Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 63.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.11.2013
Размер63.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
УДК 57 (07)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ-ЛЕКЦИЙ

В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рапацевич К. Н.,

научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Галкина Е. А.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием разнообразных авторских образовательных программ, появлением новых учебно-методических комплексов и др.. Появление инноваций – индикатор того, что новые социально-экономические условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения, попытки активизировать процесс развития предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся.

Школьная лекция является одним из важных компонентом системы образования старшеклассников. Лекция - повествовательное устное изложение учебного содержания, являющееся интеграцией всех словесных методов; это монолог, имеющий целый ряд специфических черт. Отличается школьная лекция своей продолжительностью (не менее 20-25 минут). Лекции знакомят учащихся с основными научно-теоретическими положениями отрасли знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, формируют положительную мотивацию, мировоззренческие взгляды и убеждения учащихся, организуют и стимулируют их творческую мысль. Обучение на лекциях ведет не только к развитию интеллектуальной сферы, но и к развитию внутреннего мира личности старшеклассника, воспитанию его характера и ответственного отношения к окружающей среде [2].

Перед учителем встает вопрос не только чему учить, но и как учить; какими способами заинтересовать учащихся; как «заразить» учащихся темой лекции, какой результат могут получить учащиеся [1]. Содержание и методика критериально-оценивающего аппарата эффективности урока-лекции в области современного экологического образования является актуальными на сегодняшний день.

Комплексный анализ лекции предполагает оценку эффективности правильного выбора содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой учащихся на лекции, лекторских данных учителя, результативности лекции.

В ходе своего педагогического исследования мы составили систему критериально-оценивающего аппарата урока-лекции в области современного школного образования.

  1. Критерии эффективности оценки содержания лекции:

  • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе предмета;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

  • реализация принципа связи теории с практикой;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.) [3].

  1. Критерии эффективности оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм, методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания класса на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей учениками;

  • использование методов активизации мышления учащихся;

  • использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрение каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на уроке-лекции;

  • использование технических средств обучения.

  1. Критерии эффективности оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебной программе;

  • чёткость начала лекции (задержка во времени, вход учителя в класс, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • чёткость окончания лекции (конец речи, прощание с учащимися, время окончания урока-лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость учащихся;

  • дисциплина на уроке-лекции;

  • рациональное распределение времени на уроке-лекции;

  • соответствие класса, в котором проводится урок-лекция, современным нормам и требованиям (возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

  • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

  1. Критерии эффективности оценки руководства работой учащихся на лекции:

  • осуществление контроля за ведением учащимися конспекта лекции;

  • оказание ученикам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций учащихся (до, во время, после лекции);

  • использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости учеников на уроке-лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы учителю (в ходе лекции или после неё);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов классной и самостоятельной работы учащихся.

  1. Критерии эффективности оценки лекторских данных учителя:

  • знание предмета;

  • убеждённость;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед классом;

  • контакт с учащимися (хороший, недостаточный, отсутствует);

  • отношение учителя к учащимся (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение учащихся к учителю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.) [4].

  1. Критерии оценки результативности уроке-лекции:

  • степень реализации плана урока-лекции (полная, частичная);

  • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

  • информационно-познавательная ценность урока-лекции;

Совершенствование оценочного аппарата и усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков; активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения на уроках-лекциях; развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала; организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы, применяемых на уроках-лекциях; применение компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе; допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний; организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др. [1].

Урок-лекция несет эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию учителя и класса. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

Правильно разработанная лекция возбуждать интерес «к читаемому» предмету. Она активизирует полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о современной экологии.

Данный критериально-оценивающий аппарат эффективности урока-лекции будет реализовывать систематизирующую функцию. Благодаря таким критериям и способам лекция будет прослушана от начала до конца и усвоена учащимися.
Список литературы

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие . Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544с.

  2. Галкина Е.А. Оцениваем не только знания учащихся по биологии // Биология в школе. 2011. -№4. С. 21-28.

  3. Пономарева, И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272с.

  4. Самотик Л.Г., Шароглазова Ю.В. Педагогическая риторика: рабочая программа. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. 101с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск