Скачать 100.74 Kb.
|
МБОУ СОШ № 10 с УИОП г. Щёлково Московской обл. Урок «Табличные информационные модели» по Информатике и ИКТ в 9А классе Учитель Малюга А.Н. Форма проведение: комбинированный урок. Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры. Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Программно-дидактическое обеспечение урока:
ХОД УРОКА
Ход урока
Понятия синтаксис и семантика таблицы. Виды заголовков, головки, боковики, прографки (составные элементы) – что это? Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать? Простые правила построения таблиц. Таблица, как информационная модель, типы таблиц.
Предыдущая тема «Моделирование. Графические информационные модели». Вопросы для повторения: а) Что такое модель? б) Что такое информационная модель? в) Поясните разницу между технической моделью самолета и информационной моделью самолета (чертежом)? г) Что такое формализация? Можно ли выставление учителем оценки за ваш ответ на уроке назвать формализацией? д) Приведите примеры графических информационных моделей. Проговаривают в устной речи возникшие затруднения и исправляют ошибки.
Попросить учащихся назвать преимущества упорядочения информации в виде таблицы. Попросить учащихся перечислить элементы таблицы. Попросить учащихся перечислить типы таблицы.
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия. Записать тему урока в тетради «Табличные информационные модели» Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3
Записать формулировку: Таблица – универсальное средство представления информации. Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы. Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно). Записать в тетрадь сформулированный ответ: Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются: Объект – это то, о чем идет речь. Свойства объекта – характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо). Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами. Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств. Слайд № 4
Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т. е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы. Записать в тетрадь: 1. Таблица типа «объекты – свойства» (ОС) Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. Порядок построения таблиц ОС:
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств. Табл. 1. Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Слайд № 5 Слайд № 6 Если объектов в таблице много (в качестве уточнения «много» берётся «больше 4»), то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства). Таблица ОС может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой много граф и много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк. 2. Таблицы типа «объекты - объекты - объекты – один» (ООО) Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство. Порядок построения таблиц ООО:
Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру. Табл.2. Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:
Слайд № 7 Слайд № 8 Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки. 3. Таблицы типа «объекты - объекты – несколько» (ООН) Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам. В этой таблице верхний заголовок имеет трехъярусную структуру. Табл.3. Общий вид таблиц типа ООН: Слайд № 9 Слайд № 10 Таблица ООН может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. 4. Таблицы типа «объекты - свойства – объекты» (ОСО) Таблицы типа ОСО содержат информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Табл.4. Антропометрические данные учеников 7 класса:
Эта таблица относится к типу ОС. Результаты, показанные ребятами в школьной спартакиаде, приведены в таблице 4. Эта таблица относится к типу ООН. Табл. 4. Результаты школьной спартакиады:
Объединим информацию, содержащуюся в таблице 3 и таблице 4. Для этого добавим в таблицу 3 графы из таблицы 4. Получим таблицу 5. Табл. 5. Антропометрические данные и спортивные результаты:
В таблице 5 свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученики». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнения». В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике. Слайд № 11 Слайд № 11 Слайд № 12
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и еденицы, то она называется двоичной матрицей. Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами. Слайд № 13 5. Закрепление нового материала. Решение задач и работа по карточкам – заданиям. Слайд № 14 Слайд № 15 6. Самостоятельная работа. Предлагается решить загадку Эйнштейна. Слайд № 16 Слайд № 17 7.Итог урока. Рефлексия. Подведение итогов урока, что было усвоено. Перед учениками на парте лежит карточке, в которой предлагается дополнить одну или несколько из следующих фраз:
Перед уходом карточка сдается учителю. 8.Объяснение домашнего задания. Домашнее задание Уровень знания: знать структуру таблиц (название и назначение основных частей таблицы), типы таблиц. Уровень понимания: Прочесть и усвоить материал параграфа 8, стр.44, задание 4, также выполнения задания, записанного в тетрадь со слайда. Слайд № 18 9.Организационный момент. Отметить отсутствующих, оценить работы учащихся и назвать отличившихся на уроке. |