Конспект урока окружающего мира, данного во 2 –б классе
Учитель: Правдина Антонина Владимировна.
Тема урока: Лесные опасности.
Цели: учить различать съедобные и несъедобные (ядовитые) ягоды и грибы; познакомить с жалящими насекомыми и правилами безопасного поведения при встрече с ними; продолжить обучение распознаванию природных объектов; учить использовать атлас – определитель как источник справочной информации.
Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры ядовитых ягод и грибов, узнавать их; называть и узнавать жалящих насекомых, усвоить правила безопасного поведения при встрече с ними.
Оборудование: У учителя: книга «Зелёные страницы» Плешакова А.А., мультимедийная аудитория, мультимедийная презентация «Путешествие в лес»;
Для учащихся: Зеленые и красные фишки; атлас-определитель «От земли до неба», карточки для самостоятельной работы «Составьте пары из похожих грибов и растений».
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| 2
| Организационный момент.
- Вижу, что вы готовы к уроку и настроены на позитивную работу. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
Самопроверка – тестирование.
- Расскажите с помощью своих условных знаков о предупреждении пожара.
- Что нужно сделать, если возник пожар?
- Как вызвать пожарных? - Оцените свою домашнюю работу. Сделайте выводы.
3. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Были ли вы когда-нибудь в лесу? Какие опасности могут подстерегать нас там?
Определите тему нашего урока.
4. Открытие нового знания.
- Летом Серёжа и Надя гостили у бабушки и дедушки в деревне. Вместе с дедушкой они часто ходили в лес за ягодами и грибами. Попадались и несъедобные ягоды и грибы.
Давайте тоже отправимся в лес и поможем ребятам вспомнить, какие ягоды и грибы съедобные, а какие нет.
Назовите, какие ягоды и грибы встречаются в лесу.
(Показ презентации «Путешествие в лес»)
- Все ли грибы и ягоды, которые встречаются в лесу, можно есть? - Я предлагаю работать в группах. Помогите ребятам вспомнить, какие ягоды и грибы съедобные, а какие нет. Накройте съедобные - зелеными фишками, а несъедобные - красными. Если вы не знаете точного ответа, то найдите сведения об интересующем вас объекте в атласе-определителе по названию с помощью алфавитных указателей в конце разделов.
- Как поняли задание?
(Проходит по рядам, проверяет, правильно ли лежат фишки.)
- Выполните задание 2 на стр. 16 рабочей тетради с помощью атласа-определителя «От земли до неба».
4. Проверка самостоятельной работы учащихся.
5. Самостоятельная работа с карточками «Составьте пары из похожих грибов и растений»
- Сравните и выделите черты сходства и отличия.
(Демонстрация слайдов – «Опасные двойники».) Зачитываются отрывки из книги «Зеленые страницы» стр.64 – 66. 6. Физкультминутка.
- Если услышите название съедобного растения или гриба, то ставите руки на пояс, а если несъедобного, то хлопаете в ладоши два раза.
- Какие правила сбора грибов и ягод мы можем сформулировать?
Во время сбора грибов и ягод, надо обязательно спрашивать взрослых о съедобности тех или иных ягод и грибов и стараться запомнить, какие из них съедобные, а какие нет.
7. Знакомство с жалящими насекомыми.
- каких насекомых можно увидеть на лесной поляне?
- Некоторых насекомых называют «жалящими». Почему?
- Давайте познакомимся с жалящими насекомыми.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите отгадку на рисунке в учебнике.
Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)
Где сладко, там она жужжит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И падает в компот,
Как пчела.
Вот только мёду не даёт
Как пчела.
(Оса.)
Летит - гудит,
А сядет – молчит.
(Шмель.)
Ой, боюсь я! Ой, боюсь я!
Он ведь жалит невпопад.
И на вид он страшен очень,
Он усат и полосат.
Топот, грохот, крики женщин –
На веранду мчатся все:
Черно- рыжий хищник ….(шершень)
Заблудился в кисее.
- Выполните задание на стр. 33 учебника. Если сомневаетесь, то найдите нужную информацию в атласе-определителе (стр. 152-153).
- Встречали ли вы этих насекомых в природе?
Кого из вас они жалили?
Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.
- Как, по вашему мнению, нужно вести себя при встрече с этими насекомыми?
- Давайте проверим наши предположения и прочитаем текст на стр.33 учебника.
- Что узнали из текста?
- Что же делать, если все-таки укусило насекомое?
- При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (так же как и занозу), ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что–нибудь холодное, например платок, смоченный в холодной воде.
Раскрасьте шершня на стр. 17 в рабочей тетради, пользуясь рисунком из учебника или атласа- определителя «От земли до неба»
8. Итог урока.
- Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
- Назовите жалящих насекомых.
На опушке посидели
Всё вокруг мы поглядели
А теперь давай с тобой
Мы отправимся домой. 9. Домашнее задание:
Учебник стр. 32-33, Р.Т. стр.15 №1, стр. 16 №3, стр. 18 №5 .
|
Отвечают на вопросы теста в тетради «Мир вокруг нас - проверим себя» на странице 30. Знакомят друг друга с нарисованными дома условными знаками к памятке «Чтобы не было пожара» (учебник - стр.30).
- Сразу нужно позвать на помощь взрослых, быстро выбежать на улицу, плотно закрыв за собой двери. - Нужно позвонить по номеру 01 и чётко сказать по какому адресу пожар.
Делают выводы, устно оценивают свою работу.
Перечисляют знакомые ягоды и грибы. - Нет, среди них встречаются несъедобные ядовитые ягоды и грибы. Накрывают съедобные грибы и ягоды фишками (после принятия задачи), ведут поиск необходимой информации в атласах-определителях. Читают статью о каждом объекте, подтверждая или опровергая первоначальные представления. Фиксируют выводы с помощью фишек.
(Сообщают свои выводы всему классу.)
Читают вслух текст под рубрикой «Внимание» на стр. 32 учебника.)
Выполняют задание 2 в рабочей тетради на стр.16.
Составляют пары:
белый гриб – желчный гриб
черника – вороний глаз
шампиньон – бледная поганка
черемуха – крушина
лисички – ложные лисички
опята – ложные опята
Находят и объясняют черты сходства и отличия, похожих друг на друга съедобных и несъедобных грибов и ягод. Выполняют движения в соответствии с правилами игры.
1.Собирать можно только знакомые грибы и ягоды.
2. Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые ягоды и грибы.
- У них есть жало.
Карандашом соединяют картинки с надписями в учебнике.
Высказывают свои мнения.
Читают вслух текст под иллюстрацией на странице 33 учебника.
Не приближаться к гнездам жалящих насекомых.
Не разорять их гнезда.
Если насекомое залетело в комнату не гоняться за ним, открыть пошире окно и подождать пока насекомому вылетит.
Осы часто забираются в варенье, в мед, ползают по фруктам. Нужно быть осторожнее, когда едим или пьём, чтобы осы не ужалили.
Приводят примеры ядовитых грибов и ягод, жалящих насекомых.
| |