Скачать 114.33 Kb.
|
Лабораторные работы Лабораторная работа № 1. Тема: Средства обучения в деятельности педагога профессиональной школы. Задание. Разработать логико-опорную схему одной из тем курса, используя методику метаплан – технику. Метаплан представляет собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение. К элементам метаплана относятся полоса, облако, овал, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определенные сущностные характеристики того или иного понятия, вывода или обобщения. При выполнении задания полосами необходимо обозначать короткие и лаконичные формулировки законов или выводов. Полосой выделяются названия, заголовки или категориальные понятия. Облаком следует обозначать фундаментальные понятия, которые обобщают самостоятельную теорию или закономерность, а также вопросительные предложения и заголовки. Овалы используйте для представления понятий фактического характера, для обозначения причинно-следственных связей и дополняющей информации к прямоугольникам. Прямоугольниками обозначайте опорные понятия. С помощью прямоугольников конструируются столбцы таблиц, структуры древа. Кругами опредмечивают видовые или единичные понятия, которые заполняют основной объем учебной информации. Маленькими кругами обозначают нумерацию, а также отдельные моменты важных вопросов. Правила выполнения метаплана:
Лабораторная работа № 2. Тема: Методика диагностики знаний и умений учащихся. Задание. Составить тесты первого, второго и третьего уровня: К тестам первого уровня относятся: - тесты на опознание; - тесты на различие; - тесты – классификации; - тесты на последовательность. К тестам второго уровня относятся: - тесты подстановки; - конструктивный тест; - тест – типовая задача. К тестам третьего уровня относятся: - тест – нетиповая задача; - тест «черный ящик». При разработке тестов обязательно составление задания и эталона ответа. Причем в эталоне должно быть указано число существенных операций в тесте и они должны быть раскрыты. Лабораторная работа № 3 – 5. Тема: Методика организации и проведения лекции. Задание. Составить план-конспект лекции по одной из тем курса. Примечание: лабораторная работа кроме разработки плана –конспекта лекции включает представление на занятии фрагмента лекции. Рекомендации по выполнению. План конспект лекции должен включать:
Текст лекции должен состоять из двух частей: основной и дополнительной. Эти части должны быть четко выделены (цветом, шрифтом или другим способом). По тексту лекции должны быть поставлены вопросы. Четко продумайте их, помня о том, что вопросы аудитории во время лекции задаются для того, чтобы:
Вопросы не должны иметь несколько вариантов ответов и дискуссионный характер. При разработке плана – конспекта лекции и подготовке к представлению его фрагмента на занятии учитывайте критерии оценки чтения лекции (см. таблицу).
Лабораторная работа № 6-8. Тема: Методика организации и проведения семинара. Задание. Составить методическую разработку семинара. Примечание: лабораторная работа кроме составления методической разработки включает представление на занятии фрагмента семинарского занятия. Рекомендации по выполнению. Методическая разработка семинара должна включать:
При разработке дополнительных вопросов обратите внимание на то, что они должны:
Примечание: ответы на поставленные вопросы представлять не надо. В методической разработке необходимо показать место рефератов. При составлении методической разработки семинарского занятия и подготовке к представлению ее фрагмента на занятии учитывайте критерии оценки проведения семинарского занятия (см. таблицу).
Лабораторная работа № 9-10. Тема: Методика организации и проведения практического занятия. Задание. Разработать план проведения практического занятия. Примечание: вариантом задания может быть разработка плана лабораторной работы. Рекомендации по выполнению. План проведения практического задания должен включать:
Количество заданий должно быть достаточным для формирования какого-либо практического умения или навыка и бать рассчитанным на одно учебное занятие. План лабораторной работы должен включать:
Лабораторная работа № 11 - 14. Тема: Формы и методы методики профессионального обучения. Задание 1. Представить фрагмент учебного занятия с использованием кейс-метода. Рекомендации по выполнению: В кейсе необходимо: - поставить цель; - представить сам кейс (случай из жизни); - описать алгоритм выполнения кейса по фазам; - представить возможные альтернативные решения кейса. - обязательно указать источник литературы, из которого взят кейс. При выполнении задания помните, что кейс должен соответствовать следующим требованиям:
Задание включает выполнение одного кейса по вышеизложенной схеме и представление двух кейсов без решений. Задание 2. Разработать имитационную игру. Задание 3. Представить фрагмент учебного занятия с использованием сценарного метода. При выполнение задания необходимо:
- анализ задания и проблем; - анализ влияния и окружающей среды; - разработка описательных параметров каждой области влияния; - сведение альтернатив; - интерпретация сценария; - анализ последствий; - анализ помех; - разработка мероприятий и мер, поддерживающих позитивные и предотвращающих негативные тенденции развития. Примечание: альтернативным вариантом выполнения задания может быть представление рекомендаций для учащихся по разработке сценария самостоятельно по вышеизложенным шагам, если задание разработать проект дается как домашнее. Задание 4. Представить фрагмент учебного занятия с использованием проектного метода. При выполнении задания необходимо:
К признакам проекта относятся: - ориентация на продукт и на действия; - междисциплинарность; - ориентация на учащихся; - связь с ситуацией и обществом; - совместная организация учебных процессов.
- определение преследуемых проектом целей; - подготовка необходимой информации и вспомогательных средств для осуществления проекта; - составление списка возможных источников информации; - составление списка преподавателей и экспертов, которые могли бы оказать поддержку при проектной работе и списка исследовательских поручений; - составление списка необходимых инструментов, бланков и документов; - определение критериев для оценки результатов проектной работы; - определение возможностей презентации результатов для других. Лабораторная работа № 15 - 16. Тема: Андрагогическая модель обучения. Задание 1. Разработать методические рекомендации по изучению одной из тем курса. Задание 2. Предложить задания для самостоятельной работы студентов (по трем разным темам). Задание 3. Разработать рекомендации для организации самостоятельной работы в андрагогической модели обучения. Лабораторная работа № 17. Тема: Управление качеством образования. Задание. Дать анализ качества образования в ВУЗе. Предложить меры по улучшению качества образования в ВУЗе. |