Схема- памятка формирование информационных умений школьников
Умение работать с информацией- это общеучебное умение, сложное по своей структуре, представляющее совокупность взаимосвязанных частных умений.
Компоненты умения работать с информацией:
Поиск (ориентирование в предметной области для функционального поис-
ка, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);
Анализ (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации), интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации)
Переформатирование информации (перевод информации из од-
ного вида представления в другой)
Обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации)
Создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях),
представление информации (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций)
хранение информации (накопление, структурирование, систематизация информации)
передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации).
Методика поэтапного формирования информационных умений.
-
1-й этап.
Формирование экспертных информационных умений
| 2-этап
формирование технологических информационных умений.
| 3-й этап – формирование дидактических информационных умений.
| формы обучения: лекция, лекция дискуссия, практическое занятие, семинар, урок игра,
проектное задание, практикум.
методы обучения:объяснение, беседа, рассказ, упражнение, демонстрация наглядных пособий, создание игровых и проблемных ситуаций, поисковые задания,самостоятельная работа, проблемно-поисковый.
| формы обучения: как лабораторное занятие, практикум, семинар,
учебная лекция, видеоурок,коллоквиум, творческое задание, дидактическая игра, обучающее интерактивное занятие, мультимедийный
демонстрационный урок.
Методы обучения:
упражнение, разъяснение, демонстрация наглядных пособий, использование видеокурсов,обучение по электронным учебникам, интерактивное обучение, домашние творческие задания.
| формы организации процесса обучения: ролевая игра, семинар, конференция, дидактический проект, лабораторная работа, учебно-производственное задание, практикум, контрольные домашние задания.
методы обучения:
обсуждения, беседы, проигрывание
ролевых ситуаций,
задания на создание дидактических
пособий.
| Таблица1.
«Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках истории»
Информационный блок
| умение
| Виды заданий для учащихся
| Методы и приёмы
| 1.Текст
| Создание вторичной информации
| - составить структурный конспект параграфа или его части;
- составить тезисы;
-Составить план(простой, сложный);
- составить список вопросовсформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте:
| -Таксономия Блума,
- РКМЧП
- СДО,
| 2.Таблица(информация, представленная в свернутом виде)
| Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее.
| - анализ таблицы;
-решение задач;
- составление своих задач.
| 1.Как называется таблица?
2.Что представлено в таблице?
3.В каких единицах измеряются табличные данные?
4.Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?
5. Предложите свое объяснение выявленной закономерности
6. Есть ли исключения и с чем они связаны?
7. Какое практическое значение имеют данные таблицы?
| 3. Исторический источник.
| Создание вторичной информации
| поиск информации в источнике; - объяснение исторических терминов, понятий, крылатых выражений, оперирование ими; - изложение причин и следствий исторических событий, явлений; - сравнение описаний исторических событий, явлений, личностей, нахождение в них общего и различного; -оценивание важнейших исторических событий
| Таксономия Блума,
- РКМЧП
- СДО
| 4. Картина
| Извлечение информации.
| Анализ картины
Сопоставление, осмысление, инсценировка, описание, наблюдение.
| Придумать название.
Вести наблюдение по вопросам учителя.
Строить рассказ по содержанию.
Написать сочинение.
Инценировка сюжета.
Описать отдельные сюжеты.
Придумать за действующих лиц слова.
Сделать вывод.
| Карта
| Первичная обработка информации
| Локализация исторических
событий на карте, «Оживление» карты
наглядными средствами, Чтение и составление
легенды карты, Вычерчивание
объектов на карте.
| Покажите объект на карте
и определите словами
его местоположение
Прикрепите значки,
символы и аппликации
длямаршрута путешествия по карте, Придумайте условные
знаки для игрового сюжета
по карте, Нарисуйте и подпишите
объекты на контурной карте
по предлагаемым
ориентирам.
| Хронология
| Извлечение информации.
| Установление синхронных
временных связей, Установление временных связей, Определение длительности исторических событий,
| Показать последовательность исторических событий, определить, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно(синхронно). длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.
| Литературный источник
| Первичная обработка информации
| Беседа, цитирование, рецензирование.
| Содержание отрывка, подготовка к сочинению, Разработка рассказа на
основе художественного произведения.
| Опорный конспект
| отработка навыков осуществления поиска социальной информации
| Анализ, сопоставление, описание.
| Проанализируйте диаграмму и ответьте на вопросы. Какая форма представления представлена на рисунке? С помощью диаграммы определите содержание…
| Презентация
| Первичная обработка информации
| критическое осмысление информации,
выделение главного в информационном сообщении,
систематизирование и обобщение материала,
грамотное представление имеющейся информации
| Проанализируйте предложенную информацию, составьте вопросы, дополните информацию из дополнительных источников.
| Интерактивный плакат
| Первичная обработка информации
| критическое осмысление информации,
выделение главного в информационном сообщении,
систематизирование и обобщение материала,
грамотное представление имеющейся информации
| Проанализируйте предложенную информацию, составьте вопросы.
| Видеофильм
| Создание вторичной информации
| Сравнивать, анализировать, пересказывать.
| сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
выделить причинно-следственные связи;
отобрать факты, доказывающие тезис;
просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.
|
Таблица 2.
Формирование информационных умений у учащихся на уроках истории и обществознания.
-
Класс
Вид умения
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| 10 класс
| 11 класс
| Учебно-информационные
| 1.работать с учебником и дополнительной литературой;
2.различать повествование, описание, рассуждение;
3.составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
4.осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
5.владеть различными видами пересказа.
| 1.различать научный, художественный и публицистический тексты;
2.создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;
3.составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;
4.осуществлять цитирование;
5.задавать вопросы разного вида;
6.определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
7.наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.
| 1.подбирать и группировать материал по определенной теме;
2.создавать тексты различных типов;
3.владеть различными способами изложения текста;
4.составлять сложный план;
5.комментировать текст;
6.формулировать проблемные вопросы;
7.качественно и количественно описывать объект;
8.формировать программу эксперимента.
| 1.владеть навыком аналитического чтения;
2.составлять сложный и тезисный планы;
3.владеть различными видами изложения текста;
4.составлять аннотации;
5.готовить доклады, рефераты;
6.планировать и проводить наблюдения за объектом;
7.составлять программы эксперимента;
8.создавать модели изучаемого объекта.
| 1.составлять конспект текста, выступления;
2.составлять рецензию на ответ;
3.выполнять реферативные работы;
4.выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
5.использовать, исходя из учебной задачи,различные виды моделирования.
| 1.самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
2.сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
3.преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
4.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
| Примеры (
виды
заданий)
| Выделить главное в тексте параграфа; сравнивать на основе различных источников, табличных данных, диаграмм.
проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем; работать с нетекстовыми материалами по заданиям, вопросам учебников; использовать таблицы, схемы для систематизации знаний по теме.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя мысли, фиксируя их в виде плана, определять стили звучащего текста (разговорный, художественный, научный), анализировать ответы учеников по определенному плану; слушать и исправлять свою речь. Слушать учебные передачи по радио, сопоставляя их содержание с изучаемым учебным материалом.
Подбирать дополнительную литературу к урокам, необходимую литературу к другим внеклассным мероприятиям; собирать текущий материал к определенным темам; постоянно обращаться к словарям, детской энциклопедии, участвовать в оформлении стендов, монтажей типа «Прочти! Это интересно!». Ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на карточку нужную книгу, статью из газеты, журнала.
| выделять главное (основные положения, понятия) пользоваться планами как средством систематизации знаний по теме; использовать сравнение с целью выявления общего и особенного в событиях, процессах, явлениях; осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций, карт, схем, таблиц; самостоятельно работать с внетекстовыми материалами по вопросам, заданиям учебников; учиться делать выводы по теме.
Использовать форму простого и сложного планов для передач содержания прослушанного текста, объяснения учителя, ответов, сообщения учащихся; воспроизводить основные мысли в беседе, пересказе, анализировать ответы учащихся в соответствии с установленной схемой анализа Слушать учебные и юношеские радиопередачи, грамзаписи, использовать их содержание в учебном процессе.
Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного характера. Делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе. Активно участвовать в подготовке и проведении обсуждения коллективно прочитанной книги.
| выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявить логическую тему текста отдельных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме. анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций, грам- и магнитозаписей. Регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста. Самостоятельно составлять индивидуальный план.
| задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
Учиться работать с критической литературой, составлять план, делать записи в виде выписок, таблиц, диаграмм, графиков; самостоятельно подбирать материалы по интересующим проблемам, руководствуясь индивидуальным планом.
| задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
| задания воспроизводяще-творческого характера, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях, в процессе подготовки домашних заданий, пользоваться сформированным приемом, выделяя главное – передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логические схемы,. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать радиопередачи и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грам- и магнитофонным записям, используя их содержание в учебном процессе.
| Таблица 3 «Демоверсия ЕГЭ по истории и необходимые информационные умения
учащихся для успешного выполнения»
№ задания
| Вид информации
| Необходимые информационные умения
| Виды заданий, формирующие информационные умения
| А1,А2, А4,А6, А7, А10, А13, А14, А16, А18, А20,А21, В11.
| Текстовая, графическая
| Анализировать, обобщать факты, процессы, явления.
| Сворачивать текст в опорный конспект, шпаргалку
Представлять текст в виде схемы, таблицы
Составлять тесты по изученному материалу
Составлять текстовые конспекты
| А 3, А8, А11, А15, А19.
| текстовая
| Устонавливать причинно- следственные связи.
| А5, А9, А12, А17, В9,С2.
| текстовая
| Находить информацию в источниках разного типа.
| В1, В6.
| Текстовая.
| Умение определять последовательность событий.
| В2- В5, В7, В8, В12
| Текстовая, графическая
| Умение систематизировать историческую информацию.
| С1
| Текстовая
| Характеристика текста
| С3, С4
| Текстовая
| Умение использовать принципы структурно-
функционального, временного и пространст-
венного анализа при работе с источником
| С5
| Текстовая
| Умение формулировать собственную пози-
цию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации исторические сведения
| С6
| Текстовая
| Умение представлять
результаты историко-
познавательной дея-
тельности в форме
исторического сочи-
нения
| |