Скачать 349.26 Kb.
|
Ярцевская муниципальная общеобразовательная средняя (полная) школа №10 г.Ярцево Смоленская область Элективный курс по информатике « Применяем Visual Basic 2005 для решения задач физико-математического цикла». Вид элективного курса: межпредметный Автор: Сергеева Диана Лазаревна, учитель информатики средней школы №10 г. Ярцево 2007 г. Пояснительная записка. Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов информационно-технологического и физико-математического профиля. Курс рассчитан на изучение в объеме 17 часов, которые проводятся в течение полугодия по одному часу в неделю. Курс изучается после прохождения учащимися в базовой программе темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное визуальное программирование», так как в этой теме рассматриваются основные возможности языка Visual Basic 2005. Данный курс опирается на уже изученное с помощью базовой программы, но в то же время знакомит с новыми возможностями языка объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005. К новому материалу относятся:
В курсе большое внимание уделяется работе с массивами. В базовой программе не отражена эта возможность программирования. Я считаю, что необходимо ознакомить учеников с таким распространенным способом представления данных как массив. Для знакомства я выбрала одномерные массивы как наиболее доступные ученикам 9-х классов. Я считаю, что время, отведенное в базовом курсе (14 часов), недостаточно для изучения такой сложной темы как программирование. Поэтому своим курсом я пытаюсь развить уже полученные навыки путем решения задач физико-математического цикла, устанавливая при этом межпредметные связи. Курс формирует у учащихся представление о современных возможностях объектно-ориентированного программирования посредством языка Visual Basic 2005. Для изучения данного курса необходимы персональные компьютеры с установленной программой Visual Basic 2005. Цели курса:
Задачи курса:
Обучение в данном курсе в основном происходит методом проектов. В начале занятия учитель обозначает тему проекта и дает необходимые для его реализации знания. Ученик в ходе одного или нескольких занятий составляет соответствующую программу. При этом учитель следит за его работой и консультирует в сложных вопросах. Создание проекта завершается его защитой. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимого программного обеспечения – Visual Basic 2005. Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль проводится при защите итоговых проектов. Темы итоговых проектов объявляются учащимся в начале прохождения курса. Применяются индивидуальная и групповая формы работ. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы. Требования к знаниям и умениям учащихся После изучения курса учащиеся должны уметь:
Содержание курса Глава I. Конструирование меню. (3 ч). В этой главе вы научитесь создавать объект меню в собственных программах. Основные понятия: объект меню, события меню. Содержание главы: Назначение меню Объект меню Событие меню Click Создание объекта меню Практическая работа «Равномерное движение» Практическая работа «Решение математических уравнений» Творческий проект «Равноускоренное движение» Глава II. Массивы (7 ч). В этой главе вы познакомитесь с назначением одномерных массивов и научитесь применять их для решения задач. Основные понятия: массив, одномерный массив, заполнение массива, обработка массива. Содержание главы: Назначение массива Одномерный массив Описание одномерного массива Заполнение одномерного массива с клавиатуры и вывод его значений на поле списка Заполнение одномерного массива случайными числами Нахождение суммы и произведения элементов одномерного массива Нахождение элементов в одномерном массиве Практическая работа « Обработка одномерных массивов» Творческий проект «Последовательность Фибоначчи» Глава III. Графические возможности Visual Basic (4 ч). В этой главе вы закрепите свое умение применять графические возможности Visual Basic 2005 для решения задач. Основные понятия: графические поля, графические объекты, графические методы Содержание главы: Назначение графических полей Графические объекты Графические методы Практическая работа «Используем графические объекты для рисования» Творческий проект «Геометрические фигуры» Глава IV. Зачетная работа (3 ч). Пришло время выполнения вашего итогового проекта. Теперь все ваши знания, умения и предыдущие разработки необходимо применить для создания комплексного проекта – программного обеспечения, реализующего математическую или физическую задачу. Программа разрабатывается в группе или индивидуально. Выполненный проект вам необходимо защитить перед своими одноклассниками и учителем. Темы итоговых проектов.
Тематическое планирование курса.
Список литературы для учителя и учащихся: 1.Браун С. Visual Basic 6. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005. 2.Сафронов И.К. Visual Basic в задачах и примерах. – СПб.:БХВ-Петербург,2006. 3. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательное программирование: Visual Basic: Книга для детей, родителей и учителей. – М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА: Инфорком – Пресс,2002. 4. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком – Пресс,2002. 5.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Бином. Лаборатория знаний.2005. 6.Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. Практическая работа «Равномерное движение» Тема: Создание меню. Творческий проект «Равномерное движение» Цели занятия: Обучающая - научить проектировать меню и применять его при разработке программ Развивающая – развивать внимание Воспитательная – прививать прилежное отношение к выполнению задания План занятия
Ход занятия.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.
Меню представляет функции программы в четком и удобном для пользователя виде. Для создания меню в Visual Basic применяется элемент меню MenuStrip, находящийся на панели объектов. Элемент меню состоит из одного или нескольких заголовков верхнего уровня (например, Файл). Каждый заголовок состоит из одной или нескольких команд (например, Выход). Каждый заголовок или команда меню поддерживают единственное событие Click. Действия, выполняемые при выборе заголовка или команды меню, программируются в процедуре события Click. Задание. Создать проект, реализующий вычисление пройденного пути, времени и скорости равномерного движения. Описание проекта. Данный проект предназначен для вычисления:
Для выбора соответствующей задачи в проекте должно быть сконструировано меню. Для работы нашей программы достаточно создать заголовки меню с соответствующими событийными процедурами. Создадим следующие заголовки меню:
В данном проекте будем использовать 4 формы:
Новая форма вставляется в проект с помощью команды главного меню Project – Add Windows Form. Для первых трех заголовков меню создадим событийные процедуры обращения к соответствующим формам. Вызов формы 2 в окно проекта осуществляется командой Form2.Show (показать форму). Для заголовка меню Выход создадим событийную процедуру с командой Exit.
Указание к выполнению практической работы «Равномерное движение». 1. Запустить систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic командой (Программы-Visual Basic 2005). 2. Выбрать команду File - New Project. В появившемся диалоговом окне выделить объект WindowsApplication и щелкнуть по кнопке ОК. Появиться экранная форма под именем Form1. 3. На панели объектов выбрать MenuStrip и щелкнуть два раза левой кнопкой мыши в левом верхнем углу окна формы для создания пункта меню. Ввести заголовок меню Нахождение пути. 4. Щелкнуть два раза левой кнопкой мыши в следующем слева пункте меню и ввести заголовок Нахождение скорости. 6. Аналогично составить заголовки меню Нахождение времени, Выход). На экранной форме должны появиться заголовки меню: Нахождение пути, Нахождение скорости, Нахождение времени, Выход. Составить экранную форму для вычисления пройденного пути. 8. Выполнить команду главного меню Project – Add Windows Form. 9. На экране появиться новая форма под именем Form2. 10. На форме расположить надпись Label1. 11. С помощью окна Свойства установить в поле Text значение «Введите скорость движения». 12. Рядом с объектом Label1 расположить объект TextBox1. 13. В окне Свойства в поле Text установить значение « ». Аналогично разместить на форме надпись и текстовое поле для ввода значения времени. 14. Под появившимися объектами расположить командную кнопку Button1. 15. С помощью окна Свойств в поле Text установить значение «Пуск». 16. Создать две надписи Label3 и Label4 для вывода результата.
17. Для кнопки Button1 создать событийную процедуру Private Sub Button1_Click() s =Val( TextBox1.Text) *Val(TextBox2.Text) End Sub Установить связь между заголовком меню «Нахождение пути» и формой №2 18. В окне Проводник проекта щелкнуть по пункту Form1. 19. На появившейся форме дважды щелкнуть по заголовку меню Нахождение пути. Откроется Окно кода. 20. В открывшемся окне создать процедуру Private Sub НахождениеСкоростиToolStripMenuItem_Click(…) form2.Show End Sub 21. Закрыть Окно кода. Аналогично создать экранные формы для вычисления значения скорости и времени и связать их с соответствующими заголовками меню. 22. Для заголовка меню Выход создать событийную процедуру выхода из программы с помощью команды End. 23. Запустить проект с помощью функциональной клавиши F5. 24. Протестировать проект. 25. Сохранить проект на диске.
|