Скачать 95.31 Kb.
|
Конспекты уроков по теме: «Информация. Виды и свойства информации». Конспект урока № 1 по теме: «Информация. Свойства информации». Цели: - раскрыть смысл понятия «информация». - ввести понятие «информационные процессы». - познакомить учащихся с различными видами и свойствами информации.
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что – то новое – получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает: разъяснение, изложение, набор сведений. Информация - это очень емкое понятие, которому трудно дать определение. Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Информация – это совокупность сведений и данных, передаваемых людьми устно, письменно либо другим способом, обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Виды информации Визуальная Аудио Тактильная Обоняние Вкусовая (зрительная) (звуковая) Произв. звуки Речь Музыка Динамич. Статич. Текст
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это поможет лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Информация становится понятной, если она выражена языком, который воспринимает тот, кому она передается. Пример, иностранец спросит у вас как пройти к памятнику. Сможете вы ему помочь, если не знаете языка. Актуальная – вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды. Иногда вы говорите по телефону и вам мешает шум, из – за чего вы не все слышите и неправильно воспринимаете информацию. Т.е. важно свойство информации – достоверность. Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они встретятся, не договорившись о месте встрече. Неполнота информации сдерживает принятие решения или влечет ошибки. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения. В любой ситуации вам нужна: актуальная, понятная, полная, достоверная и полезная информация. Информационный процесс – это процесс передачи, приема, хранения, обработки информации.
Для передачи любой информации необходим источник информации и потребитель. Например, человек – книга, человек – человек… Информацию можно: создавать, хранить, обрабатывать, передавать. Знания можно разделить на две группы: «Я знаю, что…» - декларативные (утверждение, сообщение). «Я знаю, как …» - процедурные. Вопросы и задания:
Конспект урока № 2 по теме: «Форма и язык представления информации». Цели: - раскрыть роль языков в передачи и получении информации. 1. Теория. Информацию можно представить в различной форме:
Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка. На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные (научные). Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый. 2. Практические Задания:
Контрольные вопросы: 1. Какие формы представления информации вы знаете. 2. Представьте информацию о погоде в различной форме. 3. С помощью чего передается информация. 4. Что такое алфавит. Что такое код, кодирование. 5. Что такое язык. На какие виды делится. 6. Где применяются естественные языки. Формальные. Конспект урока № 3 по теме: «Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации». Цели: - познакомить учащихся с единицей измерения информации. - раскрыть понятие информативности сообщения с содержат. т.зр. инф-ии.
Сообщение – это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику. Информативным назовем сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию. Для разных людей одно и то же сообщение с точки зрения его информативности может быть разным. Если сообщение неинформативно, то количество информации в нем = 0. Задание на информативность сообщений:
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Такая единица называется «бит». Бит – минимальная единица измерения информации. Пример: Сегодня вторник или среда. (да\нет) Более крупной единицей измерения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит. Число 1024 (210) является множителем при переходе к более высокой единице измерения.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I: N=2i Задание № 1. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму пик? 2i = 32 , т.е. I = 5. Задание № 2. Проводятся две лотереи: 5 из 64 и 4 из 32. Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации.
Конспект урока № 4 по теме: «Алфавитный подход к измерению информации. Информационная деятельность человека». Цель: - познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении, ввести понятие алфавита, мощности алфавита.
Алфавит – конечный набор символов, используемых для представления информации. Мощность алфавита – число символов в алфавите. 2i = N , где N – мощность алфавита. - Какой минимальный набор символов в алфавите должен быть? Два символа. Один не подходит. Информация будет равна 0.
- сборник стихов, который вы выучили наизусть, - свежая газета, - вчерашняя газета.
Конспект урока № 5 по теме: «История информатики». Цели: - познакомить уч-ся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием инф – ки как в период до появления ком – Ра, так и в комп – ую эпоху. 1. История развития средств передачи информации. От почтовых контактов (природные знаки, гонцы, голуби) до спутниковой связи. 19 в. изобретение средств электросвязи (телеграф, телефон), радиосвязи и телевидения. 2. Хранение информации. От камня до дисков. Изобретение бумаги - Китай 2 в. н.э., книгопечатанье - Иоанн Гуттенберг – германия 15 век. 3.Обработка информации. От счетов до компьютера. Машина Паскаля, арифмометр, калькулятор. Аналитическая машина Бэббиджа. Первый компьютер 1946 г. |