Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер127.29 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

11 КЛАСС

Тема: «Функциональные стили речи».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (лабораторная работа).

Цели урока:

Образовательная:

  1. Совершенствование навыков комплексного анализа текста.

  2. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся.

  3. Отработка навыков культуры речи.

Воспитательная:

  1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.

  2. Воспитывать умение слушать отвечающих.

  3. Повышение интереса учащихся к русскому языку.

Развивающая:

1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2.Обучать правильной монологической речи учащихся, приемам самоанализа выполненных работ.

Задачи для учащихся:

  • выделить три исходных текста из псевдотекста;

  • определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

Оборудование:

  • тексты,

  • цветные карандаши на каждого, толковые словари,

  • компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

I. Сообщение темы.

Оформление записей в тетрадях, подготовка к лабораторной работе.

II. Словарная разминка "Узнай слово".

Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

  1. Разговор двух или более лиц. (Диалог.)

  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (Текст.)

  3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Например, слова Д. Лихачева: «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура». (Параллелизм.)

  4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается ка­кая-либо мысль. (Рассуждение.)

  5. Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации. (Публицистический.)

  6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)

  7. Стиль речи, цель которого - сообщение и передача деловой информации. (Офици­ально-деловой.)

III. Самопроверка (по образцу).

IV. Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста (на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши).
Задание: прочитать текст, отметить непонятные слова.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоя­щей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интел­лигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигент­ность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусо­рить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?» Осуществление прав и сво­бод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигент­ность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физиче­ские.

Социальный долг человека - быть интеллигентным.

Вопросы к тексту:

  • О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

  • Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать тек­стом?

- Что такое текст? Псевдотекст?

Псевдо (от греческого - «ложь») - это первая составная часть сложных слов, обозначающая «ложный», «мнимый» (соответствует русскому «лже...»). Например: псевдоним.

  • По каким признакам мы определяем текст?

  • Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенное стилевое единство.

  • Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?

V. Целеполагание.

-Давайте, ребята, определим цель нашей работы:

  • выделить исходные тексты из псевдотекста;

  • определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

  • указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

VI. Работа с псевдотекстом.

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (красный - официально-деловой, синий - публицистический, зеленый - художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей.

Самопроверка (компьютерная презентация)

Постепенное предъявление исходных текстов.

Самостоятельная работа учащихся с текстами.

1. Стихотворение Р. Гамзатова.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

(Р. Гамзатов)

Стиль - художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей nocpeдством художественных образов.

Стихотворение написано в форме диалога.

  • Какую картину вы представили, когда читали его?

  • Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? (Рифма, ритм, разговорная интонация.)

  • Какие художественные средства использует автор? (Нет ярких выразительны средств, слова общеупотребительные, признаки разговорного стиля: указательная час­тица - «вон», устойчивое выражение - «плечами пожимая», использованы антонимы «спросил - ответил», «хорошего - плохого», использованы синонимы: «друг», «товарищ»; связь между предложениями параллельная, усилена анафорой, инверсией.)

  • Когда происходят эти события? (В прошлом: использованы глаголы прошедшего времени «спросил, ответил».)

  • О чем заставляет нас задуматься поэт? (Об отношении к людям.)

  • Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

  • Друг и товарищ - это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Друг - 1) тот, кто связан с кем-то дружбой; 2) употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку. Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

2. Анализ текста официально-делового стиля.

Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Стиль - официально-деловой.

Цель: сообщение, передача деловой информации.

Подстиль - законодательный.

Жанр - закон. ( Конституция - основной закон государства.)

Стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования;

  • долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива «не долж­но нарушать»;

  • «обезличенность», неличный характер (не употребляются глаголы 1, 2 лица, лич­ные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенно­го вида: «признаются, гарантируются»;

  • стереотипность построения текста, стандартизированность;

• отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.
Языковые средства:

  • использование официально -деловой лексики: «право», «свободы», «гарантируют­ся», «человек», «гражданин» (сравним: «друг», «товарищ»), «каждый» (относительное ме­стоимение),

  • использование производных предлогов («согласно принципам», «в соответствии с Конституцией»),

  • предложения с однородными членами.

Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах: протокол, отчет, договор - возможна повествовательная манера изложения).

- Все ли слова понятны?

Гарантируются - защищаются, обеспечиваются. Неотчуждаемы («отчуждать» - отбирать).

Право -2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять («право на образование»).

Свобода -1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества («свобода слова»). 2. Независимость, от­сутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов. - Что самое главное в этом тексте?

3. Анализ текста публицистического стиля.

- Перед нами отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Письма о главном».

- Давайте немного вспомним об этом знаменитом человеке (слайд 14). Какой вклад он внес в развитие русского языка?

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умствен­но. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за сто­лом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к ми­ру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. (Д. С. Лихачев)

Стиль - публицистический. Цели:

  • воздействие на читателя,

  • внушение определенной идеи,

• побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы,

к определенным поступкам.

Стилевые черты:

  • логичность (тип речи - рассуждение);

  • образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;

  • общедоступность (рассчитана на понимание широкой аудиторией читателей);

  • полемический характер (полемика - спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);

  • экспрессивность (экспрессия - выражение чувств, переживаний, выразительность).

Языковые средства:

  • использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;

  • фразеологический оборот «белая ворона»;

  • цитата;

  • лексические повторы;

  • восклицательные, вопросительные предложения;

  • глаголы в повелительном наклонении («должен быть интеллигентен», «надо развивать, тренировать»);

  • составные именные и глагольные сказуемые.

  • Интеллигентность. Интеллигентный - образованный, культурный. Интеллигенция - работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в раз­личных областях науки, техники, культуры. Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?

  • Почему интеллигентность человека - залог его долголетия?

  • Почему быть интеллигентным - долг человека перед самим собой?

  • Почему быть интеллигентным - долг человека перед обществом?

Долг - обязанность.

Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в

обществе.

Нравственный 2. Соблюдающий правила нравственности. 3. Относящийся к

внутренней духовной жизни человека.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил

поведения.

  1. Проверка.

  2. Рефлексия.

- На ваших листочках записаны предложения. Продолжите их, высказав свое мнение по проблеме, затрагиваемой в тексте.

  • Для меня интеллигентность – это …




  • Читая конституцию РФ, я …




  • Хорошее отношение к людям - это …


VII. Подведение итогов урока (только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения), выставление отметок.
VIII. Домашнее задание.

Упр. 369. Прочитать текст, определить стиль речи, привести доказательства.

Самостоятельная работа с текстом.

1. Стихотворение Р. Гамзатова.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

(Р. Гамзатов)

Стиль.

Цель.

  • Как вы определили, что перед нами стихотворный текст?

  • Какие художественные средства использует автор?

- Когда происходят эти события?

  • О чем заставляет нас задуматься поэт?

  • Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

  • Друг и товарищ - это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Словарная работа:

Друг

Товарищ

Самостоятельная работа с текстом.

2. Анализ текста официально-делового стиля.

Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Стиль

Цель.

Подстиль

Жанр

Стилевые черты:

Языковые средства:

Тип речи:

Словарная работа

Гарантируются

Неотчуждаемы

Право –

Свобода –

- Что самое главное в этом тексте?


Самостоятельная работа
3. Анализ текста публицистического стиля.

- отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Письма о главном».

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умствен­но. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за сто­лом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к ми­ру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. (Д. С. Лихачев)

Стиль

Цели:

Стилевые черты:

Языковые средства:

Основная мысль:

Словарная работа.

Долг -

Социальный -

Нравственный -

Нравственность-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск