Конспект урока русского языка с использованием ИКТ Класс: 9
Тема учебного занятия: «Виды сложноподчиненных предложений».
Тип учебного занятия: урок новых знаний.
Цели:
- сформировать знания о типах сложноподчиненных предложений и выработать умения определять виды придаточных предложений;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать умения работать с техническими информационными средствами;
- воспитывать стремление к саморазвитию.
Задачи учебного занятия:
- формирование знаний учащихся о типах СПП, выработка умения определять виды придаточных предложений;
- развитие информационных умений;
- воспитание стремления к самомотивации, самоконтролю, самореализации.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические, использование электронного носителя;
- логические: индуктивные, дедуктивные, классификации материала;
- контроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
Компьютер, проектор ,таблица «Виды придаточных предложений» в электронном виде; использование электронных пособий: дисков «1С: Репетитор»
Дидактические материалы к учебному занятию: электронные тесты: «Определение видов придаточных предложений».
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| I.Организационный момент (1 мин).
II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (1 мин).
| 2 мин.
| Цели и задачи урока выведены на мультимедийном экране
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
| Самомотивация: знания и умения, которыми мы сегодня должны овладеть:
- знать виды СПП и виды придаточных предложений,
- различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| III. Актуализация опорных знаний: подчинительные союзы и союзные слова.
| 3 мин.
| Тест представлен на экране
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Выберите правильный ответ: определите виды подчинительных союзов и союзных слов.
| ответы вносятся в лист самооценки
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| Новый материал (20мин.).
Виды сложноподчиненных предложений
(7 мин.).
| 7 мин.
| Таблица «Виды придаточных предложений» размещена на экране
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?
2. Определение и структурные особенности сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями (таблица)
3. Как отличите союз от союзного слова?
| Устный ответ.
Наблюдение и освоение материала таблицы.
Наблюдение и освоение материала таблицы
|
Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| 2.Закрепление нового материала.
Определение видов придаточных предложений
мин.).
3.Взаимопроверка (1 мин.).
| 13 мин.
| Алгоритм и тестовые задания выведены на экран
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Запомните алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения.
Укажи номер СПП с определенным видом придаточного предложения. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.
| Запоминают алгоритм.
Определяют вид придаточного предложения. Предложение выписывают в тетрадь, чертят его схему.
Взаимопроверка.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| V. Формирование навыка определения видов придаточных предложений.
| 10 мин.
| Тест представлен на экране
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Решить тест на определение видов придаточных предложений. Выберите правильный ответ теста, отметьте на листе самооценки (работа по вариантам)
| Решают тест, ответ оформляют на листе самооценки
|
Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| VII Домашнее задание (3 мин).
| 3 мин.
| Рекомендации по выполнению творческого задания помещены на экране
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Рекомендации
1). Сформулируйте проблему.
2). Прокомментируйте её, опираясь на текст.
3). Выразите свою позицию по отношению к поднятой проблеме.
4). Приведите 1-2 примера на основе читательского или жизненного опыта
| Записывают задание в дневник.
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
| VIII Итог урока
(2мин.).
| 2мин.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Назовите виды СПП.
2. Как различить подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова?
3. Объявление и комментирование оценок
| Устные ответы.
|
Литература 1. Диски фирмы «1С: Репетитор. Русский язык», 2002г.
2. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме». «Просвещения МЕДИА», 2004г.
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2007. – 140 с.
Русский язык. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие./Автор Л.И. Пучкова. – Москва: «Экзамен», 2007 г. – 111 с.
Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: «Экзамен», 2006 г. – 127 с.
ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: «Экзамен», 2006 г. – 31 с.
ЕГЭ 2008. Русский язык. Интерактивный тренинг-курс. ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», «ЭКСМО», 2008.
«ЛИТЕРАТУРА. 9-11 класс. Экспресс-подготовка к экзамену. М.: «Новый ДИСК», 2006г. (Мультимедийный тренажер ЕГЭ).
|