Конспект урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Предмет: история, блочное изучение материала. Тема: Киевская Русь в VI – XI вв. Продолжительность: 6 уроков по 45 минут. Класс: 6. Технологии:
телевизор Samsung - 1,
видеомагнитофон Panasonic - 1,
компьютеры Pentium III и выше - 14,
проектор Panasonic - 1,
сканер Epson - 2,
доступ в Интернет.
Компьютерные программы:
Microsoft Office Power Point 2003,
Microsoft Office Word 2003,
Virtual Drive Manager,
CD Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.,
CD Энциклопедия истории России 862-1917,
DTE dit Simulator,
ABBYY Fine Reader 6.0 Corporate Edition.
Аннотация:
Уроки проводятся по модульно-блочному принципу. ИКТ применяется на всех уроках равномерно. На уроках используется самостоятельное изучение учащимися заданной темы и дополнительные работы учащихся после уроков при поиске информации в Интернете.
На первом уроке класс знакомится с общей темой (в данном случае «Киевская Русь в VI – XI в») Проходит просмотр видеофильма «Откуда есть, пошла русская земля», лекция учителя с обобщением всего материала. Ребята получают задания на самостоятельное составление презентаций по заданным темам. Например: о Владимире Мономахе, о Ярославе Мудром и т.д. Ребята составляют компьютерные и бумажные сообщения, по выбранным темам используя книжный, электронный (включая Интернет) материал.
На следующих уроках проходит изучение новых тем, используется как коллективная, так и индивидуальная работа. На последних уроках проходит проверка учащихся на знание терминов, дат, исторических имён, по работе у карты и рассказов по основным вопросам, которые заблаговременно получают учащиеся на первом уроке.
На последнем уроке учащиеся проходят тестирование на компьютере (тесты составляет сам учитель), используя программу Simulator. Также заслушиваются и защищаются презентации учащихся.
Информационные технологии используются как во время уроков, так и после уроков (дополнительная самостоятельная работа учащихся). Создание презентаций учащимися позволяет им глубже изучить материал. Большую роль в наглядности играет во время созданий презентаций работа с рисунками.
Учащиеся с желанием работают на уроках, они сильнее мотивированы в изучении материала.
В то же время учащиеся на уроке за компьютером сидят не больше 15-20 минут, а после уроков не больше 30 минут. При групповой работе при создании презентаций они меняют друг - друга за компьютером.
Практическая реализация:
«Откуда есть, пошла русская земля» - как можно рассказать о Киевской Руси VI – XI вв. средствами ИКТ и Интернета. Практическую реализацию этой проблемы я увидела на уроках истории в 6 классе, построенном по модульно-блочному принципу. Новая компьютерная технология была применена на всех 6 уроках. В канву первой, обзорной лекции, был удачно вплетён видеофильм «Откуда есть, пошла русская земля». На этом же уроке учащиеся разделились на группы по 3 человека и получили задания подготовить доклады, а также презентации о различных исторических деятелях той эпохи: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и т.д. Сообщения готовили, используя книжный, электронный материал, а также средства Интернета. В течение последующих уроков использовались фрагменты из учебных дисков «Энциклопедия истории России до XIX в., «Энциклопедия истории России 862-1917» и др.
Последний урок для шестиклассников стал по-настоящему праздником знаний. Группы учеников показали свои подготовленные презентации. Все ученики выполнили индивидуальное тестирование.
Новые технологии, применённые на уроках, позволяют активизировать творческую инициативу обучающихся, вырабатывают умение самостоятельно добывать знания из различных источников, включая Интернет, сплачивает коллектив. (Антонова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.) (см. в видеофрагментах.)
Отзывы учеников. Нам нравится такие уроки. Мне понравилось проводить тестирование на компьютере. Рассказывать содержание по презентации и смотреть видеофильм. (Федотова А.) Мне понравились такие уроки, потому, что мы сами создавали слайды на компьютере и делали тестирование. (Егорова С.) Мне нравится заниматься на компьютере потому, что это показывает мне насколько, я знаю историю. Мне нравится узнавать о великих людях потому, мне это пригодится в будущем. Это учит нас быть самостоятельными. (Михайлова Н.) Работая за компьютером, я всё больше и больше знакомлюсь с современной техникой. Знание современной техники мне ещё понадобится. (Васильев М.) Мне нравится сидеть у компьютера потому, что на компьютере можно делать слайды, писать, можно проверить себя на знание по тестированию. (Васильева А.) мне нравится работать на компьютере потому, что на компьютере можно от души поиграть, слушать музыку, печать разные тесты. Ещё мне понравилось делать разные слайды. Работа на компьютере развивает мой ум. (Аленцев А.)(см. в видеофрагментах) Конспект урока:
Технология концентрированного (блокового) обучения предполагает комплекс учебных занятий по какой-либо заданной теме, объединенных целевой установкой. Изучение нового материала происходит в процессе внутреннего взаимодействия и приращения одних знаний к другим. На первый план выдвигается существенное в предмете, оно становится объектом прочного усвоения. Предусматривается поэтапное овладение материалом, постепенное его углубление, вводится отсроченный опрос при проверке знаний.
Цели:
дать представление о возникновении древнерусского государства, о жизни и быте древних славян, о язычестве и крещении Руси, о начале междоусобицы и борьбы русского народа с кочевниками;
прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;
воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
развитие интереса и уважения к истории и культуре.
Во время изучения данной темы предполагается, что ученик получить оценки по следующим вопросам:
за составление доклада;
за составление презентации;
за рассказ основного вопроса(за 3 рассказа – 3 оценки и т.д.);
и среднюю оценку
на знание карты;
на знание имени:
на знание термина;
на знание даты;
компьютерное тестирование.
В итоге учащиеся получают от 2х до 6 оценок. 1 урок – обзорная лекция. Учитель кратко рассказывает о расселении древних славян, о хозяйственной деятельности, о религии и возникновении древнерусского государства. Славянские племена. Постепенно, по мере роста численности, славяне расселяются на новые территории, объединяются в большие союзы племен. Впервые такие союзы возникли у славян уже в V— IV вв. до н. э. Союзы могли распадаться и создаваться вновь, вовлекая то одни, то другие племена. В русских летописях упоминается около полутора десятков племенных союзов восточных славян, которые в VIII—IX вв. расселились на обширной территории. Они не только заселяли плодородную лесостепь, но и продвигались далеко в глубь лесов, где можно было не бояться набегов кочевников, обитавших в южных степях. Среднее течение Днепра занимали поляне (Киевщина); восточнее их жили северяне (Полтава — Новгород-Северский, Северский Донец); западнее полян жили волыняне и бужане; северо-западнее — древляне. На самом юге, у моря и у Дуная, находились уличи и тиверцы. В лесной зоне расселились дреговичи (Белоруссия), радимичи (по рекам Сож и Десне), вятичи (по реке Оке и в Подмосковье). На Западной Двине жили полочане, у истоков Волги, Днепра и Двины — кривичи, широко расселившиеся на север и на восток. Самым северным союзом славянских племен были словене, поселившиеся на озере Ильмень; на их земле возник Новгород. Язычество. Взгляды людей на устройство мира, верования, обряды, основанные на поклонении многим богам, называются язычеством. Славяне, как и другие земледельческие народы, верили, что существует какое-то верховное небесное божество (бог Род или бог Перун), посылающее благодатный дождь и грозную молнию. Развитие земледелия. Отмирание рода. Изменения в славянском обществе. проявились не только в усилении различий между соплеменниками. Они коснулись всех сторон жизни людей. Одна из важнейших перемен связана