Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
среднего (полного) общего образования
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Кировска»
Рассмотрена на заседании МО учителей ____________ Протокол №______ от «_30___»__________2012 г. Руководитель МО ____________________
(подпись)
| Рекомендована к утверждению на заседании Методического совета школы
Протокол №______ от «_31___»__________2012___ г. Руководитель МС ____________________
(подпись)
| Утверждена
приказом директора школы № 340
от « 01»сентября 2012 г.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По Информатике и ИКТ 8 – 9 класс
Разработчик:Антонов Г.М.,учитель 1 квалификационной категории
г. Кировск
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Реализована посредством УМК Н.Угриновича.
В связи с развитием социально-экономических отношений в России большое значение приобрело новое качество общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В программе отведена особая роль процессу обучения, который должен быть обеспечен использованием проблемного изложения материала, подачей материала крупными блоками, использованием опорных конспектов, применением компьютерных технологий и компьютеров.
Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании следующих принципов:
-обучение должно быть личностно-ориентированным;
-содержание доступным и занимательным;
-предоставление возможности саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Изучение данного курса тесно связано с предметами естественно-математического цикла, в основу планирования положены деятельностный подход и прикладная направленность обучения.
Курс рекомендован учащимся 8 - 9 класса.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в средней школе в соответствие с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 102 часов (1 час в неделю в 8 классе, 2 часа в неделю в 9 классе). Требования к знаниям и умениям после изучения полного курса:
После изучения данного курса учащиеся должны
Знать:
основные понятия курса:
информация,
системы счисления,
логика,
строение ЭВМ,
алгоритмизация,
программирование,
операционные системы и оболочки к ним,
технологии офиса,
мультимедиа технологии,
сетевые технологии.
Уметь:
использовать полученные знания на практике:
пользоваться понятием информация, решать информационные задачи;
пользоваться различными системами счисления и применять знания при решении различных задач;
пользоваться аппаратом алгебры логики;
представить графически и дать объяснение структурной схеме строения ЭВМ;
использовать основные алгоритмические конструкции и правила языка программирования при решении задач математического и производственного характера;
пользоваться интерфейсом OC Windows, оболочками;
пользоваться средствами для обработки документов из офисных технологий;
обрабатывать изображения;
дать основные понятия средствам телекоммуникационных систем, сетям.
Цель реализации программы: формирование у обучающихся теоретических и практических навыков использования современных информационных технологий в учебной деятельности и для дальнейшего самоопределения в профессиональном выборе.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Овладение знаниями и умениями работы в операционной системе Windows, эффективное ее использование и применение для достижения поставленной цели.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование логического мышления, развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать. Владение рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
Обеспечение гарантированного качества подготовки для поступления в ВУЗ и сдачи экзамена ЕГЭ, а также профессиональной деятельности, требующей высокой информационной культуры.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
8 класс:
Введение. (4 часа)
Информация и информационные процессы (8 часов)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (14 часов)
Коммуникационные технологии (8 часов)
9 класс:
Введение. (4 часа)
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)
Кодирование и обработка текстовой информации (11 часов)
Кодирование и обработка числовой информации (13 часов)
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (12 часов)
Моделирование и формализация (9 часов)
Информатизация общества (4 часа)
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, выполнение проектов. Для данной программы разработаны тесты практически к каждому уроку.
Учебно-тематический план 8 класс.
Введение. (4 часа)
Номер урока
| Тема
|
| Правила техники безопасности
|
| Вводный инструктаж
|
| Составные части ПК
|
| Правила работы на ПК
| Информация и информационные процессы (8 часов)
| Информация и информационные процессы в неживой и живой природе
| 1.1.1,1.1.2
|
| Человек и информация
| 1.1.3
|
| Информация и информационные процессы в технике
| 1.1.4
|
| Знаковые системы
| 1.2.1,1.2.2
|
| Кодирование информации
| 1.2.3
|
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
| 1.3.1
|
| Определение количества информации
| 1.3.2
|
| Алфавитный подход к определению количества информации
| 1.3.3
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации (14 часов)
| Программная обработка данных на компьютере
| 2.1
|
| Процессор, системная плата, оперативная память
| 2.2.1,2.2.4
|
| Устройства ввода-вывода информации
| 2.2.2,2.2.3
|
| Долговременная память
| 2.2.5
|
| Файл
| 2.3.1
|
| Файловая система
| 2.3.2
|
| Работа с файлами и дисками
| 2.3.3
|
| Операционная система
| 2.4.1
|
| Прикладное программное обеспечение
| 2.4.2
|
| Графический интерфейс операционных систем и приложений
| 2.5
|
| Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
| 2.6
|
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| 2.7
|
| Правовая охрана программ и данных
| 2.8.1,2.8.2
|
| Защита информации
| 2.8.3
| Коммуникационные технологии (8 часов)
| Передача информации
| 3.1
|
| Локальные компьютерные сети
| 3.2
|
| Глобальная сеть Интернет
| 3.3
|
| Информационные ресурсы Интернета
| 3.4
|
| Поиск информации в Интернете
| 3.5
|
| Электронная коммерция в Интернете
| 3.6
|
| Разработка WEB-сайтов
| 3.7
|
| Годовая контрольная работа (тест)
|
|
Учебно-тематический план 9 класс.
Введение. (4 часа)
Номер урока
| Тема
|
| Правила техники безопасности
|
| Вводный инструктаж
|
| Составные части ПК
|
| Правила работы на ПК
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)
| Пространственная дискретизация
| 1.1.1
|
| Растровые изображения на экране монитора
| 1.1.2
|
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
| 1.1.3
|
| Растровая графика
| 1.2.1
|
| Векторная графика
| 1.2.2
|
| Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
| 1.3.1
|
| Инструменты рисования растровых графических редакторов
| 1.3.2
|
| Работа с объектами в векторных графических редакторах
| 1.3.3
|
| Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах
| 1.3.4
|
| Практическая работа. Создание рисунка о родном городе
|
|
| Растровая и векторная анимация
| 1.4
|
| Кодирование и обработка звуковой информации
| 1.5
|
| Цифровое фото и видео
| 1.6
| Кодирование и обработка текстовой информации (11 часов)
| Кодирование текстовой информации
| 2.1
|
| Создание документов в текстовых редакторах
| 2.2
|
| Ввод и редактирование документа
| 2.3
|
| Сохранение и печать документов
| 2.4
|
| Форматирование символов
| 2.5.1
|
| Форматирование абзацев
| 2.5.2
|
| Нумерованные и маркированные списки
| 2.5.3
|
| Таблицы
| 2.6
|
| Практическая работа. Создание и форматирование документа
|
|
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
| 2.7
|
| Системы оптического распознавания документов
| 2.8
| Кодирование и обработка числовой информации (13 часа)
| Представление числовой информации с помощью систем счисления
| 3.1.1
|
| Арифметические операции в позиционных системах счисления
| 3.1.2
|
| Перевод чисел из одной системы счисления в другую
|
|
| Двоичное кодирование чисел в компьютере
| 3.1.3
|
| Основные параметры электронных таблиц
| 3.2.1
|
| Основные типы и форматы данных
| 3.2.2
|
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
| 3.2.3
|
| Встроенные функции
| 3.2.4
|
| Практическая работа. Создание таблицы.
|
|
| Построение диаграмм и графиков
| 3.3
|
| Практическая работа. Построение диаграмм различных типов
|
|
| Представление базы данных в виде таблицы и формы
| 3.4.1
|
| Сортировка и поиск в электронных таблицах
|
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (12 часов)
| Свойства алгоритма и его исполнители
| 4.1.1
|
| Блок-схемы алгоритмов
| 4.1.2
|
| Выполнение алгоритмов компьютером
| 4.1.3
|
| Линейный алгоритм
| 4.2.1
|
| Алгоритмическая структура «ветвление»
| 4.2.2
|
| Алгоритмическая структура «выбор»
| 4.2.3
|
| Алгоритмическая структура «цикл»
| 4.2.4
|
| Переменные: тип, имя, значение
| 4.3
|
| Арифметические, строковые и логические выражения
| 4.4
|
| Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
| 4.5
|
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования
| 4.6
|
| Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
| 4.7
| Моделирование и формализация (9 часов)
| Окружающий мир как иерархическая система
| 5.1
|
| Моделирование как метод познания
| 5.2.1
|
| Материальные и информационные модели
| 5.2.2
|
| Формализация и визуализация информационных моделей
| 5.2.3
|
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
| 5.3
|
| Построение и исследование физических моделей
| 5.4
|
| Приближенное решение уравнений
| 5.5
|
| Экспертные системы распознавания химических веществ
| 5.6
|
| Информационные модели управления объектами
| 5.7
| Информатизация общества (4 часа)
| Информационное общество
| 6.1
|
| Информационная культура
| 6.2
|
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
| 6.3
|
| Годовая контрольная работа (тест)
|
| |