Скачать 128.14 Kb.
|
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.3 Тема: Проектирование урока с использованием ресурсов ИОС Выполнила: Куулар Чечек Эрес-ооловна, зам. директора по информатизации, Республика Тыва В качестве примера использования ресурсов ИОС, можно привести конспект урока технологии учителя начальных классов Хууракай А.А. Класс - Четвертый Тема – «Орнамент в вышивке» Цели урока: образовательная: дать представление об орнаменте, его назначении, видах и закономерностях построения, научить определять раппорт орнамента, обогащать словарный запас; продолжить освоение тамбурного шва, отработать положение рук при шитье; развивающая: развивать кругозор, мышление, фантазию, творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; воспитывающая: воспитывать терпение, усидчивость, прививать эстетический вкус и аккуратность при завершении работы. Время реализации урока – 40 мин. Медиапродукт: - наглядная презентация (48 слайдов); - тестовое задание (в электронных таблицах) Применение ИКТ: программа для создания презентаций Power Point, текстовый редактор Microsoft Word, электронные таблицы Excel. Оборудование для учителя: компьютер, проектор, наглядно-дидактический материал в презентациях, выставка открыток, книг с тувинскими орнаментами. Оборудование для учащихся: иголка, игольница, нитки, ножницы, на каждого учащегося твердый простой карандаш, лоскут ткани квадратной формы, копировальная бумага, рисунки орнаментов, образец выполнения основного тамбурного шва, компьютеры. Технологии, методы:
Категорийный аппарат: орнамент, раппорт, тератологический орнамент, антропоморфный орнамент, сетчатый орнамент, розетка. Целесообразность использования ИКТ на занятии:
Структура медиаурока
План урока
Ход урока
- Вы готовы к уроку по технологии? - Какое у вас настроение? Выберите и покажите рожицу, подходящую для вашего настроения. (Дети выбирают и показывают) (По щелчку мышки учитель на экране показывает, какую смайлик выбрали дети) (отличное) (плохое) (не знаю)
- Ребята, сегодня на уроке мы сделаем «Подарок». А с какими инструментами будем делать наш подарок, вы узнаете, отгадав следующие загадки (слайд 4). Инструмент бывалый - Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (Ножницы) Хвост тащу, сама иду, Петли рядышком кладу. Прошагала раз полста- Оглянулась - нет хвоста. (Иголка) На пальце одном Ведёрко вверх дном. ( Наперсток) - Какой подарок можно сшить с помощью этих инструментов? (Салфетку с вышивкой, прихватку, игольницу, мягкую игрушку, …) - Правильно, молодцы! Но сначала давайте вспомним технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
- Что у нас уже имеется? (Лоскут ткани квадратной формы.) - Сегодня я предлагаю вам заняться вышиванием салфетки. - Сейчас, выполнив следующее задание, узнаете, чем мы украсим наши салфетки. Разделите представленные изображения на две группы (слайд 6). (Подтвердить догадки учащихся помогает анимация картинок, которая возникает по щелчку мышки учителем. Эта работа должна подвести к основному признаку, характеризующему, что орнамент – повторение элементов.) - Сегодня мы выполним орнамент в вышивке. - Ребята, что такое орнамент? (Орнамент – узор, состоящий из повторяющихся элементов.) - Каково назначение орнамента? (Орнамент служит для украшения различных предметов (в переводе с латинского означает «украшение»). - Где применяют орнамент? ( Орнаментом украшаются одежда, мебель, деревянная и кожаная посуда, изделия из серебра и золота, конская сбруя седла и чепраки.) (Слайд 8 помогает обобщить и уточнить всю информацию озвученную учащимися. Орнамент – узор, состоящий из повторяющихся элементов. Орнамент служит для украшения различных предметов (в переводе с латинского означает «украшение»). - А сейчас, я познакомлю вас как построен орнамент. (Слайд 9- содержит определение раппорта.) - Раппорт – минимальная, повторяющаяся часть узора. (Слайды 10, 11 содержат динамическое изображение, помогающее лучше понять процесс построения орнамента.) - Теперь поговорим о видах орнамента. Существует несколько признаков деления орнаментов. Мы рассмотрим два основных. Орнаменты можно разделить по изобразительному ряду (в зависимости от того, что на них изображено) и по способу построения (слайд 12). - По изобразительному ряду орнаменты делят: геометрические, растительные, тератологические, антропоморфные, смешанные. Многие названия говорят сами за себя (слайд 13). Работа над произношением: тератологические, антропоморфные. - Ваши одноклассники приготовили сообщения о следующих видах орнамента по изобразительному ряду. 1. Сообщения детей (Можно дать задание: найти в Интернет) Геометрический орнамент – состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, линий зигзагов, кругов, треугольников, прямоугольников и звезд. Появился на заре человеческого существования, когда люди освоили технику плетения из лозы, а затем и ткачество (слайды 14, 15). Растительный орнамент – узор, составленный из стилизованных элементов: цветов, ягод, плодов, веток, листьев. Еще одной особенностью орнамента является то, что при его создании объекты значительно упрощаются. Орнамент отражает лишь типичные (наиболее характерные) признаки объекта. В этом существенное отличие от живописи, где художник стремится максимально точно повторить все тонкости, например, цветка (слайд 16). Тератологический орнамент. От греческого teras – чудовище. Для него характерны стилизованные изображения реальных и сказочных зверей и птиц (слайды 17, 18). Антропоморфный - орнамент с изображениями человека. Эти изображения перерабатываются и значительно упрощаются. Пример исторического орнамента (слайд 19). Современный вариант (слайд 20). Смешанный орнамент – причудливое переплетение звериных, геометрических и растительных мотивов (слайд 21). Можно встретить и другие виды орнаментов: символический, каллиграфический, фантастический, пейзажный, предметный. 2. Сообщение учителя - Теперь поговорим о закономерности построения орнамента. а) По способу построения орнаменты делят на орнаментальные ленты, розетки, сетчатые (слайд 22): - Орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры) (слайды 23, 24); - Розетки (узоры, вписанные в круг) (слайд 25); - Сетчатые (заполняющие поверхность сплошным узором) (слайд 26). б) Славянские орнаменты (слайды 27-29) Среди изображений самыми популярными были мотивы женской фигуры, изображения ромба, дерева или цветущего сада, птицы. Женская фигура – довольно распространенный мотив в вышивке. Такие изображения использовались в орнаменте рубахи, передника, головного убора невесты и молодой женщины. Цветущее дерево олицетворяло плодородие земли, птица символизировала приход весны, а в форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни. в) Туви - Ребята, вы знаете тувинские орнаменты? - Тувинцам известны те же геометрические орнаменты: ромб, зигзаг, круг, сетка. Большое развитие получил криволинейный орнамент. Мотивы этого орнамента похожи то на рога (завитки, спирали). Можно встретить и крестообразные узоры, и мотивы, похожие на растительные побеги. Значительное место принадлежит разного рода розеткам.
Волшебные пальчики Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели.
- Ребята, а какие у вас появились идеи? Что бы вы хотели украсить и вышить орнаментом? (Ответы детей.) (По щелчку мышки учителем на экране показываются изделия украшенные орнаментом)
- Сейчас я предлагаю вам самим оценить свои знания, выполнив тест. Будьте честны с собой и считайте только те «улыбки», которые получили с первого раза.
- Ребята, давайте вспомним, какой недостаток (плохое качество) имеет копировальная бумага при работе с тканью? (Копировальная бумага любит пачкать ткань. Поэтому её не прижимаем сильно к ткани, подложим маленький кусочек по размерам рисунка. Её прикалывать не будем никогда.) Самостоятельная работа. План работы: (слайд 45)
IX. Итог урока (слайд 46) - Вам понравилось занятие? (Ответы детей.) (По щелчку мышки учитель показывает, какую рожицу выбрали дети) Было очень интересно Было неинтересно - Что нового узнали на уроке? (Орнамент – узор, состоящий повторяющихся элементов. Орнамент служит для украшения различных предметов) (Выставка работ учащихся) Домашнее задание (слайд 47, 48) - Если не успели на уроке вышить орнамент или обработать края салфетки бахромой, закончите работу дома. - Успеха в новом творческом деле! Спасибо за работу! |