Скачать 61.58 Kb.
|
Конспект урока по информатике для 6-го класса по теме «Человек и информация» уровень подготовки: средний Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями. Задачи урока: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: урок закрепления изученного материала Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа – проектор, презентация. Знания и умения учащихся: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
План урока:
Ход урока
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости (если кто-то отсутствует, выяснить причину). Визуальная проверка готовности учащихся к уроку.
В течение всей четверти мы изучали с вами очень важную тему «Человек и информация», в рамках которой узнали чем же является информация для человека, какие существуют формы получения знаний человеком, что такое понятие, как оно образуется, как можно сравнить понятия, что есть еще такие формы мышления как суждение и умозаключение. Почему эта тема так важна? Да потому, что во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Каждый из вас стремиться познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, а может быть сделать научное открытие. Несомненно в этом нам помогает мышление. Есть даже такая наука – логика, которая изучает формы и способы мышления. И изучив эту тему, мы сделали первый шаг в изучении данной науки. С ней вам еще предстоит встретиться и на уроках информатики, математики, даже в высших учебных заведениях есть такая учебная дисциплина «Логика». Ну а на сегодняшнем уроке нам предстоит понять на сколько хорошо вы усвоили данную тему, вспомнить основные понятия и применить их при выполнении конкретных заданий. И так приступим.
Задание 1. Заполните пробелы (учащиеся выполняют задания на интерактивной доске)
2. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека ___________________ и __________________. 3. Все знания можно разделить на две части: _______________ и _____________. 4. К ______________________ относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели. 5. К ______________________ относятся знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами. Итак, мы с вами сказали о том, что сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Выполните пожалуйста следующее задание. Задание 2. Определите являются ли для вас информативными следующие сообщения. Свой ответ поясните. а) «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» б) «Одной из основных операций, производимых над массивами, являются операции сортировки или упорядочивания элементов массива по какому-либо признаку» в) «Первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 году» г) «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» д) «Если сумма цифр числа делится на три, то и само число делится на три» е) «Компьютерный вирус – это специально написанная небольшая программа, которая может записывать сои копии в компьютерные программы, причем эти копии сохраняют возможность к «размножению»» Задание 3. Определите, какие из ниже приведенных сообщений являются фактами, а какие правилами. а) Я знаю, что Москва – столица России. б) Я знаю, что Земля вращается вокруг своей оси. в) Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до пешеходного перехода, затем посмотреть налево и убедившись, что нет приближающего транспорта, дойти до середины дороги, потом посмотреть направо и если машин нет, продолжить свой путь. г) Для того, чтобы определить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением. д) Я знаю, что автомобили «Жигули» выпускает Волжский автомобильный завод. е) Для того, чтобы открутить гайку, необходимо взять гаечный ключ и вращать его против часовой стрелки, пока работа не будет выполнена. Задание 3. Вспомните, пожалуйста, что такое понятие. Что отражается в понятии? Задание 4. Перечислите с помощью каких логических приемов образуются понятия. Кратко охарактеризуйте эти приемы. Задание 5. Проанализируйте условия следующих задач и дайте ответы.
Задание 6. Отгадайте загадки.
Задание 7. Сравните между собой приведенные последовательности и найдите среди них такие, которые образованы при мощи одного и того же общего для них свойства. а) 2, 4, 6, 8, 10,… б) 2, 4, 8, 16, 32,… в) 1, 2, 3, 4, 5,… г) 2, 5, 8, 11, 14,… Задание 8. Чем характеризуется понятие? Что такое содержание и объем понятия? Задание 9. Что мы сравниваем при сравнении понятий? С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями? Задание 10. Укажите какие отношения между понятиями изображены на доске. Задание 11. Изобразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера-Вена. Задание 12. Что такое суждение? Перечислите виды простых суждений? Задание 13. Составьте простые суждения, используя картинки на доске. Запишите в тетрадь. Задание 14. Что такое умозаключение? Задание 15. Постройте правильные умозаключения 1) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» - имя существительное. Следовательно, ... 2) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу. Сережа? 3) Названия городов - имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, ... . 4) Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя. Следовательно, ... 5) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь - растение. Следовательно, ... 6) Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то ...
Выяснить у ребят, есть ли вопросы по данной теме. Отметить учащихся, которые активно работали на уроке.
Повторить определения. |