с переходом от родовой общины (рода) к соседской общине. Это было вызвано рядом причин. Во-первых, развивалось ремесло, прежде всего обработка железа. Мастера научились изготовлять из него земледельческие орудия труда, военное оружие и снаряжение, предметы быта. Во-вторых, совершенствовалось земледелие. За несколько поколений славянские пахари расчистили из-под леса большие площади земли. Подсечное земледелие с его выжиганием участков земли, корчеванием деревьев было под силу только большому роду. С появлением территорий, расчищенных предыдущими поколениями, стало возможным обрабатывать землю силами одной семьи. На смену подсечному пришло пахотное земледелие. В-третьих, все это приводит к изменениям в устройстве самого общества. Теперь отдельная семья могла уже в случае хорошего урожая прокормить себя сама. Родовые отношения, существовавшие многие тысячи лет, отходили в прошлое. На место родовой общины крестьян пришла соседская община, просуществовавшая на Руси тысячу лет, до XX в. Ее называли мир. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов и устраивали пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов; всем племенем варили пиво, пекли пироги. Боги как бы приглашались на эти пиры, становились сотрапезниками людей. Существовали специальные святилища, предназначенные для многолюдных общеплеменных празднеств, которые назывались «событиями» (от понятия «совместно быть»). Верили в существование домовых, следящих за хозяйством, леших — «лесных царей», водяных, русалок, заботящихся об орошении полей, и многих других духов природы, добрых и злых. От далекой первобытности славяне унаследовали веру в силу магических обрядов. Годовой цикл обрядов начинался святками. В дни зимнего солнцестояния (конец декабря) по всем домам гасили огни и путем трения торжественно добывали новый «живой огонь», от которого вновь возжигали печи, очаги и свечи. В новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае. Образование древнерусского государства. Подготовка условий, предпосылок образования государства обычно идет очень медленно и тянется веками, а потом наступает такой момент, когда все начинает развиваться быстро и бурно. Вот такой момент и наступил для восточных славян в IX в. Перед хорошо вооруженными конными дружинами киевских князей открывались, как перед сказочными богатырями, многие дороги. Но, прежде всего, нужно было защитить свою землю от степняков — хазар и печенегов. Киевский князь Аскольд воевал в степях с печенегами и другими тюркскими племенами; в этих битвах погиб его сын. Пробиваясь через кочевнические заслоны, русы, плавали по южным морям, караванным путем отправлялись в торговые города южнее Каспийского моря. Из этих дальних походов и путешествий они возвращались с грузами восточных товаров: шелка, оружия, пряностей. Иногда возвращавшихся руссов грабили в низовьях Волги хазары. Но руссам удавалось отражать нападения кочевников, и они нередко ездили со своими товарами в страны Западной Европы. Вот тогда-то и узнали руссов и в Византии, и на Западе, и на Востоке. В «страну Рус» потянулись из многих стран купцы за разными товарами, преимущественно дорогими северными мехами. О богатстве русских князей прослышали и жители побережья Балтийского моря, которых русские летописи называли варягами, - отличные мореходы, грабившие с моря побережье Европы. Однако на Русь не было прямого водного пути: нужно было плыть вверх по рекам, переволакивать ладьи посуху через волоки. Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город — Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии. После смерти Рюрика в Новгороде княжил другой варяг, Олег. С варягами и новгородцами он выступил в 882 г. в поход на Киев. Подойдя к городу, он назвал себя купцом, убил с помощью этого обмана князя Аскольда и сел княжить в Киеве. Во главе русских войск Олег участвовал в 911 г. в успешном походе на Царьград заключил выгодный договор с Византией. После краткой лекции учащиеся смотрят видеофильм «Откуда есть пошла русская земля». (См. видеофрагмент) И во время просмотра фильма отвечают у себя в тетради на следующие вопросы: как произошло образование государства у древних славян?
После просмотра фильма завершение обзорной лекции. Учитель останавливается на крещении Руси, о Ярославе Мудром и расцвете государства, о междоусобице после смерти Ярослава Мудрого и о Владимире Мономахе и его попытках остановить феодальную раздробленность. Крещение Руси. К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ Перуна — бога грозы и войны и покровителя богатства и довольства — Велеса. У язычников было много жестоких обычаев: например, если умирал знатный рус, то убивали одну из его жен и хоронили ее в кургане вместе с мужем. Перуну приносили в жертву не только животных, но и людей. Христианство отрицало подобную первобытную жестокость и отказалось от жертвоприношений . Христианство проникло на Русь еще в середине IX в. В 946 г. княгиня Ольга приняла христианство, но сын ее Святослав оставался язычником. Христианами становились отдельные дружинники, простые люди. В 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем ввел христианство и в других русских городах. В Киеве до сих пор главная улица называется в память крещения Крещатиком. Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что было очень важно для дипломатических отношений — теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом. Христианство способствовало укреплению государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога... Посему противящиеся власти противятся Божью установлению... Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль («не убий», «люби ближнего, как самого себя»). Страх перед Божьим наказанием заставлял знатных людей меньше думать о власти и богатстве, а больше заботиться о других людях. Христианство уравнивало всех людей перед Богом, учило богатых помогать бедным. Все это сглаживало противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию. Результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивались каменная архитектура, живопись, фресковые росписи, были заимствованы многие виды ремесла, вроде ювелирного (золото с эмалью и серебро с чернью). Восстание 1068 г. В 1068 г. половецкий хан Шарукан во главе несметных войск вторгся в русские земли. В былине о «Шарк-великане» (Шарукане) красочно рассказывается, как бегут от половцев степные животные: олени, волки, испуганные небывалым нашествием. Русские князья, сыновья Ярослава Мудрого, были побеждены и укрылись в своих крепостях. Увидев неспособность своего князя Изяслава Ярославича защитить город, киевляне восстали. Было созвано вече, которое решило продолжать оборону города, потребовав у князя коней и оружия. Князь не захотел вооружить горожан, и тогда киевляне разгромили тюрьму, где томился двоюродный племянник киевского князя полоцкий князь Всеслав, вероломно плененный Изяславом. Вече провозгласило Всеслава киевским князем; Изяслав же бежал в Польшу. Всеслав оставил о себе долгую память. О нем была сложена былина «Волхв Всеславьевич». Спустя более ста лет после этих событий автор «Слова о полку Игореве» описывает в своей поэме приключения князя Всеслава, которого он считал колдуном. Вскоре князь Святослав Ярославич разгромил половцев, а его брат Изяслав изгнал Всеслава из Киева. Но затем братья Ярославичи начали враждовать между собой; их усобица длилась восемь лет. В эти же годы произошли восстания в Поволжье и на далеком Белоозере. Вдохновителями этих восстаний были языческие волхвы, не примирившиеся с распространением христианства. Владимир Мономах. Сложная обстановка сохранялась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия одного половецкого набега. Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши... Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных... Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья... Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами... В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого -Всеволод; сын его, Владимир Мономах, находившийся при отце в Киеве, надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на вече другого князя — Святополка Изяславича. Он оказался слабым, неумелым правителем, но очень «сребролюбивым» (жадным до денег). Князь стремился из всего извлечь выгоду и покровительствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти в 1113 г. вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор любимца покойного князя боярина Путяты и дворы ростовщиков. Киевляне пригласили на киевский великокняжеский престол переяславского князя Владимира Мономаха - патриота и активного защитника Руси от половцев. Новый князь изгнал из Киева многих ростовщиков и внес дополнение в законы «Русской Правды», облегчавшее выплату долга. Этот «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от ростовщиков. В 1113—1125 гг. великим князем киевским был Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем: он написал интересное «Поучение детям», являющееся его автобиографией. Из этого произведения и из летописи мы узнаем, что князь Владимир совершил в своей жизни 83 разных похода. Учащимся на этом же уроке задаются основные термины, имена, даты, вопросы, которые они должны раскрыть в конце модуля, а основные вопросы должны рассказать на 3-4 уроках. (хотя бы 3 вопроса, развитее монологической речи) Основные термины:
Праславяне, родовая община, племя, князь, вече, вотчина, холоп, закуп, смерд, общинник, натуральное хозяйство, православие, архиепископ, монастырь, «Русская Правда», дружина, полюдье, соседская община, урок, погост. Даты:
882, 945, 911, 965-972,980-1015, 988, 1019-1054, 1068, 1072, 1113-1125, 1097. Имена:
Перун, Кий, Рюрик, Олег, Игорь Старый, Святослав, княгиня Ольга, Владимир Красное Солнышко, Велес, Илларион, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Всеслав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Владимир Мономах, Нестор, Кирилл и Мефодий. Работа у карты:
Расселение восточных славян: поляне, северяне, волыняне, бужане, дреговичи, древляне, радимичи, вятичи, полочане, кривичи, словене. Соседи славян: поляки, болгары, литовцы, латыши, эстонцы, мордва, весь, карела, чудь, тюрки, авары, хазары, печенеги, половцы. Расположение городов: Киев, Новгород, Искоростень, Муром, Чернигов, Переяславль, Туров, Пинск, Тмутаракань, Булгар, Биляр, Итиль, Владимир.
Основные вопросы:
Славянские племена и их соседи.
Происхождение Руси.
Управление славянскими племенами.
Развитие земледелие.
Земельные владения – вотчины.
Образование древнерусского государства.
Восстание древлян.
Святослав и его походы.
Владимир Красное Солнышко и борьба с печенегами.
Владимир Красное Солнышко и крещение Руси.
Ярослав Мудрый и его правление.
«Русская Правда»
Владимир Мономах и его время.
Жизнь городов.
Древнерусский фольклор.
Учащимся задаются самостоятельные работы по следующим темам:
Ярослав Мудрый.
Владимир Мономах.
Владимир Красное Солнышко.
Святослав Игоревич.
Культура Древней Руси.
Учащиеся должны самостоятельно разработать темы используя книги и учебные диски из библиотеки, также использовать ресурсы Интернета.
Темы разрабатываются группами по 2-3 учащихся. 2 урок – самостоятельное изучение учащимися на уроке материала содержащегося на учебных дисках, в учебнике и коллективное изучение слайдов.
Так как дисков всего два, а программы без диска не идут, то предлагается два решения:
Установить на каждом компьютере программу Virtual Drive Manager, и учебные диски загрузить через «виртуалку».
Купить для каждого компьютера пустой CD-R и переписать на эти диски учебные программы.
Учащиеся самостоятельно изучают материал, непонятные моменты консультируются между собой и с учителем. Группы учащихся взявших дополнительное задание на составление доклада и презентации остаются после уроков на 30 -40 минут и ищут материала не только в библиотеке, но и в Интернете. Естественно если учащиеся в начале не знают составлять презентацию, то им помогает учитель, а набирать текст знают все. 3-4 урок учащиеся рассказывают всему классу сообщения по основным вопросам.
Продолжается самостоятельное изучение материала.
Изучение материала по учебной программе «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.». В этом диске по этому материалу всего 9 уроков по 15-20 слайдов.
Происхождение славян.
Восточные славяне в древности.
Религия славян.
Образование древнерусского государства.
первые русские князья.
Русь во времена Владимира I Святославовича.
Расцвет Киевской Руси.
Общество и государство Древней Руси.
Политическая раздробленность на Руси.
Учитель опираясь на слайды продолжает закреплять знания и умения учеников.(см. в видеофрагментах)
5-6 урок – из учащихся выбираем знатоков по датам, терминам, именам, и работе у карты в виде коллоквиума. Знатоки сами выставляют оценки учащимся. В конце каждый ученик должен получить среднюю оценку за знание терминов, дат, имён и работы у карты, и по компьютерному тестированию.
(Выявление знатоков по датам, терминам, именам, и по карте в видеофрагментах)
Учащиеся подготовившие презентации защищают свои работы. (см. в видеофрагментах) Тесты (для компьютерного тестирования) составляются самим учителем в программе DTE dit Simulator.
|