Скачать 64.59 Kb.
|
Клиндухова Лариса Давыдовна Воспитатель МАДОУ «Тюнёвский детский сад «Ладушки» С.Тюнёво, Нижнетавдинский район, Тюменской области Воспитание информационной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности Воспитание информационной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни», задача педагогов дошкольного возраста насытить объём информации в этой академии как можно содержательнее. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Играя, малыш легче усваивает связь с окружающим миром, появляются навыки внутреннего диалога, необходимые для продуктивного мышления. Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий характеристику игры, как деятельности- это Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев. П.Ф.Лесгафт высоко ценил игру как средство развития детей. Дети любознательны, любят что-то создавать и строить, мастерить игрушки, потом всё разрушать и совершенствовать своё творение вновь. И это сделанное своими руками, ребёнок очень любит, ведь это результат своего труда. Так сложилось, что тема предшкольной подготовки в детском саду начала доминировать в организации образовательной деятельности, особое внимание уделяется интеллектуальному развитию. В нашем детском саду педагоги работают над обновлением содержания образования, осваиваем частично программу «2100- дошкольное образование», т.е. программа ориентирована на подготовку к школе. Современные родители, имея высокий уровень образования, очень рано начинают учить своих детей, сообщать на их взгляд полезную информацию, готовить к взрослой жизни. Всё вроде бы правильно, но не переиграть бы нам в школу. В этом году я работаю с детьми старшего возраста 5-7 лет, т.е. половина группы – подготовительная. При работе с детьми двух разных возрастов, всегда планируешь свою работу, ориентируясь на самостоятельность одной из подгрупп. Вот тогда понимаешь самоценность игровой деятельности: дидактические игры, строительные, сюжетно- ролевые… только бы эти игры помогали в организации образовательного процесса. Составляя план работы, невольно обдумываешь, как сформировать информационное поле игры, чтобы «каждое лыко было в строку». При организации игры есть свои плюсы в разновозрастной группе, когда младшие дети добирают знания у старших, а старшие помогают младшим, совместно выстраивая игру. Я всегда помню, что значение игры зависит от психологии моих детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, от чёткой организации и проведения, методического руководства общением детей. При организации любой игровой деятельности я всегда планирую свою роль, роль руководства организацией процесса. Я понимаю его как планомерное обогащение опыта и впечатлений детей в быту, на занятиях, прогулках, с помощью книг, экскурсий; создание развивающей предметно-игровой среды с помощью реальных предметов, игрушек, атрибутов, игрового оборудования, предметов – заместителей, проведение обучающих игр, направленных на закрепление предметных и речевых способов; взаимодействия ребёнка со взрослыми во время игры. Для организации руководства игровой деятельностью выработала приёмы увеличения информированности детей через:
Для перевода реального опыта в игровой, должен присутствовать элемент новизны, введение в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний. Образовательная программа нашего детского сада включает занятия по конструированию по программе В.Венгера «Развитие», на которых дети успешно учатся строить чертежи, планы, изготовили план-макет нашего посёлка, успешно читают проектное изображение предметов и конструкций. Видимо потому дети старшего возраста любую прогулку, экскурсию стремятся преобразовать в путешествие с заданиями, поисками героев, пути-дороги и т.д. Право на игру наши дети имеют не только в специально отведённое время в режиме дня, но в процессе любой деятельности. Возможность использования места и времени для получения информации во время игры в нашем детском саду обеспечивается за счёт создания продуманной предметно-развивающей среды. Игровая среда оформлена в виде модулей, крупных конструкторов, тематически подобранных наборов игрушек (животные, машины, спортивные предметы, городки, театр и т.д.), игровых пособий, предметов-заместителей. Присутствие в календарном планировании игровой деятельности считаю обязательным, наиболее конкретным получается ежемесячный план, в котором каждая игра видна в развитии, когда виден порядок внедрения новой информации, пути использования её в деятельности ребёнка. Такое планирование помогает решать несколько задач:
Особое место уделяю методике организации интегрированных занятий с помощью заданий от героев сказки. В программе «2100», начиная с 3 лет, детям помогают обретать знания Лисёнок и Ёжик. Так развивающий характер обучения, основанный на детском познавательном интересе, активном экспериментировании, поисковой, творческой деятельности позволяет сформировать положительное отношение к познанию окружающего мира и обеспечить успешный переход к школьному обучению. Только бы наш Лисёнок и Ёжик ушёл в школу вместе с детьми. Используя игровые технологии обучения, я не сокращаю учебную нагрузку детей старшего дошкольного возраста, нет, качество дошкольного образования не теряется, просто повышается интерес к процессу приобретения знаний, когда соавторство педагога и ребёнка расширяет информированность будущего первоклассника. В средней группе целой серией были разработаны занятия на сказках, историях о лесном царстве. Так дети переживали в мире сказок судьбу героев-зверей, помогали им в трудных ситуациях советами, подсказками, рисовали пути следования, строили плотины и мосты, писали письма и переживали вместе с ними. Когда мы подросли, уровень информированности стал выше, распространённее, отношение к игре изменилось, сейчас помимо планируемых дидактических, двигательных, строительных и т.д. игр, появились проектные игры, которые развиваются длительный период, дети в этих играх живут долго. Для организации таких игр всегда привлекаю родителей, которые так же как дети с удовольствием играют персонажей, создают игровые атрибуты, продолжают доигрывать в домашних условиях. Метенова Н.М. утверждает: «Родители- это дети, которые в детстве не доиграли». Всё в организации такой игры начинается с создания проекта, это очень эффективный метод планирования. Он даёт возможность ребёнку и воспитателю экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Выбрав сказку, исходя из особенностей возраста детей, прочитав и проанализировав её, знакомлю с идеями родителей. Так у нас уже второй месяц живёт проект сказки о Хоттабыче, которому созданы все условия для проживания в группе: потёртый ковёр, своя старинная лампа, роскошный восточный диван. Появляется в группе он нечасто (т.к. это папа одного из ребят), но всегда в полной амуниции, чаще он оставляет загадочные коробки, письма, забывает необычные предметы, звонит на сотовый телефон воспитателя, как только попадает в сложную ситуацию и ему нужна помощь ребят. Недавно ребята отправили с ним посылку солдату нашего села к дню защитника, которого осенью мы провожали в армию, Хоттабыч прислал телеграмму что посылка уже в пути. Проект развивается активно, детям очень нравится и что самое интересное он разрастается от количества идей и объёма информации. Дети вместе со взрослыми добирают информацию в библиотеке, видеотеке, в бабушкиных историях, т.е. в познавательном процессе ребёнок учится добывать знания и понимает как это сделать, т.е. он успешно освоит информатику во втором классе, напишет реферат по теме, будет грамотно дискутировать на уроке, сам найдёт ответ на многие «почему?». Считаю, игра во-первых, помогает осваивать целостную картину мира через интеграцию программных областей знаний, во-вторых, выявлять на ранних этапах одарённых детей и развивать их потенциальные возможности, и в –третьих, повысить интерес к процессу приобретения знаний и умений. Наблюдаю за играми детей и понимаю, мир игры это их мир и в нём надо жить как можно дольше. Дети с удовольствием принимают игру, развивают её самостоятельно, проявляя при этом фантазию и творчество, они получают радость от игры, их глаза горят! |