Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 62.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.11.2013
Размер62.83 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Информатика > Книга

КАК ЧИТАТЬ КНИГУ

 

 

урок информационной культуры для учащихся 7-8 кл.

 

 

Цель: воспитать информационную культуры учащихся.
Задачи: освоить способы чтения в зависимости от вида литературы и цели чтения.

 

 

План

I. Вступительное слово библиотекаря.
II. Цели чтения.

низшие высшие

Воспитыва-ющее чтение Чтение крупных произведе-ний искусства
Изучение темы или вопроса
Самообра-зование

III. Виды литературы

Публицистика Научно-популярная художественная

IY. Способы чтения.
Просмотр
Неполное чтение
Полное чтение
Чтение с проработкой

Y. Как читать научно-популярную книгу.
1. общее знакомство;
2. определение темы;
3. выбор нужного материала;
4. понимание сути книги (главы).

YI. Как читать художественную книгу.

1. развитие мышление;
2. развитие воображения;
3. чтение вслух (слуховая память);
4. чтение вслух стихов.

YII. Заповеди читателя.
YIII. Заключение.
I. Вступительное слово библиотекаря.

 

 

Ход урока

Пользу
книг
ничем
не измерить.
Книга
в жизнь
открывает двери.
В. Маяковский

 

 

утверждал Маяковский и был прав. Человечество создало радио, телевидение, видео, компьютер, но ничего проще книг, ничего мудрее книг люди пока не придумали. Все свои самые сокровенные мысли человечество стремится сохранить в книге.
Каждому человеку книги нужны по-разному. Одному человеку больше, другому – меньше. Один человек может прожить без книг. Скучно, неинтересно, но может. А человечество в целом - нет. Нельзя прожить без памяти. Если люди забудут, что они делали 10, 20, 100 лет назад, жизнь просто не сможет двигаться дальше. Огромное человечество будет, задыхаясь, топтаться на месте, будет повторять без конца свои же собственные ошибки, не в силах их преодолеть. Книги – память. Небезупречная, конечно, но главная, и по сути, единственная память человечества с древнейших времен.

 

 

II. Цели чтения

Люди делают друг для друга то, что умеют. Врач лечит, чтобы все были здоровы. Учитель учит, чтобы все все знали. Библиотекарь хочет, чтобы все научились читать. Сегодня мы будем говорить о чтении не как о пустом времяпровождении. Настоящее чтение – это искусство, это тяжелый труд, это борьба с собственной ленью, ленью мышления и воображения. Научиться читать – значит, научиться думать и жить. И если вы этому научитесь, у вас будет одна жизнь, а если нет – другая.
Итак, мы берем в руки книгу. Но… Поэмы Пушкина – книга? Мир растений – книга? Учебник физики - книга? С какой целью мы обращаемся к книге?

Цели чтения

низшие

высшие

Воспитывающее чтение

Чтение крупных произведений искусства

Изучение темы или вопроса

Самообразование

 

 

III. Виды литературы


виды литературы

Публицистика

Научно-популярная

художественная

Возьмем три книги, три способа отразить окружающий мир.

 

 

Научно-популярная литература

«Мир растений» – научно-популярная книга. За ее обложкой особый мир культурных растений. Может быть, вам захочется глубже изучить этот вопрос, а может, и нет. Один читатель запомнил больше, другой – меньше. Но писатель сделал свое дело. Он приоткрыл завесу над вопросом или проблемой. А вы смотрите и размышляйте. Сведения о растениях точны, то есть научны. Но научно-популярная книга не раскроет вам науку во всех тонкостях и деталях. Но все, что рассказано, абсолютная правда. Читать такую книгу всегда интересно.

 

 

Публицистика

Это особый род литературы. Публицистика похожа на солдата, стоящего на посту. Чтобы не случилось, солдат начеку. Он должен действовать быстро и точно. Публицистика то же. Успеть туда, где главное событие. Рассказать, что интересного в мире. Публицистика работа, в основном, не для книжек, а для оперативных изданий: газет, журналов. Это очерки, статьи, заметки, корреспонденции. Публицист не разукрашивает свое произведение длинными описаниями, не прячет мысли в глубину. Эта литература откровенности, прямоты, деловитости. Публицистика способна поднять бойца в атаку, пробудить надежду в душе смертельно раненого.

 

 

Художественная литература

И все-таки, когда мы говорим «книга», мы подразумеваем что-то другое. Для кого-то это старая, добрая сказка про Оле-Лукойе, кто-то вспоминает проделки Буратино или удивительные приключения Тома Сойера. Другой – восхищается трудолюбием и жизнелюбием Робинзона Крузо. Кто-то преклоняется перед благородством и мужеством Д* Артаньяна.
Как будто мы вспоминаем не книжки, а кусочки собственной жизни. Это художественная литература. Когда у писателя нет ничего, кроме ручки да чистого листа бумаги, да мыслей в голове, да глаз, которые все видят, да неравнодушного сердца. И вот из всего этого и возникает образ. Описывается и боль, и радость. Делается это так, чтобы все человеческие чувства сами собой пришли в движении. Писатель затрагивает в нашей душе невидимые струны. А вот зазвучит ли музыка, зависит от человека, который настроен и желает услышать музыку.

 

 

IY. Способы чтения

Просмотр
(знакомство)
Неполное чтение
(выборочное)
Полное чтение
(без пропусков)
Чтение с проработкой
(подчеркивание, поиск значения слов,
отзыв, конспект)

 

 

Y. Как читать научно-популярную книгу

Определяем тему и задачи книги. Важные сведения о книге получаем через просмотр оглавления. Оглавление в научно-популярной книге – общий план ее рубрик. Оглавление помогает не заблудиться в книге. О предназначении книги, ее устройстве расскажет предисловие. Главное, понять книгу, понять, в чем ее суть.
Сравнительно немногие выполняют такую работу, а из умеющих - не все делают это хорошо. И напрасно. Предварительный просмотр книги пред ее прочтением – хорошая читательская школа.

 

 

YI. Как читать художественную литературу

Если научно-популярная книга открывает больше в окружающем нас мире, то художественная – что-то в нашей собственной жизни. Природа наградила человека пятью органами чувств. Было бы обидно, если бы вкус человек использовал для потребления алкоголя, обоняние – нюхать токсичные вещества, осязание – ощущать нежность кожаной куртки одноклассника, а слух – слушать сквернословие, зрение – видеть только зло, жить в страхе. Научиться так читать, чтобы были задействованы все органы чувств. Заставляйте работать свою мысль при чтении, анализируйте поступки героев и свои собственные. Так будет развиваться мышление. Чтобы слова превратились в картины, а голоса действующих лиц зазвучали, и ожила книжная страница, подключайте воображение. Этому можно научиться. К примеру, вы читаете о пылающем костре. Представьте себе этот костер, вспомните атмосферу доброжелательности, единения, вспомните, как взлетают и гаснут в темноте искры, какая звучала музыка под гитару, как всех согревало тепло костра. Поначалу придется делать сознательное усилие. Яркие ощущения приходят не сразу. Возможно, первое время вы будете сильно уставать. Но эти усилия вознаградятся. Страницы книг оживут, расцветут красками, наполнятся звуками и запахами. Книга станет доставлять наслаждение. Правда, и читать станет сложнее, ведь чтение потребует душевных сил, страницы книг будут вызывать волнение. От таких страниц будет трудно оторваться, но и позабыть их труднее.

 

 

Чтение вслух. А зачем? А зачем ходить пешком? Зачем мечтать? Каждое слово при чтении вслух приобретает особый вес. В действие включается слуховая память.
Чтение стихов предполагает чтение вслух. (Прочитать отрывки: А. Пушкин «Унылая пора», С. Есенин «Оговорила роща золотая»). Что общего в этих стихах? Рифма, ритм стиха – это ритм упавшего с дерева и медленно опускающегося на землю или гонимого ветром осеннего листа. Читая стихи вслух, вы услышите музыку стиха.
Скорочтение. Есть люди, читающие в минуту до 500 слов. Это здорово, если человек работает с сухой документацией. А как с такой скоростью прочитать пушкинское «Я вас любил»? Это все равно, что вынуть у человека сердце.

 

 

YII. Заповеди читателя

1. Читай меньше, но лучшее.
2. Способ чтения зависит от цели чтения.
3. Пользуйся палочкой-выручалочкой: указатель, оглавление, предисловие, послесловие.
4. Закончив чтение, сформулируй главную мысль книги.
5. Кто записывает, тот читает дважды.
6. Талантливый читатель = навыки чтения + мышление + воображение.

 

 

YIII. Заключение

Каждый человек сам творит свою судьбу. Конечно, изворачиваться, ловчить, сквернословить, лениться – проще. А вот жить, сверяя свою жизнь по книгам, как по компасу, показывающему верный путь, труднее.
Пусть будут рядом с вами будоражащие ум и облагораживающие душу книги.

 

 

Список литературы

1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам.-М.: Книж. палата, 1989.
2. Линькова, И. Ты и твоя книга/И. Линькова.-М.: Просвещение, 1981.
3. Поварнин, С. Как читать книгу/С. Поварнин.-М.: Дет. лит., 1978.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск