Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.12.2013
Размер69.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Краевой конкурс мультимедийных пособий
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

ст. Стародеревянковской Каневского района


Номинация «ИНФОРМАТИКА»
Предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Тема урока

Логические выражения и базовые логические

операции. Таблицы истинности”.

Класс 9

Учитель информатики и ИКТ

Рыбакова Татьяна Сергеевна

План-конспект

урока по информатике и ИКТ в 9 классе

на тему "Логические выражения и базовые логические операции.

Таблицы истинности".

Преподавание ведется по УМК для средней школы:

Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.: ил.

Цели урока:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия: логической переменной, логического выражения, логической операции.

Развивающие: развитие логического мышления, умения конспектировать, применять вновь приобретенные знания при решении логических задач.

Воспитательные: воспитание внимательности учащихся, аккуратности.

Задачи:

  • ввести понятия логической переменной, логического выражения и логической операции;

  • научиться составлять таблицы истинности логических выражений.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), текстовый документ (MS Word).

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- приветствие учителя и учеников (отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку);

- объявить учащимся тему урока, познакомить с целями и задачами урока.

Слайд 1 (презентация "Логические выражения")
2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Упражнение 1 (устно)

Какие из предложений являются высказываниями? Определить их истинность.

Слайд 2 (презентация "Логические выражения") На слайде отображается предложение, учащиеся отвечают, является ли оно высказыванием (истинным или ложным), и если "да", то исходное предложение остается текущего цвета и сопровождается звуком "Колокольчики", в случае "нет" – окрашивается в красный цвет и остается звук "Стрела". Ответы учащимися аргументируются. Им задаются дополнительные вопросы по изученной теме.

3. Изложение нового материала.

Итак, продолжим изучение одного из основных разделов курса информатики "Основы логики".

Логические выражения и операции.

Алгебра – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые выполняются не только над числами, но и над другими математическими объектами, в т.ч. и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики.

Можно определить понятия логической переменной и логической операции.

Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Её символическое обозначение – латинская буква (A, B, D, F, …). Значениями логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 или 0).

Составное высказывание – логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Её символическое обозначение F(A, B, …).

На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.

Логические операции – логические действия над высказываниями.

Рассмотрим три базовые логические операции ­– конъюнкцию, дизъюнкцию и инверсию.
Слайды 3-6 (презентация "Логические выражения"). На 3-ем слайде установлены гиперссылки, позволяющие перейти к необходимой логической операции на определенном этапе урока (объяснение, закрепление или актуализация знаний).
На 4-ом слайде постепенно регулируемое появление информации о логической операции – "конъюнкция", комментируемое учителем при объяснении нового материала.


Столбцы А и В содержат всевозможные комбинации значений истинности высказываний, результирующая колонка F заполняется постепенно, сопровождаемая пояснением учителя. (При закреплении изученного материала или актуализации данный слайд можно вывести на экран для заполнения его учащимися либо на интерактивной доске, либо в режиме демонстрации презентации с использованием функции "указатель" в виде фломастера, например).

Далее, в левом углу слайда появляется дополнительное окно для отработки навыков написания символа  (амперсанд) в интерактивном режиме – либо на интерактивной доске при помощи маркера, либо при нажатой левой кнопке "мышки", используя инструмент фломастер, непосредственно в режиме демонстрации этого слайда.





Гиперссылка "Меню" позволяет вернуться к перечню базовых логических операций (слайд № 3) и выбрать интересующее (Эта гиперссылка особенно актуальна на этапе закрепления изученного материала).

На 5 и 6 слайдах аналогичные демонстрации, позволяющие заполнять таблицу и в интерактивном (писать), и в автоматическом режиме.

Пояснение:

- название операции, обозначение, её аналог в математике, союз в естественном языке, таблица истинности.

Таблица истинности – таблица, определяющая значение сложного составного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний.

Логическое выражение – составное высказывание, выраженное в виде формулы с помощью логических переменных и знаков логических операций. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА.

При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций:

    1. действия в скобках;

    2. инверсия, конъюнкция, дизъюнкция.

Запишем в форме логического выражения составное высказывание "(22=5 или 22=4) и (225 или 224) ". Проанализируем составное высказывание. Оно содержит два простых высказывания:

A = "2  2 = 5"  ложно (0),

B = "2  2 = 4"  истинно (1).

Тогда составное высказывание можно записать в следующей форме:




"(A или B) и (A или B)".

Теперь необходимо записать высказывание в форме логического выражения с учетом последовательности выполнения логических операций.




F = (A  B)  (A  B).

Подставим в логическое выражение значения логических переменных и, используя таблицы истинности базовых логических операций, получим значение логической функции:

F = (A  B)  (A  B) = (0 1)  (10) = 1 1 = 1

Таблицы истинности. Для каждого составного высказывания (логического выражения) можно построить таблицу истинности, которая определяет его истинность или ложность при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Для составления таблицы необходимо:

  1. определить количество строк в таблице (2n, где n – количество переменных);

  2. определить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций;

  3. установить последовательность выполнения логических операций;

  4. построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных;

  5. заполнить таблицу истинности по столбцам.

Составим таблицу истинности логического выражения F = (A  B)  (A  B).
Слайд 7 (презентация "Логические выражения") и (см. 1, 2 страницы текстового документа Word «Построим таблицу истинности для выражения F»). Гиперссылка "Подробнее" в правом нижнем углу слайда позволяет перейти к заготовке в виде 1-го листа текстового документа MS Word, в котором приведен порядок построения таблицы истинности. 2-й лист текстового документа содержит ответ – заполненную таблицу. Рекомендуется включить режим просмотра "Во весь экран" через меню "Вид" при масштабе 100%.
4. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1 Слайд 8 (презентация "Логические выражения"). С содержимым слайда можно работать как в интерактивном режиме, так и в режиме демонстрации.

Даны высказывания: А = {3∙3 = 9}, B = {3∙3 = 10}. Определите истинность высказываний:

1) А, 2) В, 3) A&B, 4) B, 5)A, 6) AÚB.

Если работать со слайдом в интерактивном режиме, то не следует выводить правильные ответы щелчком левой кнопки мышки.



Упражнение 2

Построить таблицу истинности для логического выражения XY&Z.

Слайд 9 (презентация "Логические выражения"). Вывести на экран только лишь таблицу, как форму для заполнения.

Один из учащихся заполняет таблицу истинности у доски в интерактивном режиме, остальные в тетрадях.

По завершении работы вывести на экран слайд с правильным решением для самоконтроля. Слайд 9 с эффектом появления правильного решения (презентация "Логические выражения") по щелчку левой кнопкой мышки.

Последнюю таблицу истинности, по возможности, набрать в MS Excel, заполнить её, сохранить в папке 9-го класса.

5. Итоги урока

Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание:

- § 23.2, 23.3;

- задание на карточках  составить таблицы истинности для следующих логических выражений:

  1. F = (XY) Z;

  2. F = XYX;

  3. F = (XY)  (YX);

  4. F = (AB)  ( BAB ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск