Скачать 71.06 Kb.
|
Конспект урока математики в 5 классе (УМК С. М. Никольского). Тема урока. Арифметические действия с натуральными числами. Цель урока. Знакомство со старинными способами выполнения арифметических действий с натуральными числами. Задачи урока.
Тип урока: презентация проектов. Оборудование: плакат с цитатой к уроку, сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы «Моё настроение» (по количеству учащихся в классе), книга (см. приложения). Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая (вне урока). Методы обучения: словесные, практические, наглядные. План урока.
Ход урока.
Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников). Каждый ученик получает лист «Моё настроение», на котором отмечает смайлик, больше всего соответствующий его настроению в начале урока.
Приложение 1.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал на него известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Учитель. А теперь скажите, какие числа и действия над числами мы изучали на уроках математике в I,II четвертях? (Ответ: натуральные числа). Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно. Сначала научились выполнять арифметические действия с натуральными числами. Я предлагаю, с помощью теста «Верно - неверно», проверить, как хорошо вы усвоили эту тему. Я буду читать некоторые утверждения, а вы с помощью сигнальных карточек показывать – согласны вы с ним или нет. Зелёная карточка – согласен, красная – нет.
16. (a + b) + c = a + (b+ c), (a ∙ b) ∙ c = a ∙ (b ∙ c) – это запись распределительного закона. (Нет). 17. a ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ c, a ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ c - это запись сочетательного закона. (Нет). 4. Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеоклипа. Учитель. Насколько важно современному человеку выполнять арифметические действия с числами можно судить по этому стихотворению. В труде применяем сложение, Сложенью – и честь, и почёт. К умению прибавим терпение, А сумма успех принесет! Нельзя забывать вычитание, Чтоб зря не потратился день, Из суммы старания и знания, Мы вычтем безделье и лень! В труде умноженье поможет, Чтоб дельной работа была, Стократ трудолюбие умножим – Умножатся наши дела. Деление нам служит на деле, Оно нам поможет всегда: Кто поровну трудности делит, Разделит успехи труда! Поможет любое из действий – Они нам удачу несут. И в жизни, поэтому вместе Шагает наука и труд. (Автор неизвестен) Учитель. Ребята, а теперь назовите способы выполнения арифметических действий с натуральными числами (столбиком, уголком). Таким образом, получается, что за тысячи лет люди придумали лишь несколько способов, хотя обычно важная проблема имеет множество вариантов решений?! Вот такое противоречие возникло у нас на одном из уроков. И мы решили в ситуации разобраться, написав проект. Вот как это было…
Примечание: все этапы работы над проектом были записаны на видео, но из-за большого объёма ролика (56 Мб) и необходимости взять письменное разрешение у каждого родителя учащихся (не все согласились), видеоматериал не прилагаю. 5. Презентация проектов с перерывом на динамическую паузу. 1. «Мухаммед из Хорезма диктует правила». Приложение 6. 2. «Из страны пирамид… о «умножении»». Приложение 4. 3. «Умножение для ленивых?» Приложение 5. 4. «Галера» (на уроке только упоминается без рассмотрения конкретных примеров из-за высокой сложности). Динамическая пауза (гимнастика для глаз, др. упражнения на выбор – авторская разработка с учётом требований нового СанПин). Приложение 7. (Выступающий ученик демонстрирует презентацию, комментируете, другие учащиеся примеры записывают в свою тетрадь. Участники групп отвечают после презентации своего метода на вопросы, возникающие у других учащихся; при необходимости отвечать помогает учитель). 6. Обсуждение результатов работы по проектам. Подведение итогов урока. Учитель. Результаты работы предоставлены ребятами еще и в виде книги, которую мы торжественно передали в дар библиотеке нашей школы. Книга. Приложение 3. В итоге мы решили продолжить сбор информации и дополнить книгу новыми главами и упражнениями. Выставляются отметки за урок с комментариями учителя. Далее учащимся предлагается заполнить вторую часть листа «Моё настроение» (Приложение 1) (настроение в конце урока) и передать с последних парт на первую для учителя.
Вычислить произведение 25 и 63 крестьянским, египетским способами и методом «решётка». Сделайте проверку, умножив 25 на 63 столбиком (обычным способом). Дополнительно: придумать свой пример на деление натуральных чисел и выполни деление методом «Галера» (подбери числа, делящиеся друг на друга нацело; воспользуйся соответствующим материалом в книге, изданной учащимися класса и переданной в дар школьной библиотеке). Использованная литература.
|