Скачать 127.29 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку 11 КЛАСС Тема: «Функциональные стили речи». Тип урока: повторительно-обобщающий урок (лабораторная работа). Цели урока: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая: 1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 2.Обучать правильной монологической речи учащихся, приемам самоанализа выполненных работ. Задачи для учащихся:
Оборудование:
Ход урока I. Сообщение темы. Оформление записей в тетрадях, подготовка к лабораторной работе. II. Словарная разминка "Узнай слово". Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.
III. Самопроверка (по образцу). IV. Создание проблемной ситуации. Предъявление учащимся псевдотекста (на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши). Задание: прочитать текст, отметить непонятные слова. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?» Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека - быть интеллигентным. Вопросы к тексту:
- Что такое текст? Псевдотекст? Псевдо (от греческого - «ложь») - это первая составная часть сложных слов, обозначающая «ложный», «мнимый» (соответствует русскому «лже...»). Например: псевдоним.
V. Целеполагание. -Давайте, ребята, определим цель нашей работы:
VI. Работа с псевдотекстом. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (красный - официально-деловой, синий - публицистический, зеленый - художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Самопроверка (компьютерная презентация) Постепенное предъявление исходных текстов. Самостоятельная работа учащихся с текстами. 1. Стихотворение Р. Гамзатова. «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?» (Р. Гамзатов) Стиль - художественный. Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей nocpeдством художественных образов. Стихотворение написано в форме диалога.
Друг - 1) тот, кто связан с кем-то дружбой; 2) употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку. Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. 2. Анализ текста официально-делового стиля. Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации) 1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Стиль - официально-деловой. Цель: сообщение, передача деловой информации. Подстиль - законодательный. Жанр - закон. ( Конституция - основной закон государства.) Стилевые черты:
• отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств. Языковые средства:
Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах: протокол, отчет, договор - возможна повествовательная манера изложения). - Все ли слова понятны? Гарантируются - защищаются, обеспечиваются. Неотчуждаемы («отчуждать» - отбирать). Право -2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять («право на образование»). Свобода -1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества («свобода слова»). 2. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов. - Что самое главное в этом тексте? 3. Анализ текста публицистического стиля. - Перед нами отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Письма о главном». - Давайте немного вспомним об этом знаменитом человеке (слайд 14). Какой вклад он внес в развитие русского языка? Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека - быть интеллигентным. (Д. С. Лихачев) Стиль - публицистический. Цели:
• побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам. Стилевые черты:
Языковые средства:
Долг - обязанность. Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Нравственный 2. Соблюдающий правила нравственности. 3. Относящийся к внутренней духовной жизни человека. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
- На ваших листочках записаны предложения. Продолжите их, высказав свое мнение по проблеме, затрагиваемой в тексте.
VII. Подведение итогов урока (только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения), выставление отметок. VIII. Домашнее задание. Упр. 369. Прочитать текст, определить стиль речи, привести доказательства. Самостоятельная работа с текстом. 1. Стихотворение Р. Гамзатова. «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?» (Р. Гамзатов) Стиль. Цель.
- Когда происходят эти события?
Словарная работа: Друг – Товарищ – Самостоятельная работа с текстом. 2. Анализ текста официально-делового стиля. Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации) 1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Стиль Цель. Подстиль Жанр Стилевые черты: Языковые средства: Тип речи: Словарная работа Гарантируются – Неотчуждаемы Право – Свобода – - Что самое главное в этом тексте? Самостоятельная работа 3. Анализ текста публицистического стиля. - отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Письма о главном». Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека - быть интеллигентным. (Д. С. Лихачев) Стиль – Цели: Стилевые черты: Языковые средства: Основная мысль: Словарная работа. Долг - Социальный - Нравственный - Нравственность- |