Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер84.42 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Информатика > Лекция
Лекция 6. Шаблоны функций и классов. Исключения.


ШАБЛОНЫ ФУНКЦИЙ
Шаблоны являются инструментом ООП, позволяющим использовать одни и те же функции или классы для обработки разных типов данных. Концепция шаблонов может быть реализована как по отношению к функциям, так и по отношению к классам.

Допустим, требуется написать функцию вычисления модуля чисел.
int abs(int n)

{

if (n<0) return –n;

else return n;

}
Описанная функция берет аргумент типа int и возвращает результат того же типа. Если нужно найти модуль числа типа float, то придется писать ещё одну функцию:
float abs(float n)

{

if (n<0) return –n;

else return n;

}
Тело функций при этом ничем не отличается. Эти функции могут быть перегружены и иметь одинаковые имена, но все равно для каждой из них нужно писать отдельное определение. Многократное переписывание таких функций-близнецов утомляет и способствует порождению ошибок. А если где-то нужно исправить алгоритм, придется исправлять его в теле каждой функции.

Шаблоны функций в С++ как раз и существуют для того, чтобы можно было написать алгоритм всего один раз и заставить его работать с различными типами данных возвращая результаты разного типа.

Следующий пример показывает, как пишется шаблон функции, вычисляющей модуль числа и как он потом используется.
template // Это шаблон функции

T abs(T n ) //

{ //

if (n<0) return –n; //

else return n; //

} //
int main

{

int a = –10, b;

float x = 3, y;
b = abs(a); // теперь функция abs( ) может работать с любым типом данных

y = abs(x);

}

Заданная таким образом функция abs( ) может работать с любыми типами данных, если для них определен оператор < и унарный оператор -. Типы данных определяются функцией при передаче аргумента.

Сутью концепции шаблонов функций является представление использующегося функцией типа не в виде какого-то специфического, а с помощью названия, вместо которого может быть подставлен любой тип. Ключевое слово template сообщает компилятору о том, что определяется шаблон функции.


Рисунок 1. Сущность шаблона функции.
Генерация кода при определении шаблона не происходит до тех пор, пока функция не будет реально вызвана в ходе исполнения программы. Когда компилятор увидит вызов такой функции, он сгенерирует код для функции, поставив в неё нужный тип данных. Компилятор принимает решение о том, как именно компилировать функцию, основываясь только на типе данных используемого в шаблоне аргумента. Тип данных, возвращаемый функцией, не играет при этом роли.

В шаблоне функции можно использовать несколько шаблонных аргументов. Шаблонные функции можно перегружать.

Когда компилятор встречает вызов какой-то функции, для его разрешения он следует такому алгоритму

  • Сначала ищется обычная функция с соответствующими параметрами;

  • Если таковой не найдено, компилятор ищет шаблон, из которого можно было бы генерировать функцию с точным соответствием параметров;

  • Если этого сделать невозможно, компилятор вновь рассматривает обычные функции на предмет возможных преобразований типа параметров


ШАБЛОНЫ КЛАССОВ
Шаблонный принцип можно расширить и на классы. В этом случае шаблоны используются, когда класс является хранилищем данных.

Пусть, например, имеется класс типа стек, для хранения чисел типа int.

class Stack

{

private:

int st[max]; // целочисленный массив

int top; // индекс вершины стека

public:

Stack( ); // конструктор

void push(int var); // аргумент типа int

int pop( ); // возвращает значение типа int

};

Если теперь нужно будет хранить в стеке значения типа float, придется написать новый класс.
class Stack

{

private:

float st[max]; // массив

int top; // индекс вершины стека

public:

Stack( ); // конструктор

void push(float var); // аргумент типа float

float pop( ); // возвращает значение типа float

};
Подобным же образом пришлось бы создать классы для хранения данных каждого типа. Для преодоления этого ограничения и используются шаблоны классов.
template

class Stack

{

private:

Type st[max]; // массив любого типа

int top; // индекс вершины стека

public:

Stack( ); // конструктор

void push(Type var); // аргумент любого типа

Type pop( ); // возвращает значение любого типа

};
Здесь Stack является шаблонным классом. Идея шаблонных классов во многом сходна с идеей шаблонных функций. Шаблоны классов отличаются от шаблонов функций способом реализации. Для создания шаблонной функции она вызывается с аргументами нужного типа. Классы реализуются с помощью определения объекта, использующего шаблонный аргумент.
Stack s1;
Такое выражение создаст переменную s1. В нашем случае это будет стек, в котором хранятся числа типа float. На рисунке показано, как шаблоны классов и определения конкретных объектов приводят к занесению этих объектов в память.


Рисунок 2. Шаблон класса.
Если методы класса определяются вне его спецификации, то они становятся, по сути, шаблонами функций, и определять их надо именно так. Например, конструктор класса стек из предыдущего примера будет описан так:
template

Stack::Stack( )

{

top = -1;

}
то есть выражение template <class Type> должно предварять не только определение класса, но и каждый определённый вне класса метод.
В библиотеке С++ Standard Template Library реализовано множество шаблонов стандартных типов данных (списки, векторы, очереди, реализованные как шаблоны классов) и стандартных методов (накопление, поиск и сортировка и др.). Подробнее узнать о них можно из литературы.

УПРАВЛЕНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯМИ
Исключения позволяют применить объектно-ориентированный подход к обработке возникающих в классах ошибок. Под исключениями понимаются ошибки, возникающие во время работы программы. Они могут быть вызваны различными обстоятельствами, такими как выход за пределы массива, ошибка открытия файла, инициализация объекта некорректным значением и т.д.

В нормальной ситуации вызовы методов классов не приводят ни к каким ошибкам. Но иногда в программе возникает ошибка, которую обнаруживает сам метод. Например, это может быть проверка на выход за пределы индексов массива. И тогда метод информирует программу о случившемся – генерирует исключительную ситуацию. В приложении при этом создается отдельная секция кода, в которой задаются операции по обработке ошибок - этот блок называют обработчиком исключительных ситуаций (см рисунок).


Рисунок 3. Механизм исключений.
Механизм исключений использует три служебных слова: catch, throw и try. Ниже приводится пример программы, демонстрирующий механизм исключений.
#include

using namespace std;

const int MAX = 3; //в стеке максимум 3 целых числа

///////////////////////////////////////////////////////////

class Stack

{

private:

int st[MAX]; //стек: целочисленный массив

int top; //индекс вершины стека

public:

class Range //класс исключений для Stack

{ //внимание: тело класса пусто

};

//---------------------------------------------------------

Stack() //конструктор

{ top = -1; }

//---------------------------------------------------------

void push(int var)

{

if(top >= MAX-1) //если стек заполнен,

throw Range(); //генерировать исключение

st[++top] = var; //внести число в стек

}

//---------------------------------------------------------

int pop()

{

if(top < 0) //если стек пуст,

throw Range(); //исключение

return st[top--]; //взять число из стека

}

};

///////////////////////////////////////////////////////////

int main()

{

Stack s1;
try

{

s1.push(11);

s1.push(22);

s1.push(33);

// s1.push(44); //Опаньки! Стек заполнен

cout << "1: " << s1.pop() << endl;

cout << "2: " << s1.pop() << endl;

cout << "3: " << s1.pop() << endl;

cout << "4: " << s1.pop() << endl; //Опаньки! Стек пуст

}

catch(Stack::Range) //обработчик

{

cout << "Исключение: Стек переполнен или пуст"<

}

cout << "Приехали сюда после захвата исключения (или нормального выхода" << endl;

return 0;

}
В приведенном примере класс исключение описывается внутри класса Stack следующим образом

class Range

{

};

Тело класса пусто, в данном случае он создается исключительно ради имени класса. Оно используется для связывания выражения генерации исключения throw с улавливающим блоком catch.

В классе Stack исключение возникает, когда приложение пытается извлечь значение из пустого стека, или положить значение в уже заполненный стек. Чтобы сообщить приложению о том, что оно выполнило недопустимую операцию с объектом, методы этого класса проверяют условия с использованием if и генерируют исключение, если условие выполняется. В примере исключение генерируется в двух местах, с помощью выражения

throw Range( );

Все выражения, в который могут произойти ошибки, заключены в фигурные скобки, перед которыми стоит слово try. Этот блок называется блоком повторных попыток.

Код, в котором содержатся операции по обработке ошибок, заключается в фигурные скобки и начинается со слова catch. В скобках указывается имя класса обрабатываемого исключения. В примере это catch(Stack::Range). Если класс ошибки не важен (то есть нужно обработать любую ошибку), то в скобках указываются три точки catch(…).

Классы исключений не обязательно объявлять внутри класса, они могут и не принадлежать другим классам. Можно в качестве классов исключений использовать и встроенные типы данных.

Можно спроектировать класс и таким образом, чтобы он генерировал несколько исключений. В приведенном ниже примере описан класс стека, который генерирует разные исключения для ситуаций пустого и заполненного стека.
#include

using namespace std;

const int MAX = 3; //в стеке может быть до трех целых чисел

///////////////////////////////////////////////////////////

class Stack

{

private:

int st[MAX]; //стек: массив целых чисел

int top; //индекс верхушки стека

public:

class Full { }; //класс исключения

class Empty { }; //класс исключения

//---------------------------------------------------------

Stack() //конструктор

{ top = -1; }

//---------------------------------------------------------

void push(int var) //занести число в стек

{

if(top >= MAX-1) //если стек полон,

throw Full(); //генерировать исключение Full

st[++top] = var;

}

//---------------------------------------------------------

int pop() //взять число из стека

{

if(top < 0) //если стек пуст,

throw Empty(); //генерировать исключение Empty

return st[top--];

}

};

///////////////////////////////////////////////////////////

int main()

{

Stack s1;
try

{

s1.push(11);

s1.push(22);

s1.push(33);

// s1.push(44); //Опаньки: стек уже полон

cout << "1: " << s1.pop() << endl;

cout << "2: " << s1.pop() << endl;

cout << "3: " << s1.pop() << endl;

cout << "4: " << s1.pop() << endl; //Опаньки: стек пуст

}

catch(Stack::Full)

{

cout << "Ошибка: переполнение стека" << endl;

}

catch(Stack::Empty)

{

cout << "Ошибка: стек пуст" << endl;

}

return 0;

}
Существуют и более сложные конструкции использования исключений. Такие как, например, исключения с аргументами. Они предназначены для передачи в программу дополнительных сведений о том, что привело к возникновению исключительной ситуации. Познакомиться с ними можно, обратившись к специальной литературе.

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 6
1. Шаблоны позволяют удобным способом создать семейство

а) переменных;

б) функций;

в) классов;

г) программ.
2. Истинно ли утверждение, что шаблоны автоматически создают разные версии класса в зависимости от введенных пользователем данных?
3. Напишите шаблон функции, всегда возвращающей свой аргумент, умноженный на 2.
4. Шаблонный класс:

а) работает с разными типами данных;

б) генерирует идентичные объекты;

в) генерирует классы с различным числом методов
5. Истинно ли утверждение, что шаблон может иметь несколько аргументов?
6. Реальный код шаблонной функции генерируется при:

а) объявлении функции в исходном коде;

б) вызове функции в исходном коде;

в) запуске функции во время работы программы.
7. В каких случаях целесообразни прибегать к шаблонным классам?
8. При работе с механизмом исключений в С++ используются следующие ключевые слова: ____, ______, ____ .
9. Напишите выражение, генерирующее исключение, используя класс BoundsError.
10. Исключения передаются

а) из блока-ловушки в блок повторных попыток;

б) из выражения, создавшего исключительную ситуацию, в блок повторных попыток;

в) из точки, где возникла ошибка, в блок-ловушку.
11. Истинно ли утверждение о том, что программа может продолжить свое выполнение после возникновения исключительной ситуации?

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6


  1. Создать шаблон функции, возвращающей среднее арифметическое всех элементов массива. Аргументами функции должны быть имя и размер массива (типа int). Создать шаблон функции, возвращающей значение максимального элемента массива. Аргументами функции должны быть имя и размер массива (типа int).

Создать шаблон функции, обменивающей местами значения двух передаваемых ей по ссылке аргументов.

Создать шаблон функции, осуществляющей сортировку данных массива. Аргументами функции должны быть имя и размер массива (типа int).

Продемонстрировать работу шаблонов на данных различных типов, в том числе, на данных вновь созданного класса – вектор на плоскости, определив для него операции сравнения.


  1. Написать шаблон класса для работы с очередью FIFO. Определить функции включения и исключения элементов. Добавить механизм обработки исключений при превышении размера очереди и при попытке удалить данные из пустой очереди. Это можно сделать, добавив элемент данных – счетчик текущего числа элементов. Исключения генерируются, если счетчик превысил размер массива или если он стал меньше 0.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск