Скачать 250.81 Kb.
|
Методические рекомендации по формированию и ведению портфолио для педагогов дошкольных учрежденийПортфолио – одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием». История появления «портфолио» Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен. Основные характеристики формирования и ведения «портфолио» Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада. Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности. Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития. Задачи создания, формирования и ведения «портфолио»:
Принципы формирования и ведения «портфолио»:
Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:
Условия формирования и ведения «портфолио»:
Виды «портфолио»
Типы «портфолио»
Структура, содержание «портфолио»
Разделы любого портфолио должны содержать: (см. Приложение 1) 1. Данные о педагоге (визитная карточка). 2. Нормативно-правовую базу деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов). 3. Сведения о повышении уровня квалификации: – самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов); – работа по самообразованию (тема, этапы работы); – проведение мероприятий (подтверждающие документы, например, сертификаты); – глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов). методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.). 4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.) 5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы). Примечание: вся информация может быть размещена в презентации в сопровождении фотографий. Таким образом, каждый раздел портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержания разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения» (Приложение 1)). Критерии оценки результативности «портфолио» и планируемые результаты его применения Функция оценки достижений педагога, безусловно, на мой взгляд, важна. Поэтому портфолио имеет и стимулирующую функцию. Образовательное учреждение – это социотехническая система (профессиональный социум), поэтому человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели. Педагоги хотят и должны знать, каких результатов они достигают своей работой. Исследованиями американских психологов подтверждено, что регулярное информирование педагогов о результатах его труда может повысить эти результаты дополнительно на 12-15 %. Работники с мотивацией достижения более активны, инициативны, проявляют творческий подход к делу. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию. Портфолио педагога также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т.п. Поэтому при разработке портфолио можно использовать и положения эффективного менеджмента: 1. Итоговая цель оценки персонала (результат) – развитие персонала или критерии, характеризующие самого работника:
2. Объективной оценка персонала будет только тогда, когда она складывается из суммы оценок на трёх уровнях:
3. Оценка персонала состоит из трёх основных составляющих:
Следует учитывать, что в портфолио должно соблюдаться: 1. Соответствие современным нормативным документам о процедуре аттестации педагогических работников: федерального уровня — Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работни ков государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00 № 1908; Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г. № 20 – 52 – 1350/ 20-5), т.п. 2. Соответствие результатов апробации разработанных материалов целям, задачам и принципам портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 3. Целостность оценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 4. Рациональность в оформлении материалов портфолио (экономия материальных ресурсов и минимизация временных затрат). 5. Возможность объективной оценки качества профессиональной деятель ности воспитателя и адекватной оплаты его труда в соответствии с Положением о новой системе оплаты труда педагогических работников (стимулирующей части заработной платы: номер документа, дата); стимулирования профессионально-педагогической деятельности; использова-портфолио для аттестации воспитателей на вторую, первую, высшую квалификационные категории (соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям). Таким образом, портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. При составлении «портфолио» можно использовать:
В приложении к «портфолио» могут быть помещены следующие материалы:
Реализация «портфолио» педагога Данный документ может быть использован в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям педагога. Выводы Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д. Во-первых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность. Во-вторых, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального. Советы коллегам на этапе подготовки к созданию «портфолио»:
Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования, обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями! Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем! Список литературы:
Приложение 1 Содержание портфолио (примерное) |