Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 338.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации10.11.2013
Размер338.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины
  1   2



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Факультет Информационных технологий и вычислительной техники

Программа дисциплины «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОНИКА И СХЕМОТЕХНИКА»


для направления подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника

профиля подготовки «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»

подготовки бакалавров

Авторы программы: Петросяннц К.О., д.т.н., профессор, kpetrosyants@hse.ru

Козынко П. А., к.т.н., доцент, pkozynko@hse.ru

Орехов Е. В., старший преподаватель eorekhov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры "Электроника и наноэлектроника" «4» сентября 2012 г.

Зав. кафедрой ______________К.О. Петросянц
Рекомендована секцией УМС «Электроника» «___»___________ 20 г.

Председатель __________________________
Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Цели и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины «Электротехника и электроника» является формирование у студентов совокупности знаний в области электрических цепей, полупроводниковых приборов и микросхем и освонение студентами основных навыков анализа цепей и разработки полупроводниковых приборов, которые необходимы для успешного усвоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин последующей вузовской подготовки.

Задачей дисциплины является формирование следующих компетенций у студентов:

  • знание современного состояния, тенденций и перспектив развития методов анализа электрических цепей;

  • понимание места электроники в ряду научно-технических направлений;

  • умение применять методы теории цепей при проектировании электротехнических и электронных устройств.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Электротехника, электроника и схемотехника» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3).

Дисциплина требует наличия у студента знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин «Физика» (1 3 семестры), «Математический анализ» (1 2 семестры), «Информатика» (1 семестр). Для изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с ЭВМ как средством обработки информации, способностью работать с информацией в глобальных вычислительных сетях (ОК-11, ОК-12, ОК-13);

  • освоение методик использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);

  • подготовка презентаций, научно-технических отчётов по результатам выполненной работы, оформление результатов исследований (ПК-7).

Освоение дисциплины «Электротехника, электроника и схемотехника» необходимо для изучения дисциплин «Сети и телекомуникации» (4, 5 и 6 й семестры), «Коммуникационное оборудование сетей» (6 й и7 й семестры), «Микропроцессорные устройства и системы» (7 и 8 й семестры).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • ОК-8 – способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • ОК-11 – способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • ОК-12 – обладание навыками работы с ЭВМ как средством обработки информации;

  • ПК-3 – способность разрабатывать интерфейсы «человек – электронно-вычислительная машина»;

  • ПК-9 – Способность участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (в части знания внутреннего устройства и понимания принципов работы аппаратного обеспечения).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • фундаментальные законы, понятия и положения электротехники и электроники;

  • важнейшие свойства и характеристики электрических и электронных цепей;

  • основные методы их расчета;

  • основные типы современных аналоговых и цифровых интегральных микросхем;

  • принципы их построения и функционирования;

  • основные технические параметры и характеристики ИМС;

  • инженерные методики расчета и проектирования электронных устройств различного назначения;

  • основные цели и задачи стандартизации в области электроники.


Уметь:

  • рассчитать цепь различными методами;

  • указать оптимальный метод расчета, определять основные характеристики цепи и дать качественную физическую трактовку полученным результатам;

  • рассчитывать и проектировать электронные устройства для решения конкретных технических задач;

  • проводить синтез, анализ и оптимизацию параметров электронных устройств с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).


Владеть:

  • методами расчета электрических цепей, в том числе с использованием программных средств;

  • методами анализа и выбора элементной базы;

  • методами обеспечения безопасности жизнедеятельности при функционировании оборудования.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

3

4

5

Общая трудоемкость дисциплины

396 / 11

108 / 3

144 / 3

144 / 4

Аудиторные занятия (всего)

216 / 6

72 / 2

72 / 2

72 / 2

В том числе:

-

-

-

-

Лекции

108

36

36

36

Практические занятия (ПЗ)

54

18

18

18

Семинары (С)

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

54

18

18

18

Самостоятельная работа (всего)

108 / 3

-

72 / 2

36 / 1

В том числе:

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

Расчетно-графические работы

72

-

72

-

Реферат

-

-

-

-

Контрольные работы

36

-

-

36

Другие виды самостоятельной работы

-

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет, экзамен

72 / 2

экзамен,

36/1


зачет

экзамен,

36/1

Общая трудоемкость, часы

зачетные единицы

396

108

144

144

11

3

4

4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Основные законы теории цепей, анализ резистивных цепей

Понятие электрической цепи. Ток, напряжение, энергия и мощность в цепи. Резистивный, индуктивный и емкостной элементы и их характеристики. Источники напряжения и тока. Законы Кирхгофа. Общие свойства линейных цепей.

Расчет цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединениями резистивных элементов. Метод пропорциональных величин.

Уравнения контурных токов и узловых напряжений. Метод наложения и принцип взаимности. Дуальные цепи. Теорема замещения и ее применение. Теоремы об эквивалентных источниках.

2

Расчёт переходных процессов в цепях во временной области

при постоянных и произвольных воздействиях

Понятие о переходных процессах; коммутация, собственные колебания цепи и вынужденный режим. Переходные процессы в цепях первого порядка при включении источников постоянных сигналов. Переходные процессы в цепи, содержащей индуктивный, емкостной и резистивный элементы (колебательный, апериодический и критический режимы).

Уравнения цепи через переменные состояния. Аналитическое решение уравнений состояния. Уравнения связи. Численное решение уравнений состояния.

Единичные ступенчатая и импульсная функции. Применение обобщенных функций. Переходная и импульсная характеристики цепи. Определение реакции цепи при воздействии сигналов произвольной формы: интегралы наложения с использованием переходной и импульсной характеристик цепи.

3

Анализ установившегося режима в цепях синусоидального

тока

Основные параметры сигналов синусоидальной формы. Законы Кирхгофа в комплексной форме. Характеристики элементов цепи в установившемся синусоидальном режиме. Метод комплексных амплитуд.

Расчет установившегося синусоидального режима в простых цепях; векторные диаграммы; простейшие резонансы напряжений и токов. Мощность в установившемся синусоидальном режиме.

Резонанс в электрических цепях общего вида. Частотные характеристики цепи, методы определения и построения амплитудно-частотной и фазо-частотной характеристик.

4

Трехфазные, индуктивно-связанные и многополюсные цепи

Общая характеристика трехфазных цепей. Соединение звездой и треугольником. Свойства симметричных трехфазных цепей. Векторные диаграммы.

Основные понятия индуктивно-связанных элементов. Особенности анализа цепей с индуктивно-связанными элементами; трансформатор в линейном режиме, идеальный трансформатор.

Уравнения, матрицы и параметры четырехполюсников. Симметрия, обратимость и пересчет параметров четырехполюсников. Схемы замещения четырехполюсников. Соединения четырехполюсников.

5

Использование преобразования Лапласа к анализу цепей.

Передаточная функция и частотные характеристики цепи.

Законы Кирхгофа в операторной форме. Операторные уравнения и схемы замещения элементов цепи. Анализ переходных процессов в цепях с помощью преобразования Лапласа. Использование теоремы запаздывания для получения изображений сигналов.

Передаточная функция цепи и ее связь с импульсной, переходной и частотными характеристиками цепи. Связь передаточных функций с дифференциальными уравнениями цепи и частотами ее собственных колебаний.

6

Периодические сигналы и их дискретные спектры

Периодические сигналы и ряды Фурье (среднее значение, свойства рядов Фурье симметричных сигналов). Дискретные спектры периодических сигналов. Использование преобразования Лапласа для расчета спектров. Мощность и действующие значения переменных в цепи при периодических несинусоидальных воздействиях.

Анализ установившихся режимов в цепях при периодических воздействиях, определение спектра реакции по спектру воздействия и частотным характеристикам цепи.

7

Апериодические сигналы и их спектры

Переход от рядов к интегралу Фурье и от дискретного спектра к сплошному. Связь спектра одиночного импульса с дискретным спектром периодической последовательности импульсов той же формы.

Критерии ширины спектра. Связь длительности и крутизны временной функции с шириной ее спектра. Спектр дельта функции. Определение временной функции по ее спектру.

Условие неискаженной передачи сигналов. Анализ прохождения сигналов в цепях спектральным методом.

8

Дискретные сигналы и цепи

Дискретные сигналы и их идеализация. Теорема дискретизации; практика применения теоремы. Дискретные последовательности сигналов. Элементы линейных дискретных цепей. Схемы линейных дискретных цепей и разностные уравнения.

Численное решение разностных уравнений. Использование Z-преобразования для анализа дискретных цепей. Передаточная функция дискретных цепей и ее связь с разностными уравнениями.

Определение параметров дискретной цепи, обеспечивающей заданное преобразование сигналов. Метод полного соответствия переходных характеристик; методы перехода к дискретной цепи от уравнений состояния прототипа-аналога.

9

Анализ процессов в электрических цепях с распределёнными параметрами

Электромагнитные процессы в линиях с распределёнными параметрами. Уравнения однородной линии и их решения для установившегося режима гармонического тока. Бегущие волны. Уравнения однородной линии с гиперболическими функциями, вторичные параметры. Согласование линий между собой и с нагрузкой. Неискажающая линия. Линия без потерь при различных режимах работы. Передача импульсных сигналов по длинным линиям.

10

Общая характеристика электронных устройств и интегральных микросхем

Аналоговые и цифровые электронные устройства. Серии ИМС, состав серий, система обозначений, конструктивное оформление, основные параметры и эксплуатационные характеристики ИМС.

11

Электрические измерения и приборы

Особенности измерения электрических сигналов в аналоговых и цифровых устройствах. Технические средства для обеспечения измерений параметров электрических сигналов.

12

Полупроводниковые приборы: характеристики, параметры, схемы замещения

Резисторы и конденсаторы интегральных микросхем. Выпрямительный диод, стабилитрон, диод Шоттки, фотодиод, светодиод, туннельный диод: основные параметры и характеристики. Биполярный транзистор, эквивалентные схемы Эберса-Молла и Гуммеля-Пуна. Схемы включения с общей базой и общим эмиттером, ВАХ. МОП-транзистор. ВАХ. Эквивалентная схема. Полевой транзистор с затвором Шоттки (ПТШ). ВАХ. Эквивалентная схема.

13

Общая характеристика усилительных устройств

Классификация усилительных устройств. Схемные функции. Частотные характеристики. Параметры переходного процесса.

14

Понятие об обратных связях в электронных устройствах

Виды обратных связей (ОС). Основные структуры электронных устройств с типовыми ОС.

15

Типовые функциональные узлы аналоговых электронных устройств

Усилительные каскады на биполярных и полевых транзисторах. Цепи смещения. Способы повышения стабильности режима. Схемные функции. Источники стабильного тока. Источники опорного напряжения. Каскады сдвига уровня напряжения. Активные нагрузки в усилительных каскадах. Каскадные структуры. Дифференциальные усилители.

16

Электронные ключи

Ключевые устройства на биполярных и МОП-транзисторах. Быстродействие ключей и способы его повышения. Аналоговые ключи. Силовые ключи. Ключевые устройства на интегральных микросхемах.

17

Источники вторичного электропитания (ИВЭП)

Принципы построения и функциональные узлы ИВЭП. Выпрямители и сглаживающие фильтры. Интегральные стабилизаторы напряжения.

18

Интегральные операционные усилители (ИОУ) и решающие усилители (РУ)

ИОУ - базовый компонент аналоговых электронных устройств. Основные параметры и характеристики ИОУ. Разновидности ИОУ: общего применения, прецизионные, быстродействующие, микромощные. Способы улучшения параметров ИОУ. Решающий усилитель-основное усилительное звено аналоговой техники. Инвертирующие, неинвертирующие, дифференциальные и интегрирующие РУ. Погрешности РУ, обусловленные неидеальностью свойств ИОУ. Способы улучшения технических характеристик РУ.

19

Электронные устройства на базе интегральных операционных усилителей

Усилители переменного тока. Измерительные усилители. Активные фильтры. Аналоговые компараторы. Генераторы. Таймеры. Аналоговые перемножители сигналов. Логарифмические усилители. Ограничители.

20

Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи

Области применения АЦП и ЦАП. Классификация АЦП по методам преобразования.

Параллельные, последовательно-параллельные АЦП, АЦП последовательного счета. Схемы.

Принципы построения ЦАП. Последовательные и параллельные ЦАП. Их разновидности.

21

Логические интегральные микросхемы

Основные электрические параметры и характеристики логических микросхем. Разновидности логических интегральных микросхем: ТТЛ, ЭСЛ, КМОП, МОПТЛ.

22

Функциональные узлы последовательностного типа

Асинхронные и синхронные RS-триггеры. D-, Т-, JK-триггеры. Счетчики. Синтез синхронных и асинхронных суммирующих, вычитающих и реверсивных счетчиков. Регистры памяти и сдвига. Распределители.

23

Функциональные узлы комбинационного типа

Шифраторы и дешифраторы. Логические коммутаторы (мультиплексоры и демультиплексоры). Сумматоры. Схемы ускоренного переноса. Двоичные компараторы. АЛУ.

24

Запоминающие устройства

Классификация ЗУ. Постоянные ЗУ (ПЗУ). Принцип работы статического ПЗУ на МОП-транзисторах. Способы программирования ПЗУ. Репрограммируемые РПЗУ. Оперативные ЗУ статического и динамического типа на МОП-транзисторах. Схемы записи, считывания и хранения.

25

Программируемые логические устройства (ПЛУ)

Основные разновидности ПЛУ: программируемые логические матрицы (ПЛМ), программируемые логические устройства типа PLD, CPLD и FPGA. Особенности конструкции и способы программ-ия

26

Микропроцессоры

Классификация микропроцессоров и области их применения. Структура и общие принципы организации БИС микропроцессоров. Микроконтроллеры, микропроцессоры ЭВМ и цифровые сигнальные процессоры.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск