Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер123.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
УРОК №23-24.

Тема

Представление вещественных чисел в компьютере.
Цель урока: повторить понятия: машинное слово, прямой код, дополнительный код, ввести понятие нормализованной формы, обычная и двойная точность, мантисса, порядок.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепление учащихся по теме «Представление целых и вещественных чисел в компьютере».

  • развивающие: совершенствование умственной и познавательной деятельности учащихся, развитие мышления учащихся.

  • воспитательные: сознательное усвоение материала учащимися.

Материалы и оборудование к уроку: презентации, конспект урока, карточки с практической работой, файл с решением задач по теме (для отбора задач к уроку).

Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала и решения задач.

Форма проведения урока: беседа, практическая работа по решению задач.
План урока:

1. Разбор контрольной работы и домашнего задания.

2. Актуализация полученных знаний.

3.Новый материал:

  1. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

  2. Понятие нормализованной формы.
  3. Числа обычной и двойной точности.

  4. Сложение и вычитание чисел в формате с плавающей запятой.

  5. Умножение и деление чисел в формате с плавающей запятой.

4. Закрепление изученного.

5. Домашнее задание.



Ход урока:

1. Разобрать ошибки контрольной работы. Показать на презентации ответы домашнего задания.

Повторение:

В какой системе счисления справедливо равенство: 21 + 24 = 100?

Решение. Пусть x — искомое основание системы счисления.

Тогда 100x = 1 · x2 + 0 · x1 + 0 · x0,    21x = 2 · x1 + 1 · x0,    24x = 2 · x1 + 4 · x0.

Подставим все в исходное равенство:

2 · x1 + 1 · x0 + 2 · x1 + 4 · x0 =1 · x2 + 0 · x1 + 0 · x0

Имеем,

2 · x1 +1+ 2 · x1 +4 = x2

Таким образом, x2 = 2x + 2x + 5 или x2 - 4x - 5 = 0. Положительным корнем этого квадратного уравнения является x = 5.
Ответ. Числа записаны в пятеричной системе счисления.
2. Актуализация полученных знаний. Вопросы учащимся:
1. Как вы поняли фразу: целые числа в компьютере хранятся в памяти в формате с фиксированной запятой или фиксированной точкой.

Ответ: В этом случае каждому разряду ячейки памяти соответствует всегда один и тот же разряд числа, а запятая находится справа после младшего разряда, т.е. вне разрядной сетки.

2. Каков диапазон изменения целых неотрицательных чисел?

Ответ: от 0 до 255.

3. Назовите диапазоны значений целых чисел без знака в двухбайтовом формате?

Ответ: 0 ... 65535 (0 ... 216–1)

4. Что такое «машинное слово»?

Ответ: размер ячеек памяти

5. Какие три формы записи (кодирования) целых чисел со знаком применяются в компьютерной технике?

Ответ:

  • прямой код (в формате «знак-величина»),

  • обратный код (получается инвертированием всех цифр двоичного кода абсолютной величины числа, включая разряд знака: нули заменяются единицами, а единицы — нулями,

  • дополнительный код (получается образованием обратного кода с последующим прибавлением единицы к его младшему разряду).

6. Как проводятся операции с отрицательными целыми числами в компьютере?

Ответ:

Обычно отрицательные десятичные числа при вводе в машину автоматически преобразуются в обратный или дополнительный двоичный код и в таком виде хранятся, перемещаются и участвуют в операциях.

В большинстве компьютеров операция вычитания не используется. Вместо нее производится сложение уменьшаемого с обратным или дополнительным кодом вычитаемого. Это позволяет существенно упростить конструкцию АЛУ.

Во многих компьютерах умножение производится как последовательность сложений и сдвигов. Деление для компьютера является трудной операцией. Обычно оно реализуется путем многократного прибавления к делимому дополнительного кода делителя.

При выводе таких чисел из машины происходит обратное преобразование в отрицательные десятичные числа.

7. В чем заключается алгоритм получения внутреннего представления целого положительного числа N, хранящегося в k разрядном машинном слове?

Ответ:

Алгоритм№1

1. Перевести число N в двоичную систему счисления.

2. Полученный результат дополнить слева незначащими нулями до k разрядов.

8. В чем заключается алгоритм получение внутреннего представления целого числа со знаком, хранящегося в k разрядном машинном слове (запись числа в прямом коде)?

Ответ:

Алгоритм№2


  1. Перевести число N в двоичную систему счисления.

  2. Полученный результат дополнить слева незначащими нулями до k-1 разрядов.

  3. Записать в самый левый (старший) разряд информацию о знаке числа: знак “плюс” кодируется нулем, а “минус” — единицей.

9. В чем заключается алгоритм перевода целого числа со знаком в обратный код?


Ответ:

Алгоритм№3
  1. Записать двоичный код абсолютной величины числа.

  2. Инвертировать все цифры двоичного кода абсолютной величины числа (модуля числа), включая разряд знака: нули заменяются единицами, а единицы — нулями.

10. В чем заключается алгоритм перевода целого отрицательного числа в дополнительный код?


Ответ:

Алгоритм№4

  1. Модуль числа записать в прямом коде в п двоичных раз­рядах. (Для этого получить внутреннее представление положительного числа N: перевести число N в двоичную систему счисления, полученный результат дополнить слева незначащими нулями до k разрядов)

  2. Получить обратный код числа, для этого значения всех битов инвертировать (все единицы заменить на нули и все нули заменить на единицы).

  3. К полученному обратному коду прибавить единицу.


11. Назовите алгоритм перевода дополнительного кода в десятичное число.

Ответ:

Алгоритм №5

1)       Инвертировать дополнительный код

2)       Прибавить к полученному коду 1 и получить модуль отрицательного числа:

3)       Перевести в десятичное число и приписать знак отрицательного числа.

12. Назовите достоинства и недостатки представления чисел в формате с фиксированной запятой.

Ответ:

Достоинства:

  • Простота

  • Наглядность представления чисел

  • Благодаря использованию дополнительного кода вычитание сводится к сложению, что упрощает алгоритм реализации арифметических операций.

Недостатки:

Конечный диапазон представления величин недостаточен для решения математических, физических, экономических и других задач, где используются очень малые и очень большие числа.

Выставление оценок за работу.
3. Новый материал:

  1. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Вещественными числами (в отличие от целых) в компьютерной технике называются числа, имеющие дробную часть. Вещественные числа хранятся и обрабатываются в компьютере в формате с плавающей запятой.

Плавающая запятая или плавающая точка - положение запятой в записи числа может изменяться.

Пример: 555,55 = 55555•10-2 = 0,55555•103

При написании вещественных чисел вместо запятой в компьютере принято писать точку. Так, например, число 5 — целое, а числа 5.1 и 5.0 — вещественные.

Для удобства отображения чисел, принимающих значения из достаточно широкого диапазона (то есть, как очень маленьких, так и очень больших), используется форма записи чисел с порядком основания системы счисления.

Например, десятичное число 1.25 можно в этой форме представить так:

1.25*100 = 0.125*101 = 0.0125*102 = ... ,

или так:

12.5*10–1 = 125.0*10–2 = 1250.0*10–3 = ... .

Формат числа с плавающей запятой (с плавающей точкой) базируется на экспоненциальной форме записи, в которой может быть представлено любое число А:

А = m • qn, где

m мантисса числа, q – основание системы счисления.,

n порядок числа.

Пример: 0,55555•103

2. Нормализованная форма числа.


Чтобы привести к какому-то стандарту в представлении чисел с плавающей запятой условились представлять числа в нормализованной форме.

Если “плавающая” точка расположена в мантиссе перед первой значащей цифрой, то при фиксированном количестве разрядов, отведённых под мантиссу, обеспечивается запись максимального количества значащих цифр числа, то есть максимальная точность представления числа в машине. Из этого следует:

Мантисса должна быть правильной дробью, первая цифра которой отлична от нуля:

M из [0.1, 1).

1/n  | m | < 1

Такое, наиболее выгодное для компьютера, представление вещественных чисел называется нормализованным.

Мантиссу и порядок q-ичного числа принято записывать в системе с основанием q, а само основание — в десятичной системе.
Пример:


555,55 – естественная форма записи вещественного числа
0,55555•103 - нормализованная форма, 0,55555 -мантисса
0,55555 > 1/3  0,3333…

0,55555 < 1

Это касается и отрицательных чисел, поэтому мантисса в условии взята по модулю.

Задание записать числа десятичной и двоичной системы счисления в нормализованной форме:

Примеры нормализованного представления:

Десятичная система                 Двоичная система

753.15 = 0.75315*103;          -101.01 = -0.10101*211 (порядок 112 = 310)

-0.000034 = -0.34*10-4;         -0.000011 = 0.11*2-100 (порядок -1002 = -410)

3. Числа обычной и двойной точности.



Дробные числа занимают в памяти 4 байта (обычная точность, 32 бита) или 8 байтов (двойная точность, 64 бита).
Для записи таких чисел выделяются разряды для хранения:

 знака мантиссы,

 знака порядка,

 порядка числа

 мантиссы.

Например: для чисел с обычной точностью:

1-й байт 2-й байт 3-й байт 4-й байт
± порядок ЗНАК И М А Н Т И С С А

•в старшем бите 1-го байта хранится знак порядка числа

0 – обозначает плюс, 1 – минус;

• 7 бит 1 байта содержат порядок;

• в следующих трех байтах, хранятся значащие цифры мантиссы и её знака (24 разряда).

Следовательно, диапазон изменения чисел определяется количеством разрядов, отведенных для хранения порядка числа, а точность (количество значащих цифр) определяется количеством разрядов, отведенных для хранения мантиссы.

Вещественные числа в компьютерах различных типов записываются по-разному. При этом компьютер обычно предоставляет программисту возможность выбора из нескольких числовых форматов наиболее подходящего для конкретной задачи — с использованием четырех, шести, восьми или десяти байтов.

В качестве примера приведем характеристики форматов вещественных чисел, используемых IBM-совместимыми персональными компьютерами:

Форматы вещественных чисел

Размер в байтах

Примерный диапазон абсолютных значений

Количество значащих десятичных цифр

Одинарный

4

10–45 … 1038

7 или 8

Вещественный

6

10–39 … 1038

11 или 12

Двойной

8

10–324 … 10308

15 или 16

Расширенный

10

10–4932 … 104932

19 или 20

Из этой таблицы видно, что форма представления чисел с плавающей точкой позволяет записывать числа с высокой точностью и из весьма широкого диапазона.

4. Сложение и вычитание чисел в формате с плавающей запятой.


При сложении и вычитании сначала производится подготовительная операция, называемая выравниванием порядков.

В процессе выравнивания порядков мантисса числа с меньшим порядком сдвигается в своем регистре вправо на количество разрядов, равное разности порядков операндов. После каждого сдвига порядок увеличивается на единицу.

Другими словами: порядок меньшего (по модулю) числа увеличивается до величины порядка большего (по модулю) числа. Для того, чтобы величина числа не изменилась, мантисса уменьшается в такое же количество раз (сдвигается в ячейке памяти вправо на количество разрядов, равное разности порядков чисел)


В результате выравнивания порядков одноименные разряды чисел оказываются расположенными в соответствующих разрядах обоих регистров, после чего мантиссы складываются или вычитаются.

После выполнения арифметической операции для приведения полученного числа к стандартному формату с плавающей запятой производится нормализация. Полученный результат нормализуется путем сдвига мантиссы результата влево. После каждого сдвига влево порядок результата уменьшается на единицу.

Итак,

Алгоритм сложения и вычитания чисел в формате с плавающей запятой:

  1. Провести выравнивание порядков

  2. Сложить или вычесть мантиссы.

  3. Привести полученное число к стандартному формату с плавающей запятой путем нормализации.

5.Умножение и деление чисел в формате с плавающей запятой.



Алгоритм умножения чисел в формате с плавающей запятой:

1. Сложить порядки

2. Перемножить мантиссы

Алгоритм деления чисел в формате с плавающей запятой:

1. Из порядка делимого вычесть порядок делителя

2. Мантиссу делимого делить на мантиссу делителя.

4. Закрепление изученного.


Задача 1. Для представления вещественного числа отводится 8 байт. Порядок занимает 11 бит. Сколько значащих цифр будет со­держать двоичная мантисса?

Решение:

Число занимает 64 разряда, из них 11 разрядов на машинный порядок, значит, на знак числа и мантиссу отводится 64-11 =53 бит, на мантиссу 52 бита
Ответ: 52 бита.

Задача 2.

Определите максимальное число и его точность для формата чисел двойной точности, если для хранения порядка и его знака отводится 11 разрядов, а для хранения мантиссы и ее знака 53 разряда.

Решение:

Так как на хранение порядка и его знака отводится 11 разрядов, то на один порядок отводится 10 разрядов. Тогда максимальное значение порядка 11111111112 =102310

Следовательно, максимальное значение числа составит 21023 = 8,988465674311579538646525953945* 10307


Точность вычислений определяется количеством разрядов, отведенных для хранения мантиссы чисел.

Так как для хранения мантиссы и ее знака отводится 53 разряда, то на саму мантиссу отводится 52 знака и максимальное значение положительной мантиссы равно

252 –1  252 =2(10*5.2)  (210) 5,2  10005,2 =10(3*5,2) =1015,6 1016

Максимальное значение числа двойной точности с учетом возможной точности вычислений составит 8,988465674311579 * 10307
(количество значащих цифр десятичного числа в данном случае ограничено 16 разрядами).

Ответ: 8,988465674311579 * 10307

Из решения этой задачи можно сделать вывод:

  • Чем больше разрядов отводится под запись мантиссы, тем выше точность представления числа.

  • Чем больше разрядов занимает порядок, тем шире диапазон от наименьшего отличного от нуля числа до наибольшего числа, представимого в машине при заданном формате.


Задание 3.

Записать следующие числа в форме с плавающей запятой и нормализованной мантиссой: а) 217, 93410 ; б) 7532110 ; в) 10,010110 ; г) 20045010 ([2], стр.64, №2.55)
Решение:

а) 217, 93410 =0,217934103 , где 0,217934 –нормализованная мантисса, порядок -3

б) 7532110 =0,75321105 , где 0,75321 –нормализованная мантисса, порядок -5

в) 10,010110 = 0, 100101102 , где 0, 100101 –нормализованная мантисса, порядок -2

г) 20045010 = 0,200450 106 , где 0,200450 –нормализованная мантисса, порядок -6

Задание 4.


Произвести сложение чисел 0,1×23 и 0,1×25 в формате с плавающей запятой.

Решение:

Произведем выравнивание порядков и сложение мантисс:

0,1×23 = Х×25 , Х=(0,1×23)/ 25=0,1×2-2=0,001

             0,001×25

+0,100×25

             0,101×25

Ответ: 0,101×25

Задание 5.


Произвести умножение чисел 0,1×23 и 0,1×25 в формате с плавающей запятой.

Решение:

После умножения будет получено число 0,01×28, которое после нормализации примет вид 0,1×27.

Ответ: 0,1×27.

Задание 6.


Сложить двоичные нормализованные числа 0.10111•2–1 и 0.11011*210.

Решение:

Разность порядков слагаемых здесь равна трем (10-(-1)=10+1=112 = 310), поэтому перед сложением мантисса первого числа сдвигается на три разряда вправо:



Ответ получили в нормализованной форме.

Задание 7.


Выполнить вычитание двоичных нормализованных чисел 0.10101*210 и 0.11101*21.

Решение:

Разность порядков уменьшаемого и вычитаемого здесь равна единице (10-1=1), поэтому перед вычитанием мантисса второго числа сдвигается на один разряд вправо:



Результат получился не нормализованным, поэтому его мантисса сдвигается влево на два разряда с соответствующим уменьшением порядка на две единицы: 0.1101*20.

Задание 8.

Выполнить умножение двоичных нормализованных чисел 0.11101*2101 и 0.1001*211 :

Решение:

Складываем порядки и перемножаем мантиссы.

(0.11101*2101)*(0.1001*211) = (0.11101*0.1001)* 2(101+11) = 0.100000101*21000

Задание 9.

Выполнить деление двоичных нормализованных чисел 0.1111*2100 и 0.101*211:

Решение:

из порядка делимого вычитаем порядок делителя, а мантисса делимого делится на мантиссу делителя, ответ нормализуется:
0.1111*2100 : 0.101*211 = (0.1111 : 0.101) * 2(100–11) = 1.1*21 = 0.11•210.

Учитель: Использование представления чисел с плавающей точкой существенно усложняет схему арифметико-логического устройства.

5. Домашнее задание.


1. Угринович Н.Д. (учебник), стр.106-107.

2. Разобрать пример 2.40 (практикум, стр. 61)

3. № 2. 57. стр.64.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск