Скачать 0.73 Mb.
|
Главное управление МЧС России по Челябинской области Пресс-центр МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для подразделений по организации работы по пропаганде основ безопасности жизнедеятельности Челябинск, 2007 Содержание: Введение ……………………………………………………………………………………. с. 4 Часть 1. Законодательная база …………………………………………………………с. 4 Часть 2. Основные понятия и термины ………………………………………………с. 5 Часть 3. Основные направления работы по пропаганде………………………… с. 7 Часть 4. Работа инспектора (специалиста) по пропаганде в кризисной (чрезвычайной) ситуации ………………………….…………………………………….с. 26 Приложение:
Список приложений на электронном носителе:
Составители пособия: - Шигарова М.М., майор вн. службы, начальник отделения противопожарной пропаганды ОППиСО (пресс-центра) ГУ МЧС России по Челябинской области, (351) 239-70-81; - Юрин М.А., ст. лейтенант вн. службы, инспектор ОППиСО (пресс-центра) ГУ МЧС России по Челябинской области, (351) 239-70-82, press@ blaze.uu.ru. Введение В соответствии с руководящими документами МЧС России работа по пропаганде мер безопасного поведения и обучению населения является одним из приоритетных направлений деятельности сотрудников подразделений Государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по маломерным судам и управлений гражданской защиты муниципальных образований. Однако при осуществлении этой деятельности возникает ряд вопросов о том, как целесообразнее организовать работу, какими документами она регламентируется, какие формы и методы работы с различными категориями населения (аудиториями) наиболее эффективны и т.п. С целью ответа на все эти вопросы пресс-центром Главного управления МЧС России по Челябинской области разработано данное методическое пособие. Часть 1. Законодательная база Работа по пропаганде и обучению населения мерам безопасного поведения основана на базовых принципах «Концепции информационной политики МЧС России на 2007-2009 годы» и направлена на реализацию следующих нормативно-правовых актов:
Часть 2. Основные понятия и термины Пропаганда – деятельность, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей. Печатная пропаганда – 1) пресса (периодическая печать): газеты, журналы, специализированные бюллетени; 2) наглядно-изобразительная пропаганда (буклеты, листовки, экспресс-информации, плакаты, настенные и карманные календари); 3) пресс-релизы, информационные листы; 4) книжная, почтовая и фотографическая продукция. Аудиопропаганда – областные, городские радиовещательные каналы и станции, районные сети, объектовые и школьные радиоузлы. Теле-, видео- и кинопропаганда – 1) центральное, региональное, областное телевидение, местные телеканалы, кабельное телевидение; 2) социальные ролики профилактического характера на телеэкранах и плазменных экранах в местах с массовым пребыванием людей; 3) киноустановки в кинотеатрах и на объектах. Наружная реклама – 1) социальная реклама профилактической направленности на щитах, баннерах, в общественном транспорте, на досках объявлений; 2) противопожарные уголки в закрытых помещениях и стационарные противопожарные стенды на открытых площадках в местах с массовым пребыванием людей; 3) использование световых табло, неоновой рекламы, «бегущей строки». Обучение – целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Связь с общественностью – деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и общественностью. Масс-медиа – средства массовой информации: телевидение, радио, печать и информационные агентства. Пресс-релиз – подготовленная и отпечатанная сжатая информация для возможной бесплатной публикации в прессе. Пресс-конференция – встреча какого-либо ответственного лица или руководства с журналистами, проводимая в форме «вопрос-ответ», с целью информирования средств массовой информации (СМИ) по какому-либо заслуживающему интереса поводу. Брифинг – короткое выступление ответственного лица перед журналистами с пояснительной информацией о каком-либо событии. Листовка – средство печатной рекламы небольшого формата с текстом и иллюстрациями. Памятка – краткое нормативное, производственно-практическое или справочное издание, содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в своей деятельности. Буклет – средство печатной рекламы, представляющее собой издание, размещенное на одном листе, сложенное в несколько параллельных сгибов. Имидж – целостный, качественно определенный образ объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании. Часть 3. Основные направления работы по пропаганде Цель пропаганды – донести до определенных категорий граждан определенные знания. При этом необходимо соблюдать необходимые правила: 1. Любое сообщение должно быть ориентировано на определенную категорию людей или ведомство (целевую аудиторию): администрация города (района), средства массовой информации, жилищные и социальные организации, УВД и т.д. 2. При работе с различными категориями людей необходимо использовать такие формы сообщений (телесюжет, статья и т.п.) и такие каналы коммуникаций (телевидение, радио, личное общение и т.д.), которые наиболее доступны для этой целевой аудитории. Например, по мнению большинства психологов и педагогов, дети младшего школьного возраста легче усваивают визуальную информацию. Следовательно, в работе с ними более эффективно использовать картинки, мультфильмы и другие средства визуальной информации. На схемах 1 и 2 выделены приоритетные для нашей работы группы людей и организации: Схема № 1. Внешние целевые аудитории Администрация города (района) Средства массовой информации Управление внутренних дел Отдел государственного пожарного надзора Жилищные и социальные организации Широкая общественность Детские коллективы Трудовые коллективы Управление образования Схема № 2. Внутренние целевые аудитории Вышестоящие подразделения Руководители подразделения ГПН, ОГПС (ПЧ) Подразделение Подчиненные сотрудники ВДПО
Взаимодействие с администрацией города (района) должно быть одним из наиболее эффективных инструментов в работе с остальными категориями широкой общественности. А для того, чтобы администрация знала о ваших профессиональных интересах и требованиях, ее следует регулярно информировать о своей деятельности. Методика подобного информирования уже давно разработана и во многих подразделениях эффективно используется: она называется «адресной рассылкой». Ее основные принципы – регулярность, оперативность и актуальность. При этом информирование должно носить не только негативный характер (иначе у администрации может появиться впечатление, что ваше подразделение ничего не делает для улучшения ситуации), но и позитивный (например, «нарушений правил пожарной безопасности на таких-то объектах не обнаружено»). Таким образом, вы сможете не только поддерживать постоянный контакт с администрацией, но и приобретете имидж организации, которая держит ситуацию под постоянным контролем. Важным элементом работы с руководителями города (района) должно стать лоббирование интересов МЧС на местном уровне. Первым шагом в этой работе должно стать постановление главы города (района) об обучении населения мерам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. При этом в соответствии с руководящими документами МЧС России речь в постановлении должна идти не только о противопожарной пропаганде, но и о других аспектах безопасности (на воде, тонком льду, при работе с химически опасными веществами и т.д.). Не меньшее внимание следует уделять работе представителя ОГПС (ПЧ) в комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Необходимо регулярно информировать членов КЧС о ситуации с безопасностью в вашем городе (районе). Причем по каждому негативному факту следует принимать определенные решения (с обязательным занесением в протокол заседаний КЧС). Отдельного рассмотрения требует вопрос о штатных инструкторах пожарной профилактики. Как показывает практика, именно при непосредственном участии КЧС этот вопрос решается положительно и эффективно. Опыт различных городов и районов нашей области подсказывает несколько вариантов решения этого вопроса: например, в Златоусте два штатных инспектора за счет средств администрации города приняты в штат работников Управления гражданской защиты, их рабочее место там же, хотя обучили их основам пожарной безопасности и контролируют их работу сотрудники ОГПН Златоустовского городского округа. В Увельском районе 14 штатных инспекторов занимаются обучением населения мерам пожарной безопасности вдобавок к своим различным основным служебным обязанностям за отдельную оплату. В Кыштыме 4-х штатных инструкторов за счет финансирования городской администрации ввели в штат городского ВДПО, при этом они работают под руководством Госпожнадзора, и рабочее место их – в ОГПН Кыштымского городского округа и т.д. Отчетность, отражающая работу подразделения по взаимодействию с администрацией города (района), должна храниться в специальной папке «Работа с администрацией»:
|