Скачать 178.74 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Поляков М.И., директор ГБОУ НПО ПЛ № 80 СПб Гиргина И.Н., заместитель директора, преподаватель ГБОУ НПО ПЛ № 80 СПб Носильникова О.А, методист ГБОУ НПО ПЛ № 80 СПб, заслуженный учитель РФ В процессе реализации ФГОС 3-го поколения образовательные учреждения НПО обязаны обеспечить организацию эффективной внеурочной самостоятельной работы обучающихся (далее ВСР). ВСР - это планируемая учебная, учебно - исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель самостоятельной работы: способствовать реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет внеурочной деятельности. Данный вид деятельности для преподавателей и обучающихся системы НПО/СПО явился новым. Он потребовал, в первую очередь, разработки более четкого нормативного и организационного сопровождения, создания методических материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала. Для организации ВСР необходимы следующие условия:
Учебно-методическое обеспечение (УМО) самостоятельной работы включает в себя:
При создании преподавателем необходимых и достаточных условий, для самостоятельной деятельности обучающихся, необходимо соблюдать определенную последовательность действий:
Преподаватели в процессе работы (непосредственно с обучающимися):
Учитывая, что оперативная связь между преподавателем и обучающимся может осуществляться не только традиционными классическими методами, но и с помощью современных средств коммуникаций, нередко преподаватель сообщает обучающимся адрес своей электронной почты или сайта. Опыт показывает, что эти формы оперативного общения с обучающимися очень эффективны и принимаются ими позитивно. Конечно, такая форма общения создает дополнительную нагрузку для преподавателя (обращение в «неурочное время», хотя временные рамки оговариваются; необходимо регулярно просматривать электронную почту; давать детальный ответ на вопрос; активнее следить за развитием конкретной темы; накапливать новый актуальный материал). Все это требует времени, но положительные результаты очевидны. Практика реализации ФГОС третьего поколения по профессиям НПО «Транспорт» в течение этого учебного года показала, что в качестве ВСР из большого перечня видов работ наиболее часто используются определенные виды работ. Выбор этих работ обусловлен содержанием учебного материала, возможными особенностями учебного плана и графика учебного процесса, образовательными методиками, используемыми средствами и технологиями, контрольно-оценочными средствами, уровнем материального оснащения и компьютеризации ОУ.
При выполнении внеаудиторной работы, необходимо помнить, что цели работы должны соответствовать критериям реальности, т.е. необходимо помнить о временном ограничении выполнения внеаудиторной работы. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося. Она определяется учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 50% от объема времени, отведенного на нагрузку по ПМ/УД/МДК. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, в зависимости от ВПД и специфики изучаемой дисциплины. Обучающемуся важно знать приблизительное время, которое он затратит на выполнение этой работы. Все виды ВСР характеризуются трудоемкостью выполнения заданий для обучающихся. Учет трудоемкости необходим для обозначения объема учебной нагрузки и временные затраты, необходимые для её выполнения. При определении трудоемкости определенного вида ВСР обучающихся обязательно учитываются определенные исходные данные:
В течение учебного семестра еженедельный объем самостоятельной работы не остается неизменным, и модель её распределения все более усложняется, если ПМ/УД/МДК изучается в двух и более семестрах. Например, в начале семестра, когда учебный материал еще не «начитан», самостоятельная работа состоит в основном в проработке материала учебных занятий и работе с учебно-методическими пособиями. По мере изучения все большего объема учебного материала ВСР и аудиторная работа становятся примерно одинаковыми по объему, но уже в конце семестра первая может существенно превышать вторую. Выход нам видится в некоторой вариативности еженедельного общего объема учебной нагрузки обучающиеся, когда аудиторная и самостоятельная нагрузки определяются не конкретными часами, а диапазоном часов. В системе НПО преподаватель эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания. Затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания определяются на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса их о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на выполнение задания с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний, умений, умений, опыта обучающихся. При работе над созданием учебно-методических рекомендаций, предназначенных для ВСР, следует разработать критерии оценки выполненной работы. Нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы можно определять используя в качестве образца «Примерные нормы времени на выполнение студентами ВУЗов внеаудиторной самостоятельной работы (СТП 12 005 -2004 Самостоятельная работа студентов)». Примерные нормы времени на выполнение обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде пособий с заданиями. В пособии описывается структура, особенности оформления заданий, последовательность работы «по шагам». Задания для выполнения самостоятельной работы могут иметь следующую структуру:
Рассмотрим примеры из педагогической практики нашего образовательного учреждения: 1). Систематизация учебного материала. В методических разъяснениях дается алгоритм заполнения опорной таблицы с пояснениями при работе с каждым разделом правил дорожного движения. При изучении ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» производится соотнесение ограничений и действий с цифровыми значениями и условиями. Опорная таблица – это таблица соотнесения с заполненной верхней строкой.
2). Конспектирование текста по заданным условиям (заполнение опорных таблиц в рабочих тетрадях по данной профессии). В ПОДВЕСКА методических рекомендациях прописываются пояснения по алгоритму заполнения таблицы и список литературы с дополнительными источниками. При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» составляется структурированный конспект по деталям различных видов подвески. В задании дана базовая таблица с «шапкой» для заполнения, а также предлагается образец неполного заполнения таблицы в виде нескольких строк. НЕзависимая зависимая
3).Решение практических заданий. В методических разъяснениях для отработки навыков по расшифровке дается алгоритм заполнения шаблона таблицы (с приведенными для образца двумя-тремя примерами) с пояснениями при работе с каждым типом маркировки, используя мнемоническую таблицу расшифровки. Проверка может осуществляться наложением перфорированного шаблона. Такой вид ВСР используется при изучении маркировок различных веществ, где дается много условий для расшифровок.
4.Составление опорного конспекта (графическое изображение структуры текста). 4.1.При составлении опорного конспекта обучающиеся действуют по алгоритму, позволяющему по текстовому описанию составить графическое простейшее изображение. Кроме того, в методическом сопровождении к этому виду ВСР дается порядок обратного действия – составление простейшего определения уже по имеющемуся графическому изображению. Например: При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» даются характеристики каждого такта рабочего цикла ДВС в виде таблицы. В методических рекомендациях описывается алгоритм выполнения тривиального графического изображения описанных тактов.
При выполнении данных видов ВСР обучающиеся опираются на алгоритмы, которые содержатся в приложениях к «Положению о самостоятельной работе обучающихся». Например: При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» необходимо ознакомить обучающихся с видами подвижных и неподвижных соединений. На уроке с помощью ЭР демонстрируется каждый вид соединения и описывается его определение. Самостоятельно обучающиеся около каждого определения зарисовывают схематическое обозначение соединения на заранее оставленном в конспекте свободном месте. 5). Учебно-исследовательская работа. За определенный период времени собирается материал по неисправностям и их причинам в каком-то определенном узле или системе автомобиля. В методических разъяснениях даются на выбор различные варианты оформления отчета (табличные, текстовые, схемные) и ход работы при заполнении «карты». Обязательно в качестве образца присутствует лучший отчет, выполненный в предыдущий период обучающимися лицея.
6.Создание тематических кластеров. При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» за период учебной и по возможности производственной практики составляются технологические карты на разборку-сборку, ТО узлов и систем.
В методических разъяснениях описывается алгоритм составления технологической карты, методы самопроверки и взаимопроверки и возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Данный вид ВСР обладает большой трудоемкостью. 7). Наблюдение и сбор материалов в процессе практики. В методических разъяснениях даются несколько шаблонных таблиц для пролонгированного заполнения с детализированным анализом каждого условия (каждая таблица содержит большое количество строк и столбцов). В процессе учебной и, особенно, производственной практики производится наблюдение, сбор информации по заданным или выбранным условиям:
Данный вид ВСР рассчитан на длительный срок выполнения с небольшой трудоемкостью, является статистическим обзором и дополнением к дневнику практики. 8) Опытно-экспериментальная работа. В методических разъяснениях даются пошаговые действия, перечень необходимого оборудования и материалов, перечисляются условия, при которых возможно выполнение этого вида ВСР. Особо (красным цветом) выделяются условия техники безопасности на каждом шаге работы. Результаты заносятся в шаблонную итоговую таблицу. Например: Имитируются внешние условия воздействия на узлы и механизмы (АКБ → добавляется определенный объем дистиллированной воды и проводятся этапы ТО и проверки АКБ при различной температуре на пусковые качества). Данный вид ВСР имеет повышенный класс опасности. Поэтому данный вид ВСР предлагается обучающимся только с учетом их психологических характеристик. На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод, что:
Все образовательные технологии направлены на то, чтобы научить студентов работать самостоятельно, так как именно самостоятельность даёт возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями. Именно поэтому ВСР становится главным резервом повышения эффективности подготовки современных рабочих и специалистов. |