Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 114.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер114.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
КОРНИЛОВА АЛЬБИНА ВЛАДИМИРОВНА

воспитатель I категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад №1 “Колокольчик ” Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Маленький молчун: задержка речевого развития у детей раннего возраста.

…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого.

К. И. Чуковский

По наблюдениям специалистов, число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально-речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы лечение ребенка и регулярные занятия с логопедом.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта. Вот почему очень важно, чтобы речь сформировалась вовремя.

Специалисты успокаивают: современные малыши отличаются от тех, что росли и развивались несколько десятков лет назад.

Почти у всех детишек даже из благополучных семей один диагноз – дефицит живого общения: поздно начинают говорить, неврологических патологий уйма, признаки аутизма, тревожности или агрессивного поведения… Некоторые современные крохи с трудом идут на контакт, не склонны выказывать свои эмоции или, наоборот, сильно расторможены, играть в коллективе не умеют. Все чаще запаздывает развитие речи или двигательная активность. Кто виноват – компьютеризированный образ жизни, родители или экология – пожалуй, не так важно.

Важнее разобраться, что с этим делать?

Дети современности

Парадоксально, но в веке двадцать первом дети начинают говорить гораздо позже. К году нынешнее поколение детей хорошо если знает пять-шесть слов, а многие крохи вообще отказываются произносить что-либо. Последние зачастую либо не в меру ажитированы (расторможены), либо наоборот – слишком замкнуты, как будто мысленно углублены внутрь себя.

Очень важно вовремя скорректировать процессы, которые затормозились у малыша по той или иной причине. Лечение, которое назначит детский невролог, может подстегнуть развитие, дать ему дополнительный толчок. Обычно врачи назначают маленьким детям практически безобидные препараты, стимулирующие обменные процессы на клеточном уровне. На их фоне мозг получает дополнительное питание: дети становятся активнее, растет их мотивация, познавательная инициатива… Но такие препараты, несмотря на свою безопасность, все же имеют ряд противопоказаний и побочных эффектов (в частности гипервозбуждение), поэтому принимать их крохе следует только под наблюдением специалиста.

Не стоит все проблемы ребенка списывать на наследственность и экологию: на одних таблетках ребенка не воспитаешь, с ним нужно заниматься. Зачастую в отсутствии времени у родителей кроется корень всех проблем ребенка.

Очень важно для детей иметь постоянный круг общения. Для совсем маленького ребенка он может включать только маму и папу. Но в любом случае общаться с малышом должен не один человек, их как минимум должно быть двое.

Дефицит общения

В половине случаев задержки речевого развития причиной является дефицит живого общения!

Отсутствие времени – практически бич наших лет. Мы не задумываемся над тем, что в нашем плотном расписании почти нет места для самого главного – живого общения с крохой. В погоне за заработком некоторые мамы полностью перепоручают развитие ребенка телевизору. О любви детей к телевизору знает большинство родителей и этим пользуется. Телевизор входит в мир ребенка как универсальное развлечение, когда мама устала или работает. Родители оправдывают себя: там есть и правильная речь, и песни, и яркие картинки… И лишь немногим известно, что телевизор – враг номер один для развития ребенка. Во время его просмотра сознание и воля малыша практически отключены. Мозг ребенка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию, а наличие диалогов как таковых им вообще не улавливается! Никакого познавательного процесса в момент просмотра телепередачи не происходит. Малышей привлекает реклама (которая вкупе с эффектом 25-го кадра совсем не безопасна) и частая смена ярких картинок, однако порой излишне агрессивные картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики ребенка, повышенной тревожности и агрессивному поведению. Родители спохватываются, да поздно – оказывается, что время упущено. К сожалению, здоровье ребенка не купишь ни за какие деньги.

Врачи бьют тревогу: за последние годы число детей из благополучных семей с аномалиями в психическом развитии на порядок возросло.

Конечно, в деле правильного развития огромную роль играют гены малыша. Если папа с мамой – «поздние» дети, вряд ли их отпрыск родится «ранним». К тому же прослеживается и такая закономерность: чем выше возраст родителей, тем больше шанс того, что ребенок поздно начнет бегать и говорить. Дело в том, что после сорока меняется психо-эмоциональный статус родителей: с возрастом люди больше склонны к спокойному малоподвижному времяпровождению. Врачи утверждают, что свою роль играют и генные мутации, частота которых с возрастом только увеличивается.

Простые хитрости. Что могут сделать родители?

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Для того чтобы предотвратить задержку развития речи у обычного (относительно здорового) ребенка, необходимо с первых недель его жизни соблюдать ряд несложных правил. Мать должна с самых первых дней много разговаривать с ребенком, общаться с ним, вызывать его на "разговор" и немедленно отвечать на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка. Помните о том, что маленькие дети, как и детеныши обезьянок, обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

Кроме того, все усилия ухаживающих за ребенком взрослых должны быть направлены на то, чтобы укрепить эмоциональный контакт ребенка с матерью, сделать их общение более интенсивным и глубоким, а мир, окружающий ребенка, более интересным и привлекательным. Необходимо создать условия для облегчения восприятия ребенком внешней информации. Так, мать, обращаясь к ребенку, должна говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.

Внимательные родители должны знать, как в норме развивается речь ребенка от рождения до поступления в школу.

Далее. Необходимо внимательно следить за развитием речи ребенка. Если задержка все же имеется, то в первую очередь необходимо посетить лор-врача. Если слух у ребенка развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.

Если задержка установлена, то следующим этапом нужно установить ее возможные причины. Ребенок ослаблен? Соматически здоров? Имеет тот или иной неврологический диагноз? Родился недоношенным? Имеет общее отставание в психомоторном развитии? Может быть, с ним мало занимаются, и он подолгу сидит в своем углу или в манеже с кубиками или смотрит в телевизор, в то время как мама занимается своими делами? А может быть, мама или другой ухаживающий за ребенком человек от природы молчаливы и предпочитают все делать молча, только в крайнем случае подавая отрывистые команды и давая объяснения? А может быть, ребенок прекрасно освоил язык жестов и успешно объясняется на нем с членами семьи, не испытывая никаких затруднений в понимании?

После того как вы внимательно (может быть, даже письменно) ответили на предложенные вопросы, для вас, несомненно, выделились две или три наиболее вероятные причины задержки развития речи у вашего ребенка.

Далее с ребенком начинают заниматься. Если причина лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события (особенно если ребенку еще не исполнилось 2,5 года) и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее. Если ребенку уже около трех лет, а он все еще толком не говорит, то все силы семьи должны быть брошены на решение этой проблемы.

Если ребенок не спешит заговаривать, попробуйте с ним поиграть в игры, помогающие развитию речевого аппарата: любые предметные игры, лото, игры с сюжетными картинками, игры-вкладыши, чтение книг, изучение пособий для развития речевого дыхания («Подуй на листочек или бабочку», «Остуди суп» и т.д.).

Подойдут и артикуляционные упражнения, шумящие коробочки для развития слуха («Найти по звучанию»), любые фигурки животных, людей, растений и транспорта, настольные плоские театры к сказкам («Теремок», «Репка», «Колобок»)… Чаще играйте в простые пальчиковые игры типа «сорока-белобока» и другие игры, развивающие мелкую моторику рук. Но не оставляйте ребенка одного перебирать крупу. Во-первых, он может проглотить мелкие предметы, а во-вторых, вы не должны терять контакта с крохой. Не молчите рядом с ребенком и не заполняйте тишину квартиры шумом работающего телевизора.

Все занятия с ребенком такого возраста проходят в форме игры. Например, один из моих маленьких детей больше всего на свете любил играть в игру "Спряталось-нашлось".

Леше было тогда около 2,5 лет, он отказывался говорить. Была придумана игра для него. Записала на магнитофон названия разных предметов и игрушек и изобразила перед Лешей действие, когда спрятанный предмет появляется только тогда, когда громко названо его имя. Получилось что-то типа "Сезам - откройся!". Леша с восторгом принял новую игру и, узнавая знакомые названия, радостно хлопал в ладоши еще до нахождения предметов, предвкушая их появление. А потом магнитофон "сломался". Мы с Лешей тяжело переживали это событие, потому что игрушки, увы, появляться перестали. Два дня Леша сумрачно страдал, а на третий, с ненавистью глядя на замолчавший магнитофон, коряво выкрикнул: "Мяч!" - и мяч, как вы сами понимаете, тут же появился. Леша поднапрягся и к вечеру сказал: "Кука!" - и кукла сразу же возникла из небытия. Процесс пошел. Спустя два месяца Леша имел уже вполне приличный запас слов и пытался строить простые, двухсловные предложения. Овладение речью, в свою очередь, существенно стимулировало общее психомоторное развитие мальчика.

В борьбе с задержкой развития речи у детей до двух лет необходимо стимулировать у них звукоподражание.

- Как говорит киска? Как ревет медведь? Как гудит самолет? Как жужжит пчела? Активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.

Полезно изготовить набор картинок, наклеенных на плотный картон. Среди этих картинок должны быть животные, птицы, насекомые, люди, транспорт и другие предметы, и даже явления (например, гроза, ветер), которые производят какие-либо звуки. Продающиеся в магазинах и на лотках книжки с аналогичными картинками хуже, чем самодельный набор. Перебирать карточки самому ребенку намного удобнее, чем листать книжку, к тому же книжки от частого употребления (особенно маленькими ребенком) быстро портятся и рвутся. А если ребенок сжевал кошку или машину из самодельного набора, вам ничего не стоит заменить утраченное.

Этот набор вы будете использовать долго. Сначала, как уже упоминалось, для стимулирования звукоподражаний. Потом вы показываете картинку и задаете основополагающий вопрос: "Что это?" или "Кто это?". Следующий вопрос на основании той же картинки: "Что он делает?" Еще один вопрос: "Какой он?" То есть, пользуясь все тем же набором, вы сможете простимулировать у ребенка построение трехсловного предложения: "Черная кошка сидит"; "Большая машина едет". Если ребенку уже больше двух лет, то одновременно со звукоподражаниями вы предлагаете и первые два вопроса: "Что это?" и "Что делает?".

Ребенок не отвечает - отвечаете сами. Громко, четко, вразумительно. Столько раз, сколько понадобится. Обращение должно быть направлено к ребенку! Всегда обращайтесь к малышу по имени и глядя в глаза: пусть ребенок видит вашу мимику, жестикуляцию, работу губами при произношении сочетания звуков. Специалисты утверждают, что чем богаче словарный запас маленького ребенка всякими «бум-бум», «топ-топ», «би-би» и «гав-гав», тем быстрее ребенок будет развиваться впоследствии.

Каждый день в одно и то же время читайте ребенку короткие сказки или простые истории. Если ребенок не склонен вас слушать и норовит убежать или отвернуться, воспользуйтесь будильником. Поставьте его на две-три минуты. Если ребенок внимательно слушает сказку до того, как будильник зазвенит, похвалите и поощрите его лаской или угощением. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенку в ожидании поощрения придется сохранять внимание. Впоследствии его заинтересуют и сами сказки.

Вместе с другим взрослым продемонстрируйте ребенку, как отвечать на вопросы, требующие ответа "да" и "нет". Задавайте вопросы о знакомых вещах и ситуациях. Когда ребенок сможет отвечать на вопрос, имитируя вас, перестаньте подсказывать ему ответ. Во время игры спросите: "Хочешь мяч?" - и не давайте его ребенку до тех пор, пока он не ответит.

Гуляя с неговорящим или плохо говорящим ребенком старше двух лет, громко и просто рассказывайте ему о том, что вы видите вокруг. К концу прогулки подведите итоги, составьте своеобразный "план-конспект" того, что произошло. (Он может состоять из 3-5 предложений и выглядеть, например, так: "Мама и Костя были в магазине. Там были игрушки. Игрушка – говорящая кукла. Она говорила: Мама! и т.д.") Далее попросите всех членов семьи (включая доступных соседей и друзей дома) запросить у Кости имеющуюся информацию: "Где были мама и Костя?", "Что видели в магазине? и т.д." Мама в этой ситуации тихонько (на ушко) подсказывает ребенку правильный ответ и успокаивает его, когда он терпит неудачу и начинает злиться.

Здесь надо помнить два правила:

1. Не считайте ребенка глупее себя и не запрашивайте выработанный "план-конспект"сами. Ребенок может обидеться или просто взглянуть на вас с недоумением: "А ты что, сама, что ли, не знаешь?!" Запрашивать информацию должен другой человек, который сам там не присутствовал.

2. То, что происходило, требует обязательного употребления слов. Жестами тут никак не обойтись. Это упражнение крайне полезно для детей, которых легко понимают в семье и которые "ленятся" говорить.

Оставьте свои дела на время, когда ребенок спит. А когда он бодрствует, постоянно поражайте его воображение, удивляйте (с детьми это не сложно), придумывайте забавы для любой ситуации: в магазине, в поликлинике – включайте эмоциональную сферу ребенка. Сложно постоянно придумывать игры и вести умные беседы – научитесь просто проговаривать все свои действия.

Примерно так: «Сейчас мы идем умываться… Давай пошатаемся, как бычок, из стороны в сторону: идет бычок качается, вздыхает на ходу…ух! …Теперь давай умоемся: помоем правую ручку, потом левую…личико…моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто». Чтобы научиться говорить, ребенок должен постоянно слышать живую речь.

Существует довольно много речевых игр, направленных на развитие речи ребенка. Можно использовать, например игру «Разговариваем по телефону».

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.

Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Развивайте тонкую моторику ребенка. Пусть он больше лепит (или просто катает шарики и колбаски) из пластилина, глины или теста, рисует (желательно гуашью и пальцем), нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы, навинчивает гайки на винтики, складывает очень полезные игрушки пазлы. Центр речи и центр тонкой моторики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом, поэтому, развивая одно, вы совокупно развиваете и другое.

Не тянуть!

Случается, что родители приводят ребенка на обследование к специалисту в возрасте 2,5–3 лет, когда их начинает всерьез беспокоить отсутствие речи у малыша. Однако развитие психических функций таких детей, как правило, имеет серьезные искажения, начиная с младенческого возраста (которые при внимательном отношении родителей поддаются коррекции). Будьте внимательны к своему ребенку: если в возрасте 1,5 лет малыш продолжает упорно молчать, есть серьезный повод обратиться к неврологу. Появление речи дает мощный толчок для перестройки всех психических процессов мозга: восприятие окружающего становится осмысленным, мышление – речевым, а эмоции и чувства облачаются в конкретные слова. Поэтому очень важно не дать периоду «молчаливого» существования ребенка затянуться, чтобы в дальнейшем это не аукнулось отставанием в развитии.



























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск