Сценарий медиаурока Город: Магнитогорск
МС(К)ОУ«С(К)ОШИ №3» Учитель: Меньшикова Роза Андреевна Класс: 9 Тема учебного занятия: Основные параметры электронных таблиц Продолжительность учебного занятия: 45 минут Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа) Цели учебного занятия:
Образовательная: изучить основные навыки работы с электронными таблицами, формирования умения и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
Развивающая: сформировать способ ввода данных в ячейки ЭТ, развивать способность учащихся анализировать информацию;
Воспитательная: формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду, воспитание творческого подхода к работе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рабочее место ученика, оснащенное звуковыми наушниками.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP; Microsoft Excel 2007
Дидактические материалы к учебному занятию: видеоурок «Основные параметры электронных таблиц» План урока
Орг. момент - 3 мин.
Актуализация опорных знаний - беседа - 5 мин.
Изучение нового материала - 5 мин.
Первичное закрепление изученного материала (устный опрос) – 8 мин.
Физминутка - 3 мин.
Закрепление изученного материала – практическая работа – 15 мин.
Постановка д/з - 3 мин.
Итоги урока - 3 мин.
Ход учебного занятия:
№
| Содержание, материал урока
| Наглядность
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Организационный этап
|
| Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на учебную деятельность.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
|
| Актуализация опорных знаний- беседа,
|
| – Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц. Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д., а также рассмотрим ее основные параметры На прошлых занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить с таблицами в процессоре MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности. Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple IIсоздали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа.
| Внимательно слушают
|
| Изучение нового материала
| Видеоурок «Основные параметры электронных таблиц»
| У.: Компьютерные программы, предназначенные для хранения и обработки данных, представленных в табличном виде, называют электронными таблицами.
Достоинства электронных таблиц:
Данные, хранящиеся в электронных таблицах более наглядны.
С ними проще производить расчеты (быстро и точно производятся автоматические вычисления).
Электронные таблицы помогают моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.
Одно из самых распространенных средств управления электронными таблицами – программа Microsoft Excel.
Прошу Вас занять свои рабочие места и открыть видеоурок «Основные параметры электронных таблиц)
|
Смотрят видеоурок на рабочих местах и записывают в тетрадь самое главное:
Электронная таблица – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Ячейка – это место пересечения столбца и строки. Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки. Например: А1, В7 и т. д. Группа ячеек (диапазон) задается через двоеточие, Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.
Электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении, называются рабочими листами.
Каждый лист по умолчанию имеет имя: «Лист1», «Лист2» и т. д. Рабочие листы объединяются в одну рабочую книгу, которая хранится в отдельном файле, например, Book1. xls. (Раздаю раздаточный материал)
|
| Первичное закрепление изученного материала (устный опрос)
|
| - Что такое электронная таблица?
- Для чего нужны электронные таблицы?
- Каков алгоритм запуска программы MS Excel? Кто нам продемонстрирует запуск программы?
-Где находится строка заголовка?
-Строка состояния?
-Ярлычки листов?
- Чем обозначаются заголовки столбцов и строк?
- Что находится на пересечении строки и столбца?
- Чем характеризуется ячейка?
- Каким образом задается диапазон ячеек?
- Какая на слайде ячейка является активной?
- Как называют электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении MS Excel?
| - Электронная таблица – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
- Электронные таблицы (ЭТ) позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных, а так же отображают числовую информацию в виде различных графиков и диаграмм. Безусловно, ЭТ облегчают умственную работу человека, так как всю работу выполняет компьютер.
- Существует несколько способов запуска программы MS Excel:
Кликнуть два раза на ярлычке программы на рабочем столе
Войти в меню Пуск- все программы-Microsoft Office-Microsoft Excel
Вызвать пункт Выполнить, ввести слово excel в окошко и нажать на кнопку ОК или на кнопку Enter.
Выходят к и показывают
- заголовки столбцов обозначаются латинскими буквами и сочетаниями букв. Например, АА. Заголовки строк обозначаются числами
- Ячейка – это место пересечения столбца и строки.
- Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки. Например: А1, В2 и т. д.
- Диапазон задается через двоеточие в поле имени ячейки, например B3:D4 (или B3..D4) и образует прямоугольник, включающий ячейки B3, C3, D3, B4, C4, D4.
- Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.
-Электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении, называются рабочими листами.
|
| Физминутка (См. Приложение 1)
|
|
|
|
| Закрепление изученного материала (Практическая работа)
| Приложение 2
| Учитель раздает карточки с заданием к практической работе
| Выполняют практическую работу на рабочих местах
|
| Постановка домашнего задания
|
| Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel.
§3.2.1, ответить на вопросы 1,2 после параграфа на стр. 86
Выполнить задание 3.8 на стр. 86 учебника
| Записывают в дневник домашнее задание
|
| Подведение итогов
|
| С каким программным средством мы сегодня познакомились?
Чем отличается электронная таблица от текстового редактора;
Выставить учащимся оценки за работу на занятии и выполнении практической работы на компьютере.
| - с прикладной программой, которая входит в основной пакет MS Office – MS Excel
- Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных. Программа MS Excel позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности.
|
Приложение 1 РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (3-минутный комплекс, выполняемый в середине школьного урока) В условиях возрастающей визуальной нагрузки в школе, и особенно в дисплейных классах, установлен единственно верный путь улучшения зрения школьников, подтвержденный многолетней практикой: научиться расслаблять глаза, несмотря на психическое и эмоциональное напряжение. Прежде чем пытаться нормализовать свое зрение, необходимо в совершенстве овладеть специальными упражнениями на расслабление, снимающими напряжение с глаз. Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, вливают новые силы в нервные клетки сетчатки, создавая так называемую легкую игру для зрения.
Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;
мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;
закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;
главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.
Выполним легкие наклоны головы:
вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)
назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)
к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)
к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)
голова свободная, легкая;
плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;
полная тишина в классе!
Сейчас всем надо отдохнуть, сбросить усталость, напряжение, а самое главное — постараться ни о чем не думать. Занятия должны продолжаться спокойно, интересно, без скуки и усталости. Все, что вы услышите и узнаете, вы воспримете по-новому, а самое главное — ваши глаза не устанут, не почувствуют напряжения.
Медленно приподнимите ладони рук и закройте глаза. Пальцы скрестите на середине лба, ладонями рук в виде маски прикройте закрытые глаза, не нажимая на них; слегка приоткройте глаза и создайте такое положение ладоней, чтобы внешний свет по возможности не проникал в глаза. Вновь мягко закройте веки и расслабьте их. Для удобства позы локти поставьте на парту.
Расслабьтесь и послушайте музыку (выполняется в течение 1 минуты).
Мягко, медленно уберите ладони с глаз и осторожно приоткройте глаза. Не смотрите на яркий свет. Оглянитесь по сторонам! Поморгайте. Почувствуйте мягкость в глазах, расслабление, повышение яркости, четкости окружающих предметов;
Запомните это ощущение расслабления!
Сохраните это чувство глаз до конца урока!
Приложение 2
Практическая работа «Создание электронной таблицы»
Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей
Порядок выполнения:
Запустите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel
Создайте таблицу по образцу, для этого:
Создайте заголовок таблицы
- Выделите диапазон ячеек А1:А5, осуществите вызов контекстного меню (кликнув правой кнопкой мыши), выберите пункт Формат ячеек - Выравнивание и поставьте флажок в разделе Отображение – Объединение ячеек.
- В А1 введите «Прайс-лист», нажмите Enter.
Задайте шапку таблицы
- В ячейку A2 введите «№ п/п».
- В ячейку B2 введите «Фирма».
- В ячейку C2 введите – «Марка».
- В ячейку D2 введите – «Цена».
- В ячейку E2 введите – «Мощность двигателя».
Введите оставшиеся данные в таблицу
- Используя режим Автозаполнения,
заполните пустые ячейки, для этого:
- Введите в ячейку A3 цифру 1, нажмите клавишу Enter; в ячейку A4 введите цифру 2, нажмите клавишу Enter.
- Выделите диапазон А3:А4 (после выделения кнопку мышки отпустить)
- Установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)
- Нажмите и протащите вниз до А16,
Отформатируйте таблицу, для этого:
- Выделите диапазон ячеек A1:E2 и, используя панель форматирования выберите пункт выравнивание ячеек- выравнивание по центру
- Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), удерживая левую кнопку мыши, установите нужную ширину столбца
- Аналогично измените ширину остальных столбцов
- Активируйте ячейку E2, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите
режим Переносить по словам, нажмите Ок
- Выделите диапазон А1:Е16, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку
- Выделите D3:D16, вызвав контекстное меню, выберите формат ячеек-число-денежный формат - евро
Осуществите предварительный просмотр таблицы
- Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть
Сохранение результатов работы
- Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, нажмите Ок. Закройте приложение Excel.
Список литературы
Интернет-ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ (которые были подобраны и скомпонованы автором урока);
http://www.computerhom.ru/uroki_excel
http://ru.wikibooks.org/wiki/Microsoft_Excel
*Учебная литература:
Учебник Угринович Н.Д.«Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса» -М.: БИНОМ, 2011
|