Скачать 80.16 Kb.
|
Модель урока Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости» Автор: Зянгирова Лилия Фанильевна, учитель информатики и математики Координаты: Республика Башкортостан, село Бакалы, Бакалинского района, МОБУ СОШ №1. Краткая аннотация урока: Данный урок подготовлен для учащихся профильного физико-математического класса. Материал рассчитан на два академических часа. Предлагаемая разработка межпредметного урока: экономика + информатика позволяет показать связь предметов, учит применять на практике теоретические знания темы «Корреляционные зависимости», отрабатывает практические навыки построения экономических моделей в среде Microsoft Exel, активизирует умственную деятельность учеников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. В процессе изучения темы использовались иллюстративные, наглядные и исследовательские методы. Урок направлен на развитие информационных, коммуникативных и исследовательских ключевых компетенций План-конспект урока: Тема урока: Моделирование экономических процессов. Корреляционные зависимости Тип урока: комбинированный Методы: практические, словесные, наглядные. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование и материалы: компьютеры с операционной системой Windows XP, карточки с кроссвордами, карточки с задачами, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, локальная сеть, задачник по моделированию. Цели урока:
План урока. 1) Организационный момент. 2) Целевая установка урока. 3) Проверка домашнего задания. 4) Актуализация знаний. Выделение этапов метода математического моделирования. Повторение понятий моделирования. 5) Применение метода математического моделирования для решения экономических задач:
- разработка информационной модели; - компьютерный эксперимент; - анализ результатов; - самостоятельная работа. 6) Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Целевая установка урока. - на последних занятиях мы рассматривали регрессионные математические модели, которые строятся в тех случаях, когда существует зависимость между двумя факторами и требуется получить математическое описание этой зависимости. Нами были рассмотрены задачи прогнозирования по регрессионным моделям. Дома вам следовало собрать данные о температурном режиме в нашем районе за последние 10 дней, и путём графической экстраполяции предсказать температуру через 3-5 дней. 3. Проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски (учащиеся демонстрируют свои прогнозы). 4. Актуализация знаний проводится на основе работы с презентацией «Математическое моделирование» (Приложение 1) 5. Применение метода математического моделирования для решения экономических задач: - постановка задачи: Более важным частным случаем статистической зависимости является корреляционная зависимость, характеризующая взаимосвязь значений одних случайных величин со средним значением других, хотя в каждом отдельном случае любая взаимосвязанная величина может принимать различные значения. (Приложение 2, слайды 1-4) Рассмотрим некую сложную систему. Пусть важной характеристикой этой сложной системы является фактор А, на него могут оказывать влияние одновременно многие другие факторы: В, С, D. и т.д. Рассмотрим два типа задач:
Если в качестве сложной системы рассмотреть школу, то фактором А может быть средняя успеваемость учащихся школы, В – финансовые расходы школы на хозяйственные нужды, С – уровень квалификации учителей, D – контингент учащихся, Е - уровень ТСО и другие. - выяснение цели моделирования: Для выявления зависимости от какого-либо определенного фактора, необходимо максимально исключить влияние других факторов. Например, собирая информацию о разных школах, нужно выбирать такие, в которых приблизительно одинаковый контингент учеников, квалификация учителей, обеспеченность учебникам и пр., однако при этом хозяйственные расходы школ разные (наличие/отсутствие спонсоров, и другие причины). Задача. Найти наличие/отсутствие взаимосвязи между финансовыми затратами школы на одного ученика и средней успеваемостью. - формализация задачи: Хозяйственные расходы школы выразим количеством рублей, отнесенных к числу учеников в школе (руб./чел.), потраченных за определенный период времени (последние 3-5 лет). Успеваемость - средний балл учеников по результатам окончания последнего учебного года. В статистических расчетах обычно используются относительные и усредненные величины. Итоги сбора информации представим в табличной форме. - разработка информационной модели:
Построим точечные диаграммы по данным: затраты-успеваемость; успеваемость - категорийность. Значения величин: финансовых затрат и успеваемости имеют значительный разброс и, на первый взгляд взаимосвязи между ними не видно. Однако она вполне может существовать. Зависимости между величинами, каждая из которых подвергается не контролируемому полностью разбросу, называются корреляционными зависимостями. Раздел математической статистики, который исследует такие зависимости, называется корреляционным анализом. Корреляционный анализ изучает усредненный закон поведения каждой из величин в зависимости от значений другой величины, а также меру такой зависимости. Корреляционная зависимость определяется различными параметрами, среди которых наибольшее распространение получили показатели, характеризующие взаимосвязь двух случайных величин (парные показатели): корреляционный момент, коэффициент корреляции. Оценку корреляции величин начинают с высказывания гипотезы о возможном характере зависимости между значениями. Чаще всего допускают наличие линейной зависимости. В таком случае мерой корреляционной зависимости является величина, которая называется коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции:
В MS Excel функция вычисления коэффициента корреляции называется КОРРЕЛ и входит в группу статистических функций. Алгоритм использования функции КОРРЕЛ:
- компьютерный эксперимент: (Приложение 2, слайды 7-8) - анализ результатов: после обработки данных при помощи функции КОРРЕЛ выведется ответ; ρ=0,500273843. Эта величина говорит о среднем уровне корреляции. - выводы: зависимость между данными параметрами существует. Рассмотрим другой тип задач, а именно, определим какой из двух факторов оказывает более существенное влияние на успеваемость учащихся (Приложение 2, слайды 13-15) - самостоятельная работа «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel» Задание 1. Определение наличия корреляционной зависимости между величинами Алгоритм выполнения задания:
(Приложение №3) Задание №2. Определить влияние двух факторов на некоторую величину. Проверить анализ зависимости на наличие корреляции (Учащиеся должны были дома подготовить статистические данные для выполнения данного задания). Результаты сохранить в сетевой папке Учитель. Выводы оформить в тетради.
- Что интересного узнали сегодня на уроке? Как полученная информация может вам помочь и в чём? Для каких профессий важна такая информация? В каких ситуациях она необходима? Ваше отношение к справедливости данной теории. Рефлексия урока. Ответьте на вопросы и сохраните ответы в сетевом окружении в папке УЧИТЕЛЬ 1. Что вы ожидали от работы по созданию модели? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. 2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным? 3. Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно? 4. Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время работы. Как вы их преодолевали? 5. Вы познакомились с работой своих оппонентов. Показалась ли она вам наиболее содержательной, значимой, оригинальной? Постановка домашнего задания: провести сравнительный анализ целесообразности применения прогнозирования по регрессионной модели и расчёта корреляционных зависимостей. Подготовьте статистические данные парных измерений некоторых величин, между которыми может существовать корреляционная зависимость. Выполните анализ зависимости на наличие корреляции. Резерв (Приложение 4) |