Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 46.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер46.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Использование современных методов и приемов

при формировании читательской компетентности учащихся

Усманова Л.Ф., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Куединская СОШ №1 - БШ»

С каждым годом в России уменьшается число читающего населения. Люди приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.

В условиях современного, быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Современный ребенок редко становится субъектом собственной читательской деятельности. Взгляд на субъектную читательскую деятельность раскрывается в термине «развивающее чтение».

Развивающее чтение предполагает владение особыми стратегиями чтения с постановкой особых, личностно значимых целей чтения, предполагает совершение осознанного выбора круга чтения, особые формы работы с текстом. Педагогическим результатом развивающего чтения выступает читательская компетентность.

Под читательской компетентностью в ФГОС понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.

При работе с текстом я придерживаюсь следующих принципов:

- принцип самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей);

-принцип индивидуальности (формирование личности: Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?);

- принцип субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?);

- принцип творчества (благодаря творчеству ребёнок выявляет свои творческие способности и задатки);

- доверия и поддержки (вера в ребёнка: я уверена, сегодня ты сможешь).

При планировании и подготовке уроков моя позиция, как позиция учителя, исходит из интересов детей, их психофизиологических особенностей. В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.

К наиболее эффективным технологиям, направленных на формирование читательской компетенции учащихся, применяемым мною, можно отнести технологию критического мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

При изучении нового материала я использую прием «Чтение с остановками». Остановки в тексте – своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

При анализе литературного произведения, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, использую следующие приёмы:

1. Анализ образа конкретного героя. Предлагаю учащимся следующие задания: найти ответы на предложенные вопросы, подтвердить правильность, ложность утверждений; вставить глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые автором при описании кого – либо или чего- либо; выбрать описание внешности, места события, отношения кого - либо к чему – либо.

2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. Например, при изучении комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» учащимся предлагаю проблемные вопросы, где необходимо определить отрицательные и положительные черты героя.

3. Составление вопросов к тексту аналитического характера. На этапе закрепления учащимся предлагаю сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем эти вопросы они задают в парах или при работе в группе.

4. Рассказ от имени героя. Данный прием направлен на речевое развитие учащихся. Предлагаю учащимся такие задания: придумать, что могло бы случиться, если бы…, придумать новый конец текста или его продолжение.

5. Работа с иллюстрациями к произведению. Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является произведение художественной литературы, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена, прежде всего, на более глубокое его осмысление. Основная задача совместного обсуждения иллюстрации — понять, насколько она соответствует литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения.

Например, на уроке в 6-м классе совместно с учащимися обсуждаем иллюстрации Д.Шмаринова к повести А.С. Пушкина «Метель». Учащиеся обычно отмечают, что иллюстрация полностью соответствует приведённому тексту: показан характер героини, общее настроение иллюстрации соответствует повести Пушкина.

Таким образом, использование разных приёмов работы с иллюстрациями на уроке литературы обогащает и углубляет понимание учащимися литературного текста, а также усиливает (а у некоторых и рождает) эстетическое наслаждение от художественного произведения.

6. Театрализация. Учащимся раздаю отрывки из изучаемых произведений, костюмы, подготовившись, они должны показать выступление. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения.

В своей практике я использую следующие приемы:

- “Кто я?”. Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.

- Литературная сценка. Это небольшое представление, основанное на конкретном сюжете, эпизоде литературного произведения. При постановке сценки учащиеся обязательно одеваются в костюмы героев.

7. Составление плана произведения. Совместно с учащимися, также и самостоятельно составляем кратный и развёрнутый план произведения.

8. Творческие задания. Включаю в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, ребусы.

Конечно, процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Заботясь о качестве обучения школьника-читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности. Поэтому, большое внимание уделяю творческой работе, работе над связной письменной речью. Чтение становится жизненной потребностью, необходимостью и ценностью. И это выбор самого человека. Все выше сказанное будет непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности, патриотизму.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск