Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 167.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер167.24 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики

Программа дисциплины
Командная разработка алгоритмов и программ

для направлений 080700.62 «Бизнес-информатика»

231000.62 «Программная инженерия»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Морозенко В.В., доцент, к.ф.-м.н., v.morozenko@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры информационных технологий в бизнесе «___»_________201 г.
Зав. кафедрой О.Л.Викентьева _______________________


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000.62 «Программная инженерия» и 080700.62 «Бизнес-информатика», изучающих дисциплину «Командная разработка алгоритмов и программ».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 231000.62 «Программная инженерия» (протокол от 02.07.2010 г. № 15);

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080700.62 «Бизнес-информатика» (протокол от 02.07.2010 г. № 15);

Образовательной программой направления подготовки 231000.62 «Программная инженерия»;

Образовательной программой направления подготовки 080700.62 «Бизнес-информатика»;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 231000.62 «Программная инженерия», утвержденным в 2012г.;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.62 «Бизнес-информатика», утвержденным в 2012г.

2Цели освоения дисциплины


Целью дисциплины «Командная разработка алгоритмов и программ» является изучение методов командной разработки алгоритмов для решения сложных вычислительных задач и оценивания их эффективности. Освоение дисциплины должно обеспечить базовые знания, которые дадут возможность выпускнику успешно работать в сфере организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ, аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Программа дисциплины нацелена на формирование умений работать в команде, организованности, трудолюбия, ответственности, способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Содержание программы дисциплины «Командная разработка алгоритмов и программ» должно обеспечить базовую подготовку студентов в процессе формирования устойчивых теоретических знаний и практических навыков разработки и анализа алгоритмов для дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи:

– дать знания о существующих эффективных алгоритмах для решения наиболее известных задач комбинаторной оптимизации, об их сложности и требованиям к памяти;

– познакомить с классификацией оптимизационных задач и алгоритмов для их решения, особенностями задач комбинаторной оптимизации большой размерности;

– привить навыки работы в команде при разработке алгоритмов и программных комплексов для решения сложных вычислительных задач.

Курс призван повысить общую эрудицию студентов, дать им возможность ориентироваться в данной предметной области, подготовить к применению теоретических знаний при решении различных задач оптимизации, при изучении и разработке средств поддержки принятия решений. Студенты должны получить знания о существующих эффективных алгоритмах для решения наиболее известных задач комбинаторной оптимизации, методах их разработки и анализа в объеме, достаточном для успешного изучения курсов «Оптимизация и математические методы принятия решений», «Нечеткая логика и нейронные сети», «Распределенные алгоритмы и параллельное программирование», «Криптографические методы защиты» и др. Изучение данной дисциплины углубляет знания, полученные студентами при изучении курсов «Информатика и программирование» и «Дискретная математика».

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– о различных методах классификации существующих алгоритмов;

– наиболее известные алгоритмы для работы с различными структурами данных;

–– особенности точных, приближенных, эвристических, переборных, «жадных» алгоритмов.

Уметь:

– анализировать существующие алгоритмы с точки зрения их эффективности и применимости для решения прикладных задач;

– разрабатывать новые алгоритмы для решения конкретных задач в области программной инженерии и бизнес-информатики;

– оценивать сложность разработанных алгоритмов и обосновывать их корректность.

Иметь навыки (приобрести опыт):

– применения известных и разработки собственных алгоритмов для решения практических задач с учетом требований к точности, времени работы алгоритма и вычислительным ресурсам;

- командной разработки алгоритмов для решения сложных вычислительных задач и оценивания их эффективности;

– формализации и разработки математических моделей и алгоритмов для решения конкретных практических проблем в сфере программной инженерии и бизнес-информатики или их сведения к известным модельным задачам.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по стандарту

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК3

Даёт четкие определения основных понятий информатики и программирования, видит их связь

Аудиторные занятия проводятся в форме, предполагающей активное участие студентов в работе, обсуждение проблем и анализ решений, предлагаемых студентами и преподавателем на лекциях и практических занятиях.

Четко формулирует задачи, анализирует условия и обоснованно выбирает методы решения, уверенно интерпретирует результаты

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-1

Демонстрирует умение обосновывать предлагаемые решения (не только разрабатывать алгоритмы и программы, реализующие их, но и уметь доказывать правильность программ, анализировать и оценивать эффективность решений)

Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК-4

Демонстрирует способность самостоятельно определять формирующиеся дефициты знаний, умений и навыков в ходе обучения

Самостоятельное изучение отдельных тем.


Показывает умение сформулировать проблемы, связанные с недостатком знаний и навыков, и выбрать подходы к их решению

Готовность работать  с информацией из различных источников /

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

ИК- 4 /

ИК-5

Показывает навыки уверенного владения средствами поиска информации в Internet, в различных источниках, рекомендованных для самостоятельного изучения.

Самостоятельное изучение отдельных тем при подготовке к контрольным мероприятиям

Демонстрирует умение оценивать и отбирать наиболее важную информацию, максимально полезную для решения поставленных задач при выполнении домашних заданий, при подготовке к контрольным мероприятиям

Использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования


ПК-22

Уверенно использует способы формального описания алгоритмов с применением математического аппарата

Использование и сравнение формальных средств при изучении основных методов разработки программ и средств языка Pascal.

Получение формальных оценок и сравнение их с результатами, полученными при практической реализации

Владеет различными способами формального описания языков, умеет дать описания языковых конструкций, может прочитать и использовать на практике формальные описания языков с использованием различных нотаций

Знает и может использовать на практике математический аппарат, формальные средства, лежащие в основе различных методов разработки алгоритмов и программ

Может построить оценки и доказать свойства алгоритмов и программ с использованием формальных методов

Владеет методами и инструментальными средствами разработки программ, в частности основными возможностями современных систем программирования, языков высокого уровня:

    1. знает возможности системы программирования и может разрабатывать программы средней сложности на языке Pascal;

    2. владеет средствами тестирования и отладки программ с использованием возможностей системы программирования

Выполнение практических заданий с использованием языка Pascal, их тестирование с использованием различных методов и отладка



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин (факультативная часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  1. Программирование.

  2. Дискретная математика.

  3. Теоретические основы информатики.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  1. понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой;

  2. умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов;

  3. навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения;

  4. способность оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  1. Объектно-ориентированный анализ и программирование.

  2. Криптографические методы защиты.

  3. Распределенные алгоритмы и параллельное программирование.

  4. Моделирование информационных систем.

  5. Оптимизация и математические методы принятия решений.



5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Алгоритмы и алгоритмические языки




12

-

12




2

Разработка программ




48

-

48






6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма

контроля

1

2


Параметры

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

8

неделя




Письменная работа (80 мин.)

Домашнее задание




8 неделя

Письменная работа из 10 индивидуальных заданий

Итоговый

Зачет

2 модуль –

зачет



Письменный зачет (90 мин.)



6.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать знания основных понятий и алгоритмов из соответствующего раздела учебного курса, умения применять указанные алгоритмы для решения предложенных задач и обосновывать корректность полученных решений. Количество задач в контрольных работах – от 6 до 8. Каждая задача оценивается в 1-2 балла, так что общая сумма баллов равна 10.

При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания основных понятий и алгоритмов из соответствующего раздела учебного курса, умения самостоятельно изучать учебную литературу и применять полученные знания при решении предложенных задач. Количество задач в домашнем задании равно 10. Каждая задача оценивается в 1 балл.

При выполнении письменной зачетной работы студент должен продемонстрировать знания основных понятий и алгоритмов из всего учебного курса, умения применять указанные алгоритмы для решения предложенных задач и обосновывать корректность полученных решений. Работа содержит 1 теоретический вопрос, который оценивается в 2 балла, и 5 практических заданий, каждое из которых оценивается в 1-2 балла, так что общая сумма баллов равна 10.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Оценка за итоговый контроль основывается на результатах выполнения контрольных работ, домашнего задания и экзамена.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: по карточкам, на которых указаны практические задания. Работа каждого студента оценивается с учетом количества задач, решенных им во время занятия. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3*Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где Отекущийрассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Ок/р + n2·Одз,

при этом n1 = 0,7,n2 = 0,3.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

7Содержание дисциплины


8Раздел 1. Алгоритмы и алгоритмические языки

Тема 1. Классы алгоритмов (точные, приближенные, эффективные, переборные, рекурсивные).

Количество часов аудиторной работы: 4.

Общий объем самостоятельной работы студента: 8 часов.
Тема 2. Структуры данных.

Количество часов аудиторной работы: 4.

Общий объем самостоятельной работы студента: 8 часов.
Литература по разделу: Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Структуры данных и алгоритмы. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
9Раздел 2. Разработка программ

Тема 3. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Геометрия».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 4. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Массивы».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 5. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Графы».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 6. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Рекурсия и динамическое программирование».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 7. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Сортировка и поиск».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 8. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Строки».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 9. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Комбинаторика».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Тема 10. Разработка алгоритмов и программ для решения задач по теме «Длинная арифметика».

Количество часов аудиторной работы: 6.

Общий объем самостоятельной работы студента: 12 часов.
Литература по разделу: Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ, 2-е издание. М.: Издательский дом «Вильямс», 2012.

10Образовательные технологии


На лекциях рекомендуется иллюстрировать материал примерами, показывающими все этапы решения задачи: формализацию и построение математической модели, разработку алгоритма, доказательство его корректности, нахождение его сложности, написание программы, её отладку и тестирование, выполнение программы на реальных входных данных.

На практических занятиях используются следующие методы обучения и контроля усвоения материала: разработка алгоритмов для конкретных задач и их практическая реализация в виде программного продукта с последующей отладкой и тестированием.

При оценке выполненных заданий особое внимание рекомендуется обратить на оценки разработанных программ (получение теоретических оценок, сравнение проведенных экспериментов с результатами, полученными различными способами).

Методические указания студентам:

Студенту рекомендуется следующая схема выполнения домашних заданий:

  • проработать конспект лекций;

  • проанализировать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

  • проанализировать варианты решений, предложенные преподавателем на практических занятиях;

  • при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

При подготовке рекомендуется использовать электронные учебные материалы, имеющиеся в медиатеке.

Выполненные задания должны сопровождаться данными анализа результатов (теоретическими оценками, сравнением результатов, полученных различными способами).

11Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

11.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Какие свойства относятся к основным свойствам алгоритма?

  2. Дан одномерный массив из N элементов. Какова оценка сложности процедуры его сортировки методом «пузырька» (сортировка простого обмена)?

  3. Какова оценка сложности быстрой рекурсивной процедуры сортировки массива?

  4. Даны две квадратные матрицы размера 3x3, для вычисления их произведения используется стандартный алгоритм. Сколько операторов умножения будет выполнено при вычислении произведения?

  5. Граф задан матрицей расстояний. Какова длина его минимального остовного дерева?

  6. Граф задан матрицей расстояний. Какова длина его кратчайшего гамильтонова цикла, полученного применением «жадного» алгоритма?

  7. Двудольный граф задан списком ребер. Каково количество ребер в максимальном паросочетании в этом графе?

  8. Транспортная сеть задана матрицей расстояний. Какова величина максимального потока в этой сети?

  9. Граф задан матрицей расстояний. Какова длина кратчайшего пути между вершинами 1 и 2?

  10. Какие из перечисленных ниже задач относятся к классу NP-полных?

а) нахождение минимального остовного дерева;

б) нахождение кратчайшего гамильтонова цикла;

в) нахождение минимально потока в сети;

г) нахождение хроматического числа графа;

д) определение изоморфности двух графов.

  1. Определить количество различных способов раскраски вершин полного бинарного дерева высоты 3 в 2 цвета (с точностью до переобозначения потомков).

  2. Задача «о рюкзаке» решается методом ветвей и границ с использованием переменной степени ветвления. Каковы будут оценки вершин на первом шаге алгоритма (после проведения первого ветвления)?

  3. Какие из перечисленных ниже задач относятся к числу алгоритмически неразрешимых?

а) перемножение двух квадратных матриц;

б) нахождение кратчайшего гамильтонова цикла;

в) задача «о переносе Ханойской башни»;

г) решение задачи останова (остановится ли заданная машина Тьюринга на заданном наборе входных данных);

д) определение эквивалентности двух алгоритмов.

  1. Имеется одномерный массив из N элементов, требуется найти в нем максимальный элемент. Насколько быстрее поставленная задача может быть выполнена на параллельном компьютере с использованием параллельного алгоритма по сравнению с последовательным алгоритмом?

  2. В чем заключается «венгерский алгоритм»?



12Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12.1Базовый учебник


Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ, 2-е издание. М.: Издательский дом «Вильямс», 2012.

12.2Основная литература


  1. Коффман Э.Г. Теория расписаний и вычислительные машины. М.: Наука, 1984.

  2. Левитин А.В. Алгоритмы: введение в разработку и анализ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

  3. Сэджвик Р. Фундаментальные алгоритмы на С++. Алгоритмы на графах: Пер. с англ. СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.

12.3Дополнительная литература


  1. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Структуры данных и алгоритмы. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

  2. Иванов Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы: Учеб. пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  3. Сигал М.Х., Иванова А.П. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: Учеб. пособие. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002.

12.4Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

            • Средства разработки, тестирования, отладки программ, написанных на языке Pascal (Pascal ABC, Free Pascal).

            • Система контроля стиля программирования Style Checker;

            • LMS, как основа для организации дистанционной поддержки дисциплины.

13Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных занятий используется компьютер с установленным программным обеспечением для демонстрации презентаций и проектор.

Практические занятия проводятся в компьютерных классах с установленным программным обеспечением, перечисленным выше.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск