1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
1.
| Организацион-ный
| -
| Учитель проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, называет фамилии учащихся, которым предстоит выполнение письменной самостоятельной работы (можно предложить по желанию)
| Отвечают на вопросы учителя.
4 учащихся садятся за 1 и 2 парту крайнего ряда и получают задание на карточке от учителя
| 3 мин.
|
2.
| Повторение изученного ранее
| (1) Глагол как часть речи
| Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Глагол”.
Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке? Поделитесь своими мыслями.
Я предлагаю вам вспомнить, что вы уже знаете о глаголе?
(выводится на экран схема «Глагол как часть речи)
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
По схеме повторяют признаки глаголов
| 5 мин
|
3.
| Актуализация новых знаний
|
| Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать слова на экране и разделить их на несколько групп по 2-м признакам одновременно.
(время, орфограмма)
.
| Учащиеся выполняют задание,
взаимопроверка, а затем это задание сверяется с записью на экране.
Проверка:
– Орфограмма непроизносимая согласная в корне слова, глаголы стоят в форме настоящего времени, отвечают на вопрос –что делают?
– Орфограмма безударная гласная в корне слова, глаголы стоят в форме будущего времени.
– Орфограмма – написание слов с разделительным Ъ знаком, глаголы стоят в форме прошедшего времени.
| 5 мин.
|
4.
| Формирование новых знаний и умений
|
(2)Инфинитив
(3)Неопреде-ленная форма глагола
| Возникновение проблемной ситуации. (Побуждение к формулировке учебной проблемы)
Что интересного заметили? Какое слово лишнее? Почему?
Какой частью речи оно является?
Что это за глагол?
В форме какого числа он стоит?
В форме какого времени стоит глагол МЕЧТАТЬ?
Может кто-то догадался, что мы должны сегодня исследовать на уроке?
(Глаголы, у которых нельзя определить форму числа и времени)
На какие бы вопросы об этих глаголах вы бы хотели получить ответ?
Может кто-то предположит, как они будут называться.
(Глаголы у которых нельзя определить форму числа и времени)
|
Записывают в тетради определения, подбирают по аналогии с табличными примеры для каждой классификации
Записывают в тетрадь дополнительную информацию с экрана.
|
|
|
|
| Выпишите со слуха из текста глаголы.
Приятно слушать звонкую песню жаворонка.
Машине нужно увезти мусор.
Дети рады посадить выращенные цветы у школы.
Беречь красоту родной природы – это долг каждого!
Слушать, увезти, посадить, беречь
На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов. Назовите их.
Это суффиксы.
Что вы можете сказать сейчас о глаголах неопределённой формы?
Как вы будете отличать глаголы в неопределённой форме?
Что же можно сказать про глагол мечтать?
Послушайте сказку ученика про неопределённую форму глагола.
|
Ученик рассказывает сказку
| 14 мин
|
|
|
|
| В древние времена употребляли глаголы только в неопределённой форме, не изменяя их ни по числам, ни по родам, ни по временам. Но это было очень неудобно. Однажды к царю приехал гонец и доложил: “Вражеское войско идти к нашим границам”… Царь не понял: напали враги на его государство или только собираются?
И с той поры по приказу царя глаголы стали изменяться по временам и числам. А неопределённую форму, от которой произошли другие формы глаголов, стали называть начальной формой глагола.
|
|
5.
| Физкультми-нутка
| Презентация
|
| Учащиеся выполняют упражнение для глаз
| 1 мин
|
6.
| Закрепление новых знаний и умений
| (4) Образуй три формы времени
| 1. Учитель предлагает выполнить задание, направленное на изучение форм глагола 2. Учитель предлагает не только находить, а образовывать глаголы неопределённой формы.
На экран выводятся имена существительные, ученики должны образовать и записать однокоренные глаголы, стоящие в неопределённой форме. Суффиксы выделить.
| Учащиеся выполняют индивидуально, затем сверяют с доской. У доски работает ученик.
Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются с сидящим рядом (взаимопроверка)
| 10 мин
|
7.
| Подведение итогов урока
|
| Обобщает знания, полученные на уроке, анализирует работу класса и выставляет оценки. Определяет д/з, предлагая помимо учебника также и творческие задания, например, придумать и записать словосочетания (сущ.+ глаг.), где глагол стоит в неопределенной форме на тему «Пасха» или «Пасхальное воскресенье»
|
| 2 мин
|