Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский
Балашовского района Саратовской области»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по Директор
УВР МОУ СОШ п.Октябрьский МОУ СОШ п.Октябрьский
________/_____________/ ________/ Е.С. Мачнева / ________/ Н.А. Стручалина /
ФИО ФИО ФИО
Протокол №_____ от Протокол № 1 от Приказ № ____ от
«___» __________20__г. « 30 » августа 2012 г. «___» ___________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
СЕРДОБИНЦЕВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ СЕРГЕЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 10 КЛАСС
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -19 часов, всего – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 26, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Учебно-тематический план №
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Введение «Информация и информационные процессы».
| 4
| 2
| Глава 1 «Информационные технологии».
| 13
| 3
| Глава 2. Коммуникационные технологии.
| 16
| 4
| Повторение.
| 2
|
| Итого:
| 35
|
Содержание учебного курса Введение. Информация и информационные процессы. Информационные технологии.
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.6. Растровая графика
Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика
Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации
Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука
Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов. Коммуникационные технологии. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Практические работы:
Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету
Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
Практическая работа 2.4. Настройка браузера
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой
Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами
Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете
Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете
Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Повторение. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
№ урока
Дата проведения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование раздела и темы
Элементы
содержания Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Тип
урока
Вид контроля
Применение ИКТ
Повторение
Домашнее
задание План
Факт
«Введение. Информация и информационные процессы» – 4 часа 1
3.09.12 Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
Информация в неживой и живой природе, человек и информация, информационные процессы в технике
Знать: единицу количества информации
Комбинированный урок Презентация «Поведение в кабинете информатики» с.7-9 2
10.09.12. Вероятностный подход к измерению информации. Количество информации
Знать: единицу количества информации,
вероятностный подход к измерению информации
Комбинированный урок с.9-10 3
17.09.12 Алфавитный подход к измерению информации.
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Алфавитный подход, количество информации
Знать: алфавитный подход к измерению информации
Комбинированный урок
Контрольная работа Информация и информационные процессы, вероятностный, алфавитный подход к измерению информации
с.10-11 «Информация и информационные процессы» Контроль ЗУН
«Информационные технологии» – 13 часов 4
24.09.12 Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв». Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».
Кодирование и декодирование информации, создание и форматирование документов
Уметь: создавать документы в текстовых редакторах, копировать, перемещать, удалять фрагменты документа, сохранять документ, форматировать документ
Комбинированный урок
Практическая работа Работа с документом
п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3
с.15, с.25 5
1.10.12. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Компьютерные словари, компьютерный перевод, онлайн словари
Уметь: переводить с помощью онлайнового компьютерного словаря
Комбинированный урок
Практическая работа
п.1.1.4
с.30 6
8.10.12. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Системы оптического распознания символов, форм, рукописного текста, сканирование
Уметь: сканировать «бумажный» и распознавать электронный текстовый документ
Комбинированный урок
Практическая работа Работа сканера
п.1.1.5
с.33
7
15.10.12. Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
Алфавитный и дискретный способы представления графической информации, пространственная дискретизация, кодирование цвета точки
Знать: аналоговый и дискретный способы представления графической информации;
Уметь: определять установленное на ПК разрешение экрана монитора
Комбинированный урок
Практическая работа Кодирование и обработка текстовой информации
п.1.2.1
с.38
8
22.10.12. Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика».
Растровые графические редакторы, операции копирования, перемещения и удаления, геометрические преобразования, GIF-анимация
Знать: растровые графические редакторы, инструменты рисования растровых графических редакторов;
Уметь: осуществлять геометрические преобразования и сохранять изображения в растровом графическом редакторе
Комбинированный урок
Практическая работа
п.1.2.1
с.44
9
05.11.12. Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».
Рисование с использованием векторных графических редакторов, видимость, заливка, прозрачность, группировка, выравнивание объектов, флэш -анимация
Уметь: рисовать различные трехмерные тела (шар, конус и др.)
Комбинированный урок
Практическая работа
п.1.2.3
с. 57
10
12.11.12. Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».
Геометрические построения
Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС
Комбинированный урок
Практическая работа Геометрические построения
с.59
11
19.11.12. Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».
Создание флэш - анимации
Уметь: создавать флэш-анимацию
Урок-практикум
Практическая работа
с.69
12 26.11.12. Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Временная дискретизация звука, глубина кодирования, звуковые редакторы
Уметь: создавать и редактировать оцифрованный звук
Комбинированный урок
Практическая работа
п.1.3
с.74
13
03.12.12. Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».
Дизайн презентации, макеты слайдов, заполнение слайдов, анимация и звук, демонстрация презентации
Уметь: разрабатывать мультимедийную интерактивную презентацию
Комбинированный урок
.
Практическая работа Компьютерные презентации
п.1.4
с.81, 85сост. презентацию
14
10.12.12.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Позиционные и непозиционные системы счисления
Знать: позиционные и непозиционные системы счисления;
Уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Комбинированный урок
Практическая работа
Системы счисления п.1.5.1
с.94 15
17.12.12. Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».
Электронные таблицы, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, диаграммы, графики
Уметь: осуществлять в электронной таблице копирование формулы, содержащей относительные ссылки, строить диаграммы различных типов
Комбинированный урок
Практическая работа
п.1.5.2, 1.5.3
с.99, 105
16
24.12.12. Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии».
«Информационные технологии». Контроль ЗУН
Контрольная работа
.
«Коммуникационные технологии» - 16 часов. 17
14.01.13 Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Локальная сеть, аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей
Знать: локальная сеть;
Уметь: предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети, предоставлять общий доступ к принтеру в домашней локальной сети,
Комбинированный урок
Практическая работа Работа с принтером
п.2.1
стр.
119 18 21.01.13.
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Интернет, IP-адрес, доменная система имен
Знать: что такое интернет, IP-адрес, доменная система имен
Ознакомление с новым материалом
Фронтальный опрос
Презентация «Глобальная компьютерная сеть интернет» п.2.2 19
28.01.13. Подключение к Интернету. Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету».
Интернет-провайдеры, Dial-up-подключение по телефонной линии, ADSL-подключение, Wi-Fi-подключение
Знать: разнообразные подключения;
Уметь: создавать подключение к интернету
Комбинированный урок
Практическая работа Подключение к интернету
п.2.3
стр.132
20
04.02.13. Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
Подключение к интернету, IP-адрес
Уметь: создавать подключение к интернету с использованием мобильного телефона по технологии GPRS, определять IP-адрес
Комбинированный урок
Практическая работа
стр.
138
21
11.02.13. Всемирная паутина. Практическая работа №19 «Настройка браузера».
Технология www, язык разметки гипертекста, Flash-технологии, Web-сайт, интернет-портал, браузеры
Уметь: настраивать браузер
Комбинированный урок
Практическая работа
п.2.4
стр.143
999 22
18.02.13. Электронная почта.
Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой». Электронная почта, почтовые программы, почтовые черви, спам, Web-почта
Электронная почта, учетная запись
Знать: возможности электронной почты;
Уметь: работать с электронной почтой, создавать учетную запись почты, создавать, отправлять и получать сообщения
Комбинированный урок Практическая работа Электронная почта
п.2.5
стр.
150
23 25.02.13. Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях»..
Серверы общения, интернет-телефония, sms,mms-общения
Знать: формы общения в реальном времени;
Уметь: реализовывать общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Комбинированный урок
Практическая работа Общение в интернете
п.2.6
стр.
158
24
04.03.13. Файловые архивы. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами».
Серверы файловых архивов, протоколы передачи файлов, менеджеры загрузки файлов, FTR-клиенты, Off-line браузеры
Знать: преимущество загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров загрузки перед загрузкой файлов с помощью браузеров;
Уметь: работать с файловыми архивами: загружать файлы с помощью менеджера загрузки, с помощью браузера
Комбинированный урок
Практическая работа
п.2.7
стр.
171
25
11.03.13. Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете.
Технология потоковой передачи звука и видео, интернет-телевидение, Web-камеры
Знать: принцип сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи
Ознакомление с новым материалом
Сам. работа
п.2.8
26
18.03.13. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете».
ГИС, интерактивные карты в интернете, картографический ресурс Google Earth, спутниковая навигация
Знать: отличие географических информационных систем от обычных географических карт;
Уметь: находить в интернете интерактивные карты различных городов и просматривать их с помощью браузера
Комбинированный урок
Практическая работа
п.2.9
стр.
182
27
01.04.13. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете». Поисковые системы общего назначения, специализированные поисковые системы
Знать: каким образом наполняются базы данных поисковых систем;
Уметь: находить нужную информацию в интернете
Комбинированный урок
Практическая работа Поиск информации в интернете
п.2.10
стр.
187
28
08.04.13. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине».
Хостинг, реклама, доски объявлений, интернет -аукционы, интернет -магазины
Знать: формы электронной коммерции в интернете;
Уметь: осуществлять заказ в интернет - магазине
Комбинированный урок
Практическая работа
п.2.11
стр.
198
29
15.04.13. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Библиотеки
Знать: отличие электронной библиотеки от электронной энциклопедии
Ознакомление с новым материалом
Работа с конспектом
п.2.12
30
22.04.13. Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
Структура HTML-кода Web-страницы, шрифт, форматирование текста, вставка изображений
Уметь: создавать Web-страницу с помощью Web-редакторов
Комбинированный урок
Практическая работа
п.2.13
стр. 205
31
29.04.13. Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
«Коммуникационные технологии». Контроль ЗУН
Контрольная работа
Повторение – 2 часа
32 06.05.13. Повторение по теме «Информационные технологии».
Информационные технологии
Знать: пройденный материал по данной теме Обобщение пройденного материала за год
фронтальный опрос Информационные технологии
33
13.05.13 Повторение по теме «Коммуникационные технологии».
Коммуникационные технологии
Знать: пройденный материал по данной теме Обобщение пройденного материала за год
Индивидуальный опрос Коммуникационные технологии 34-35
20.05.13;
27.05.13. Резерв |