Скачать 0.5 Mb.
|
МОЯ ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к оформлению проектно-исследовательской работы учащихся Введение Научно-исследовательская деятельность школьников и студентов играет исключительно важную роль в развитии их познавательного интереса и в формировании их профессиональной ориентации. В процессе выполнения научного исследования и подготовки статьи по его результатам выявляется творческий потенциал учащегося, развиваются навыки самостоятельного изучения и обобщения научной литературы, осваиваются методы научного познания, воспитывается способность принимать самостоятельные решения при анализе проблемной ситуации, что особенно важно в современной действительности. Опыт самостоятельного научного исследования, выбор наиболее эффективных методов и приемов, анализ полученных результатов и их оценка, бесспорно, развивают умение отстаивать собственное мнение и способность изложить его в письменной форме. Как показывает практика, учащиеся испытывают большие затруднения, оставаясь один на один с чистым листом бумаги, на котором нужно изложить результаты своего исследования. В данных указаниях представлены методически адаптированные вспомогательные материалы, облегчающие основные аспекты написания научной статьи как одного из специфических жанров письменной речи. Научная статья - это представление результатов какого-либо исследования для научной общественности. Статья оформляется в виде электронного текста или текста на бумажном носителе и размещается, соответственно, в электронном или обычном издании (сборнике научных статей, научном журнале). Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют её значимость. Это может быть новые экспериментально зафиксированные объекты, явления, процессы; новые экспериментальные факты, данные о каком-то объекте, явлении, процессе; новые объяснения, интерпретации известных явлений и процессов, основанные на теоретических или экспериментальных исследованиях; новые подходы и методы в теоретических и экспериментальных исследованиях и т.п. В отдельных случаях научная статья может содержать систематизацию, обобщение уже известных научных данных о процессе, явлении или объекте, на основе которого делаются новые выводы, прогнозы. Такая статья называется обзором научной литературы по определенной проблеме. Научный стиль речи в последнее время широко исследуется лингвистами. Выявлены его основные языковые показатели и устойчиво повторяющиеся элементы структуры текста [10, 14, 17 и др.]. Важным аспектом текста научного стиля является также учет требований по оформлению библиографического списка [10, 26 и др.]. Нами отобран минимум указанных сведений, применяемых в работах технического, естественнонаучного и гуманитарного профиля. 1. Планирование процесса исследования На самом раннем этапе исследования необходимо ответить на следующие вопросы. К какой общей проблеме относится выбранная Вами тема исследования? Какой материал необходимо привлечь для ее изучения? Откуда его взять (из опубликованных источников, собрать самому)? Сколько необходимо материала для доказательного раскрытия темы? Почему выбирается именно этот материал, а не иной? Нужны ли какие-то сопоставительные или вспомогательные материалы для решения рассматриваемой проблемы? Изучается ли данный вопрос на каком-либо ином материале? К каким результатам и выводам пришли предшествующие исследователи? Что именно не изучено совсем или изучено недостаточно в данном вопросе? Какие ученые затрагивали вопросы, связанные с темой, на каких научных позициях они стоят? В чем новизна Вашего подхода (взгляда)? Что конкретно нового Вы хотите узнать (доказать, выяснить) и зачем? Как новое знание, полученное Вами, может быть использовано практически? Выбор темы исследования неразрывно связан с выбором его объекта. Объект исследования - система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы, поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования. Предмет исследования - часть, сторона, свойство, отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях, т.е. это элемент объекта исследования. Предмет исследования является носителем группы или ряда существенных свойств, связей, или признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания. После обоснования темы, определения объекта и предмета исследования формулируется цель исследования по данной теме. Цель исследования выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему «цель - средство - результат». Цель - заранее осознанный и планируемый результат. Основные элементы, формирующие содержание цели исследования: конечный результат, объект исследования, путь достижения конечного результата. Указанная выше (примерная) цепь рассуждений постепенно приводит к формулировке гипотезы исследования. Гипотеза - конкретная форма научного предвидения, занимающая центральное место в исследовании. Гипотеза выступает в виде предположения, выдвигаемого для объяснения изучаемого явления (процесса, системы), его сущности, структуры, связей и т. п. Гипотеза - научное утверждение, представляющее собой вероятное решение проблемы. Гипотеза - это предположение, истинное значение которого не очевидно, т.е. требует доказательства, чему и будет посвящено исследование. Например, объектом Вашего исследования может быть муравейник в огороде, а предметом исследования - взаимоотношения муравьёв и насекомых вредителей. Целью исследований в данном случае может быть роль муравьёв в распространении тли в огороде, а гипотезой исследования -предположение о том, что муравьи распространяют тлю по всему огороду и охраняют её от хищных насекомых. Следует отметить, что в результате более подробного ознакомления с состоянием исследований по проблеме зачастую осуществляется корректировка и окончательное формулирование темы и цели исследования. Одновременно формулируются и задачи исследования. Задачами исследования называются вопросы, получение ответов на которые необходимо для достижения цели исследования. Как правило, выдвигаются следующие исследовательские задачи:
Например, в нашем случае мы должны поставить следующие задачи исследования:
оценивается практическая и теоретическая полезность возможных результатов. Все это необходимо записать. (Подробнее об этом см.: [1, 13, 15, 20, 23, 24, 25]). После формулирования гипотезы исследования необходимо продумать способы ее проверки и доказательства. На этом этапе следует наметить план и определить методику проведения собственных исследований. В первую очередь нужно ориентироваться на методы, используемые в школьном кабинете, на кафедре, в лабораторном практикуме или в доступных Вам научно -исследовательских лабораториях. План исследования и график его выполнения следует обсудить с научным руководителем работы. Поиск аргументов в пользу Вашей гипотезы необходимо вести из двух групп источников: из научной литературы, а также из особенностей исследуемого материала. При этом выявляются противоречивые, не совсем ясные, не до конца решенные моменты, новые примеры и т.п. Их можно как-то по-новому сгруппировать, проверить еще раз, для чего могут быть применены различные методики проверки: анкеты, эксперимент, наблюдение, моделирование, опрос информантов и т.п. Иногда эффективно использование каких-либо новых подходов, либо методов исследования, не применявшихся ранее к данному объекту. Все результаты четко и грамотно фиксируйте. Еще раз соотнесите Ваши рассуждения с темой, целью и задачами работы, скорректируйте их при необходимости. Определите круг терминов и понятий, без которых невозможно обойтись, запишите их на отдельном листе. Затем постарайтесь уяснить для себя эти понятия и термины. Вероятнее всего они по-разному раскрываются в имеющейся литературе, отбирайте наиболее приемлемые толкования терминов и понятий. Не бойтесь сопоставлять позиции разных авторов. От Вас требуется аргументированный выбор научной позиции, умение вести научную дискуссию, отстаивать собственное мнение. Ваши материалы по работе с основными терминами будут полезны при написании статьи, при подготовке доклада, а также при выступлении с докладом. 2. Работа с научной литературой Изучение научной литературы - это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта статьи. Он включает ряд этапов: поиск источников; ознакомительное чтение; углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования; использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений; ссылки на литературу в черновике; написание обзорной части работы; организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование. Несколько советов: Не используйте промежуточных списков литературы. Записи ведите только на карточках или в специальных файлах на компьютере. Сразу грамотно и полно описывайте источники информации, соблюдайте правила оформления произведений печати, принятые в библиографии. Простейшие случаи описания будут приведены далее, в более сложных случаях обратитесь к ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» или проконсультируйтесь в библиографическом отделе библиотеки. Общие рекомендации по оформлению рукописи приводятся в справочных источниках [7, 8, 9]. На карточке (в файле) лучше подробно (даже избыточно) описать статью или книгу, нежели потом искать недостающие элементы описания. Чаще всего учащиеся забывают указывать количество страниц в книге или не указывают страниц окончания нужной статьи, упускают название издательства. Поэтому позднее приходится вновь обращаться к источникам, а это требует повторного обращения к книге или журналу, т.е. дополнительных затрат времени на заключительном этапе работы. Помните, что книга описывается не по обложке, а по титульному листу, недостающие элементы описания берутся из других частей книги. При организации списка использованных источников Вы складываете карточки (нумеруете файлы) в порядке цитирования, единообразно редактируете их и один раз переписываете весь список. Ясно, что в процессе работы какие-то источники окажутся не нужными, вы их уберете, добавите новые. С отдельными карточками (файлами) легче работать в каталогах, нежели со списками, на них вы можете записать библиотечные номера, что тоже удобно. Список литературы следует обсудить с научным руководителем. Список использованных источников является важной составляющей Вашей работы, влияющей на её оценку. Он дает возможность читателю по указанным источникам более глубоко и детально ознакомиться с состоянием рассматриваемого Вами вопроса или проблемы. Кроме того, он в определенной степени характеризует Вашу эрудицию, широту кругозора, степень новизны и значимости Вашей работы. Если в списке только учебники, учебные и методические пособия или нет работ последних лет, то либо рассматриваемый Вами вопрос не представляет интереса на настоящий момент, либо у Вас нет информации о последних работах в этой области и новизна Вашего исследования сомнительна. Если у Вас в списке нет зарубежных источников, то вряд ли можно говорить о полноте представления о состоянии исследований по рассматриваемому вопросу и об истинной новизне Вашей работы.
Схема библиографической записи на книги и брошюры (обязательные элементы курсивом): Заголовок записи. Основное заглавие [Общее обозначение материала] = Параллельное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию/Первые сведения об ответственности; Последующие сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Первое место издания : Издатель, Дата издания. - Объем : Иллюстрации; Размер + Сопроводительный материал. - (Основное заглавие серии). - Область примечания. - Международный стандартный номер (ISBN). Под именем индивидуального автора (авторов): Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учеб. пособие / Г. Я. Сол-ганик. - М. : Просвещение, 1997. - 256 с. - ISBN 5-89349-008-8. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга : Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности [Текст] / Г. Хакен; науч. ред. В. И. Аршинов; пер. Ю. А. Данилов. - М. : ПЕРСЭ, 2000. -351 с. - ISBN 5-9292-0047-5. Шрайберг, Я. Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России : состояние, выбор, внедрение и развитие [Текст] / Я. Л. Шрайберг, Ф. С. Воройский. - М. : Либерия, 1996. - 271 с. - ISBN 5-85129084-8. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. - 2-е изд. - М., 2003. - 288 с. - ISBN 5-354-00296-6. Под заглавием: Математические методы исследования операций [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Ермолаев [и др.]. - Киев, 1981. - 311 с. История России [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. Н. Сухов. - СПб. : СПбЛТА, 2001. - 231 с. Общая схема аналитической библиографической записи: Сведения о составной части документа // Сведения об идентифицирующем документе. - Сведения о местоположении составной части в документе. - Примечания. Схема библиографической записи на составную часть книги: Заголовок. Основное заглавие составной части [Общее обозначение материала] : Сведения, относящиеся к заглавию составной части / Сведения об ответственности, относящиеся к составной части // Заголовок. Основное заглавие : Сведения, относящиеся к заглавию книги / Сведения об ответственности. -Сведения об издании. - Место издания, Дата издания. - Номер тома (выпуска). - Обозначение и номер главы, параграфа. - Объем (страницы, на которых помещена составная часть). Захарьев, Б. Н. Фазы рассеяния и теорема Левинсона [Текст] / Б. Н. Захарьев // Уроки квантовой интуиции. - Дубна, 1996. - С. 149-172. Схема библиографической записи на публикацию в газете, журнале, периодическом или продолжающемся сборнике: Заголовок. Основное заглавие [Общее обозначение материала] : Сведения, относящиеся к заглавию статьи / Сведения об ответственности, относящиеся к статье // Основное заглавие : Сведения, относящиеся к заглавию издания / Сведения об ответственности, относящиеся к изданию. - Дата выхода (год выхода). - Номер издания. - Объем (страницы, на которых помещена статья). Статьи из журнала: Солодкин, Я. Г. Смутное время [Текст] / Я. Г. Солодкин // Русская речь. - 1992. - № 6. - С. 104-106. Сидоров, Е. В. Коммуникативный принцип исследования текста [Текст] / Е. В. Сидоров // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - Т. 45, № 5. - 1986. -425-432. Статьи из газеты: Колесникова, О. Равнение на центры! [Текст]: [о сибирских научных центрах] / О. Колесникова // Поиск. -2001. - 5 июля (№ 27). - С. 12. Головачев, В. Долг платежом красен : о долгах по зарплате работникам бюджетной сферы [Текст] / В. Головачев, С. Синицын, В. Толоконников // Труд. - 1999. - 3 апр. - С. 2-4. Материалы из электронных ресурсов локального доступа: Образцы правовых документов [Электрон. ресурс] : электронный правовой справочник KODCD23. - Электрон. дан. - СПб. : Кодекс, 2000. - 1 электрон. диск (CD-ROM); 12 см. Описание электронных ресурсов удаленного доступа: Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Междунар. науч. пед. интернет-журнал с библиотекой-дипозитарием / под патронажем Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ки. им. К. Д. Ушинского. - Электрон. дан. - М. : OIM. RU, 2001. - Режим доступа : WWW.URL : http: // www.oim.ru - Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Ссылка - словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее к изданию (библиографическая ссылка); к фрагменту текста, где содержатся дополняющие или поясняющие сведения о предмете речи в данном текстовом фрагменте; к иллюстрации, таблице, формуле, приложению, главе, параграфу, пункту (внутритекстовая ссылка) и т.д. Внутритекстовые ссылки иногда размещаются как постраничные сноски1 (в качестве образца можно использовать любую книгу по специальности, изданную в последние годы). Часто в тексте используются сокращения наиболее цитируемых источников, например: РГ - Русская грамматика; БСЭ - Большая советская энциклопедия; РЯШ - Русский язык в школе, УФН - Успехи физических наук и т. п. Различают общепринятые и авторские сокращения. Все авторские сокращения необходимо расшифровать, поместив в списке принятых сокращений. Сокращать можно наиболее часто встречающиеся термины и понятия, но не следует увлекаться данным приемом, чтобы текст не превратился в шифровку. Принятые сокращения мест издания: Л. - Ленинград, Пб. - Петербург, Пг. - Петроград, СПб. - Санкт-Петербург; М. - Москва; Ростов н/Д - Ростов-на-Дону. Остальные названия городов указываются полностью: Оренбург, Тверь, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск. Принятые сокращения издательств: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во МГУ; Рус. яз.; Высш. шк. и др. Постепенно у Вас накапливается фонд выписок, относящихся к теме. При этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы правильно указывать страницы источника информации и его полное библиографическое описание.
Существует несколько основных форм записи прочитанного с целью последующего его воспроизведения: план, тезисы, конспект, реферат. ПЛАН книги или статьи - это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т. д.). ПРОСТОЙ ПЛАН - это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье. СЛОЖНЫЙ ПЛАН, кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте. Как составить план? Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу. ТЕЗИСЫ раскрывают, ЧТО ИМЕННО говорится по вопросам, обозначенным пунктами плана. ПРОСТЫЕ ТЕЗИСЫ - это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств. РАЗВЕРНУТЫЕ (сложные) ТЕЗИСЫ включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений. Как составить тезисы? Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется ОДНО суждение в категорической (то есть не терпящей возражений) форме. Это и будет тезис. В КОНСПЕКТЕ указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли. При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно. Различаются конспекты простые (краткие) и сложные (подробные, развернутые). Существует несколько разновидностей конспектов. ПЛАНОВЫЙ КОНСПЕКТ - каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом. СВОДНЫЙ КОНСПЕКТ также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме. СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ содержит размышления читателя о книге (статье). РЕФЕРАТ - это форма переработки специальной литературы, излагающая ЧТО ИМЕННО, ЧТО НОВОГО, СУЩЕСТВЕННОГО содержится в первичном тексте [10, с. 55-56]. Реферат - это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием. Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется МОНОГРАФИЧЕСКИМ. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называется ОБЗОРНЫМ. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-источника (описание, рассуждение...). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста. Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п. Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения. Для облегчения работы по реферированию источников эффективны стереотипные обороты, которые представлены в таблицах 1 и 2. В них перечислены некоторые синонимические средства выражения, которые следует использовать в случайном порядке, чтобы не повторяться. РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР литературных источников обычно составляется при подготовке обзорной статьи. Обычно он включает оценочный аспект. Хорошо выглядит в обзоре сопоставление различных научных позиций, аргументированный выбор одной из точек зрения. Выделяют 4 наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР представляет последовательность изучения темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа. ПРОБЛЕМНЫЙ ОБЗОР выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе. Таблица 1. Средства сжатого описания текста [21, с. 52-53]
|