Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №7
г. Минеральные Воды
Программа элективного курса по математике
«Системы счисления»
Возрастной состав учащихся - 7 класс
Срок реализации - 1год
Автор-составитель:
Ромодина Александра Дмитриевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №7
г.Минеральные Воды
Ставропольского края
2012год
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Системы счисления» посвящен ключевому понятию математики-числу, а также системам счисления-способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «системы счисления» ученики впервые встречаются в пятом классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости). При изучении базового курс «Информатики» в теме «Представление информации» ученики вновь встречаются с понятием «системы счисления». На изучение этой темы в базовом курсе отводится очень мало часов и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления ,которые используются в компьютере( двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени не отводится. Кроме того, при работе на компьютере ученики видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера всегда их интересует. Частично на него отвечает данный курс.
Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции признаки делимости в этих системах счисления, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.
Задачи, предлагаемые в курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учеников и даёт им возможность проверить свои способности к математике и информатике.
Основные цели курса:
Расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Основные задачи курса:
Формирование представления о математике как целостной структуре;
Развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации саморазвития, познавательного интереса к математике;
Развитие исследовательской деятельности учащихся;
Совершенствование логического мышления, аналитических навыков;
Подготовка учащихся к ГИА и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Формы работы:
Групповая;
Индивидуальная;
Микрогруппы;
Лекции.
Технологии работы:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и моделей учебного материала, опорные конспекты (В.Ф.Шаталова).
Технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации система КСО-коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов-групповой опрос, смотр заданий)
Технологии развивающего обучения(классно-урочная система Л.В.Занкова).
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
Справочно-ознакомительный(теория-лекция учителя, работа с учебными пособиями);
Тренировочный (практикум, тренировочные упражнения, тестовые задания);
Контролирующий (тесты)
Методы обучения:
Эвристическая беседа;
Исследование;
Проблемно-поисковые задания.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения элективного курса учащийся должен
знать:
Основные системы счисления;
Способы записи чисел;
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
уметь:
Применять правила перевода в десятичную систему счисления;
Выполнять арифметические операции в основных системах счисления;
Уметь разлагать многочлены по схеме Горнера;
Применять полученные знания при решении задач.
Формы контроля по усвоению элективного курса:
Контроль уровня сформированности усвоения ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Текущий(коэффициент выполнения заданий на каждом занятии);
Промежуточный(проводится в виде тестов и самостоятельных работ);
Итоговый(в конце курса)проводится в тестовой форме.
Содержание курса.
1. Исторические сведения. (Способы записи чисел. Римские цифры. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов. Запись числа палочками).
2. Основные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Позиционные и непозиционные системы счисления.
3. Арифметические операции в основных системах счисления. (Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости).
4. Схема Горнера. (Разложение многочлена по схеме Горнера).
5. Представление числа в различных системах счисления. (Общий случай перевода числа из одной системы счисления).
6. Перевод дробной части смешанного числа.
7. Двоичная система счисления. (Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно).
8.Периодические двоичные дроби. (Двоично-десятичная система, её отличие от двоичной).
Учебно-тематический план курса
№
п/п
| Тема
| Всего часов
| Лекция
| Практикум
| Тестиро-вание
| 1
| Исторические сведения о системах счисления
| 2
| 1
| 1
| 0
| 2
| Основные системы счисления.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 3
| Позиционные и непозиционные системы счисления.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 4
| Перевод чисел в десятичную систему счисления
| 3
| 1
| 2
| 0
| 5
| Арифметические операции в основных системах счисления.
| 3
| 1
| 1
| 1
| 6
| Таблицы сложения и умножения.
| 3
| 1
| 2
| 0
| 7
| Признаки делимости в различных системах счисления
| 3
| 1
| 2
| 0
| 8
| Представление числа в различных системах счисления.
| 3
| 1
| 2
| 0
| 9
| Схема Горнера.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 10
| Перевод дробной части смешанного числа.
| 3
| 1
| 1
| 1
| 11
| Перевод дробной части смешанного числа.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 12
| Двоичная система счисления.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 13
| Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
| 2
| 1
| 1
| 0
| 14.
| Периодические двоичные дроби.
| 1
| 1
| 0
| 0
| 15.
| Итоговое занятие
| 1
| 0
| 0
| 1
|
| Итого
| 34
|
|
|
| Литература
1. О.Е.Вершинин За страницами учебника информатики.-М.:Просвещение2009.
2. А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов Информатика7-9.Методическое пособие.-М.:Дрофа,2002.
3. В.Н.Касаткин Информация.Алгоритмы.ЭВМ.-М.:Просвещение2000.
4. В.Д.Чистяков Исторические задачи.М:Просвещение,2002.
5. В.Л.Минковский За страницами учебника математики. М.:Просвещение2005.
6. Б.А.Кордемский Великиие жизни в математике. М.: Просвещение2005.
7. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике:Кн.для учащихся 5-7кл.М.:Просвещение,2002.
8. В.Д.Чистяков Рассказы о математике._М.:Просвещение,2001. |