаш
GycJHQmp1pBQCdig шерсть
http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRYOjHdSc0cwEkQ_fTSkE4iFzyhDYhZwgTZd7TNky8M4y0JwNOn чешуя http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRU9OIu93YvXCrt0vgLYeTD_lKNprbBeCyiNUXK5DQaARUwNqYt птичка ttp://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTl4jPzQanhymrFBHJadg96YMuk60fqPyilPJxXwNMBrqLY4Oh7 птичка
http://images-photo.ru/_ph/24/2/969348115.png птичка
|
В помощь учителю
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Конечно, можно (но не нужно!) пойти по простому пути: открыть учебник, прочитать, послушать учителя, побеседовать… Много ли это даст ребёнку?
Гораздо интереснее и полезнее (!) для ребёнка, когда он активный участник учебного процесса. Системно-деятельностный подход в обучении – вот, что должно выходить на первый план. ИКТ-насыщенная среда так же должна работать на благо ребёнка. Использование на уроке мультимедиа помогает наглядно, доступно объяснить новый материал и провести его первичное закрепление; активизирует мыслительную деятельность учащихся; повышает интерес к учебному предмету. Дети ощущают «лёгкость» при изучении новой темы, узнают новое, постоянно преодолевая трудности, но, не замечают их, благодаря активной работе в группе, взаимопомощи, наглядности и др. Ребята успешны и готовы к покорению новых вершин.
На таких уроках успешнее внедряются и здоровьесберегающие технологии:
дети активны, постоянно в движении (т. к. работа в группе предполагает общение, выполнение совместных действий, а это никак не соотносится со статичным сидением за партой);
не надо бояться усталости глаз ( экран не даёт того излучения как монитор; объектив проектора всегда можно прикрыть, когда в нём нет необходимости; частая смена деятельности полезна для глаз);
в дополнение к активным методам работы проводятся физминутки.
|