Конспект урока окружающего мира в 4-б классе
Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир (Четвёртое заседание клуба)»
Учитель: Емельянцева Ольга Владимировна. Дата: 12 февраля 2013 года
Конспект урока окружающего мира в 4 классе Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир (Четвёртое заседание клуба)» Задачи урока: Предметные:
Дальнейшее изучение темы «Органы чувств» (орган обоняния).
Продолжить обучение школьников приёмам делового общения.
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Метапредметные:
Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.
Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
Продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками информации.
Личностные:
Продолжить работу по воспитанию у детей ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.
Оборудование и наглядные пособия: Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 4 класс (часть 2), тетрадь для самостоятельной работы №2, зеркальца, кусочки шоколада
Этап урока
| Цель этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты
| Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| 1.Организационный момент.
| Организовать рабочее место учащихся
| Контроль организации рабочих мест учащихся
| Проверка готовности рабочих мест
| Самоопределение
| Мобилизация волевых усилий
|
| II. Изучение нового материала.
Работа с оглавлением учебника
Представление пред-седателя заседания и его помощников, объявление задания для всех присут-ствующих.
Знакомство с планом работы клуба на месяц
Выступление членов клуба с сообщениями по теме урока.
Поиск нужной информации в словаре
Работа в тпо
(проверка в парах сменного состава)
| Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.
Расширить знания об органах чувств, дать начальные представления об органе равновесия.
Познакомить детей со строением органа обоняния.
Познакомить детей с новым понятием. Показать процесс восприятия запаха человеком.
Дать представление на основе опытов о взаимосвязи органов обоняния и вкуса
Обогатить знания учащихся новыми сведениями о предупреждении заболеваний органа обоняния.
| Откройте оглавление учебника. Как называлась глава, которую мы изучили?
Прочитайте название главы, с которой начнём знакомиться сегодня.
Прочитайте название темы урока.
Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема (стр.43)
Учитель. Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир», о котором было объявлено заранее. На прошлом уроке мы разделились на группы, каждая из которых будет проводить заседания клуба в течение всего месяца. Сегодня очередь первой группы. Председателем заседания был выбран Шашков Константин. Слово председателю.
Председатель. Найдите на с.43 задание для каждого члена клуба:
1. познакомиться с планом работы на месяц;
2. подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств.
При подготовке доклада можете придерживаться плана, предложенного в учебнике:
1.название органа чувств;
2. значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью);
3. строение органа;
4. предупреждение заболеваний органа. Совсем недавно в селе Мирное, где живут Маша и Миша Ивановы, прошло заседание клуба на ту же тему. Открыла заседание клуба Евдокия Васильевна необычным заявлением. А я предоставляю слово своему помощнику. Помощник 1. Сегодня мы начинаем серьёзный разговор об органах чувств. Ещё в 1 классе мы с вами узнали, что у человека 5 органов чувств. Назовите их. Кроме того, человек сохраняет равновесие. Он не падает, когда ходит, прыгает, нагибается. В этом ему помогает орган равновесия.
Так сколько же органов чувств у человека?
В 4 классе мы получили новые сведения об органах чувств. Эти органы лишь воспринимают внешний мир. Сигналы от них поступают в разные области больших полушарий головного мозга. Мозг их собирает и анализирует. В результате его работы мы получаем целостное представление об окружающем мире.
Думающий мозг каждого из вас и сейчас совершает удивительную работу. Используя опыт и знания, он пытается найти ответы на вопросы: «Что это за орган чувств – орган равновесия? И где он находится?»
Давайте познакомимся с планом работы клуба на месяц на с.44 и попытаемся извлечь нужную нам информацию.
Так что же является органом равновесия?
Председатель. На заседании в селе Мирное Миша Иванов выступил с сообщением на тему: «Спроси у носа, что такое запах». Сообщение на ту же тему подготовили мои помощники. Слово помощникам. Председатель:
Прослушав сообщение, мы услышали новое слово «рецепторы»
А теперь давайте уточним значение этого слова в словаре. Слово моему помощнику.
Председатель. Откройте тпо на с.22. Выполним задания №45 и №46.Прочитайте задания, выполните их самостоятельно и проверьте в парах сменного состава.
А теперь проверим через документ-камеру.
Председатель. О взаимосвязи органов обоняния и вкуса расскажет следующий помощник и проведёт опыты.
Помощник 3.
Возьмите кусочек шоколада, поднесите к носу, понюхайте его, а затем съешьте.
А теперь, крепко зажав нос, попробуйте шоколад ещё раз.
Откройте тпо на с.23 №47. Опишите свои личные впечатления, полученные в результате эксперимента с кусочком шоколада, который вы пробовали, зажав ноздри.
Поделитесь своими впечатлениями.
.
Председатель. На наше сегодняшнее заседание мы пригласили школьного врача Шарнову Жанну Павловну, которая расскажет о предупреждении заболеваний органа обоняния.
| (Человеческий организм) (Изучаем органы чувств) Как мы воспринимаем окружающий мир (Четвёртое заседание клуба)
| Сотрудничество с соседом в паре, в группе. Формирова-ние ответствен-ного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни.
| Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебно предмета. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Использование словаря учебника (УМК), процессе изучения нового материала.
| Работать с оглавлением и справочниками учебника; Расширить представления детей об органах чувств;
| Председатель знакомит учащихся с заданием для каждого члена клуба.
Председатель предоставляет слово помощнику.
(орган зрения - глаз, орган обоняния – нос, орган слуха – ухо, орган осязания – кожа, орган вкуса – язык).
Шесть.
Один из учащихся зачитывает план вслух.
Ухо.
Помощник 2 рассказывает о строении органа обоняния, рассматривает его в зеркало, показывает путь молекул пахучих веществ от рецептора до коры головного мозга.
Ответы детей. Рецептор – (от лат. Receptor – принимающий), окончания чувствительных нервных волокон или специализированные клетки, преобразующие раздражение в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Помощник 3 рассказывает о связи органа обоняния и органа вкуса и проводит опыт со с.48 Учащиеся выполняют опыты.
Ученики работают в тпо.
Во второй раз шоколад показался безвкусным.
Выступление школьного врача.
| VII. Работа в группах в ТПО на стр.23 №48
| Формирование коммуникативных умений и навыков работы в группах.
| Председатель. А теперь вы будете работать в группах постоянного состава. Откройте тпо на с.23, прочитайте задание №48.
Лишившись обоняния, крот может погибнуть. Чувство обоняния помогает многим животным добывать пищу, чего нельзя сказать о современном человеке. Так для чего же это чувство нужно человеку?
Обсудите в группах и дайте письменный ответ.
Договоритесь, кто из вашей группы будет отвечать.
|
Учащиеся выполняют задание в группах и зачитывают свои ответы.
| Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад)
| Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
| Обобщить знания учащихся о значении чувства обоняния для человека.
| VIII. Итог урока.
| Учить сбору нужной информации из разных источников.
| Председатель. В заключение я хочу предоставить слово ещё одному моему помощнику. Помощник 5. Итак, к следующему уроку вы должны будете подготовить сообщение об одном из органов чувств по своему или по предложенному плану. Для подготовки сообщения вы можете воспользоваться выставкой книг, подготовленной ребятами 1-ой группы, а также воспользоваться дополнительным материалом в Интернете.
Электронные адреса указаны на нахзаце учебника.
| Подборка дополнительной информации по теме урока
-выставка книг
-дополнительный материал в Интернете на нахзаце учебника.
| Умение слушать и слышать своих одноклассни-ков.
| Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете
|
| |