Скачать 94.26 Kb.
|
РПД ТМС САПР-2009Пензенский Государственный университетФакультет машиностроения, транспорта и энергетикиКафедра “Технология машиностроения” Системы автоматизированного проектирования технологических процессов
по направлению 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» по специальности 151001 «Технология машиностроения» 2009 1. Методические указания по проведению учебных занятий По курсу «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» предусматривается проведение лекций в объеме 17 часов (8 лекций) и лабораторных занятий в объеме 34 час. (8 работ) в семестре. 1.1. Методические указания по чтению лекционного курса Лекция является одним из важных видов учебной работы в университете и поэтому должна читаться наиболее квалифицированными преподавателями - доцентами и профессорами. Лекция имеет большое воспитательное значение, определяя место дисциплины среди других дисциплин специальности и связь с последними; демонстрируя научный уровень, на котором находится данная дисциплина; организуя и направляя студентов в их самостоятельной работе, они вызывают профессиональный интерес к изучаемой отрасли знаний. Содержание лекций по курсу «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» должно быть достаточно для знакомства с основными принципами создания технологической документации в автоматизированном режиме, а так же для знакомства с основными видами деятельности администратора САПР технологических служб машиностроительного предприятия.. В лекциях следует исключать второстепенный, описательный материал, который должен студентами изучаться самостоятельно. Лекция должна активизировать познавательную деятельность студентов путем использования методов проблемного изложения учебного материала. Особое значение придается содержанию вводных, заключительных и обзорных лекций. Содержание дисциплины необходимо раскрыть с учетом развития науки, техники и внедрения новой технологии проектирования в области машиностроения. Каждая лекция должна охватывать логически завершенный учебный материал. Лекция должна быть построена правильно методически, содержать вступление, главную часть и заключение, должны быть выделены основные положения излагаемого материала. Успех лекции в решающей степени зависит от педагогического мастерства лектора. Первейшая задача лектора состоит в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый профессиональный интерес к лекциям по дисциплине. Надо добиваться, чтобы у студентов сохранялись в памяти ее основные положения, чтобы у студентов появилось желание углубить знания для творческого решения проблемных вопросов. Большую роль в создании устойчивого интереса, внимания к лекции играет занимательность - сообщение об интересных событиях и фактах, относящихся непосредственно к теме лекции. Удачные обращения лектора к студентам во время лекции могут сделать внимание более устойчивым. Лекции следует читать в темпе, который держит студентов в рабочем состоянии, не дает им возможности отвлекаться, разговаривать и заниматься посторонними делами. Не следует длительно ходить перед аудиторией - это утомляет, не дает возможности студентам сосредоточиться. На протяжении всего курса чтения лекций следует придерживаться одних буквенных обозначений. Лектор должен чувствовать, что излагаемый материал доходит до студентов, вызывает устойчивый интерес и внимание студентов. Для этого необходима тщательная подготовка к лекции и владение излагаемым материалом. Необходима живая связь с аудиторией, взор лектора должен быть обращен постоянно к слушателям, переводя его от одной к другой группе студентов. Большое значение придается внешнему виду лектора, его подтянутости, аккуратности. Необходимо в самом начале завладеть вниманием студентов, начав лекцию интересным сообщением. Лектор должен владеть высокой культурой речи, излагать материал выразительно, просто и увлекательно, на высоком методическом уровне. От лектора требуется безукоризненное знание излагаемого материала, информированность по вновь изданной научно-технической литературе и передовому производственному опыту. Студенты, слушая лекцию, имеют возможность узнать о предмете то, чего еще нет в литературе. Лектор сравнивает различные источники по излагаемой теме лекции, знакомит студентов с материалами, малодоступными для них, подходит к этим материалам критически. Подготовка к лекциям - самый важный этап лекторской деятельности преподавателя Вуза. В процессе подготовки определяется содержание лекции, отрабатывается вся математическая основа лекции (выводы формы, методика изложения лекции). Успех лекции находится в прямой зависимости от того, как была проведена подготовка к ней. Подготовка курса лекций, читаемого впервые, должна заключаться в переработке имеющихся учебников в объеме программы и дополнительной литературы за последние годы. В результате теоретической переработки материалов составляется конспект лекций. В лекциях важно отметить последние достижения науки и техники, что вызовет устойчивый интерес студентов и будет способствовать успеху лекций. Лекционный материал надо излагать систематично и четко. При изложении материала по разделам курса следует придерживаться определенного плана. Перед началом чтения лекций в семестре необходимо тщательно просмотреть составленный ранее конспект лекций, который должен постоянно обновляться. К каждой лекции надо тщательно готовиться, внимательно просмотреть конспект, повторить математические выводы и формулы, схемы, чертежи. Лектор должен методически правильно решать вопросы: что надо изображать на доске и что показать на плакатах, натуральных образцах, инструментах, что показать на кинофрагментах. Изображение на доске эскизов, схем алгоритмов должны быть четкими, графически правильными и достаточных размеров. Необходимо постоянно и упорно работать над повышением уровня лекций и усиления их значения в профессиональной подготовке специалистов, добиваясь более высокого лекторского мастерства и совершенства. 1.2. Методические указания по проведению лабораторных занятий Программа курса " Системы автоматизированного проектирования технологических процессов " предусматривает проведение лабораторных занятий, способствующих закреплению знаний основных теоретических разделов, излагаемых на лекциях. В ходе выполнения лабораторных работ студенты, будущие пользователи САПР, должны ознакомиться с техническими средствами технологических САПР, получить достаточные практические навыки в работе с современными программными пакетами САПРТП. Особое внимание должно быть уделено вопросам обучения САПР ТП – разработке общих технологий, размерному анализу процессов, администрированию САПР ТП. Для достижения эффективности лабораторных занятий весьма важна организация и методика их проведения. Лабораторные работы выполняются бригадами студентов в составе 1 - 2 человека фронтальным методом. Подготовка к последующей лабораторной работе должна производиться в урочное время в связи с использованием электронного учебника. В течении времени, отведенного по расписанию, студенты получают от преподавателя индивидуальное задание, изучают устройство и особенности использования соответствующего программного средства, практически выполняют типовые (характерные для данного компонента) действия. Отчет по лабораторной работе не предусматривается, а к защите представляется созданный студентом программный компонент или база данных. При защите работы, которая проходит в виде собеседования, студент должен показать достаточные практические навыки работы с конкретной системой или устройством, а также знание соответствующих теоретических разделов. Каждая работа должна получить дифференцированную оценку по пяти бальной системе для представления экзаменатору по данному курсу. 2. Методические указания по проведению контроля знаний студентовКонтроль знаний студентов можно условно разделить на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль в одной стороны позволяет оперативно оценить степень усвоения изучаемого материала с целью внесения коррекции в образовательный процесс, с другой стороны – определить отстающих студентов и принять меры для исправления ситуации. Текущий контроль реализуется путем выдачи индивидуальных заданий по изучаемым разделам курса и оценки результатов выполнения задания. При этом необходимо учитывать время и качество выполнения задания. Перечень заданий, выдаваемых студентам на лабораторных занятиях и подлежащих текущей оценке, дан на оптическом диске с методическими материалами (см. п. 5). Промежуточный контроль выполняется в середине семестра. В качестве промежуточной оценки работы студента может быть принята усредненная текущая оценка за половину семестра. Итоговый контроль знаний и полученных навыков осуществляется на экзамене. Учитывая ориентацию курса на практическое освоение средств компьютерной графики и моделирования, экзамен проводится с использованием автоматизированных рабочих мест. Каждому студенту выдается индивидуальное задание, охватывающее большинство основных разделов курса, которое студент должен выполнить за определенное время. Сложность задания должна быть средней, ориентированной на возможность выполнения за 2 - 3 часа работы за компьютером. Всем студентам выдается одинаковое по структуре задание, связанное с различными информационными объектами. Перечень заданий дан на оптическом диске с методическими материалами (см. п. 5). Студенту на зачете необходимо:
Перечень заданий, выдаваемых студентам на экзамене, дан в приложении 2. 3. График самостоятельной работы студентовПо курсу «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» предусматривается 3 часа самостоятельной внеаудиторной работы студента в неделю (51 час за семестр). Для ее осуществления у студента необходимо наличие домашнего компьютера и соответствующего программного обеспечения к нему. По изучаемым разделам курса имеется свободно распространяемое (бесплатное) программное обеспечение – редактор технологических процессов Belcomp RTP2000. На самостоятельную проработку выносятся вопросы совершенствования навыков работы с изучаемым на занятиях программным обеспечением, для чего студентам предлагается выполнить работы, подобные выполняемым на лабораторных работах. Модель для работы выбирается самим студентом из справочника конструктора – машиностроителя или любого другого доступного источника. 1. Разработка маршрутного технологического процесса 1-3 неделя 2. Разработка операционного технологического процесса . 4-5 неделя 3. Размерный анализ технологии 6-12 неделя 4. Разработка общего маршрутного процесса . 13-15 неделя 5. Отладка ОТП 16-17 неделя 4. Перечень специализированных аудиторий и средств оснащенияДля проведения занятий используется аудитория 4-103 (зал автоматизированного проектирования), оснащенный 15 автоматизированными рабочими местами на основе IBM совместимых компьютеров 3 - 4 поколения и рассчитанный на одновременную работу 30 студентов. Оснащение зала автоматизированного проектирования:
5. Методические материалы по дисциплинеМетодические материалы по дисциплине представлены:
Методические материалы доступны студентам для копирования с целью их использования при самостоятельной работе. Методические материалы включают следующее:
|