Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топкинская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании МО начальных классов
Протокол № 1
от 31.08.11 г.
Руководитель МО
___________Трошкова Т.В.
| Принята на заседании педагогического совета МОУ Топкинская OOШ
Протокол № 8
от 31.08.11 г.
| « Утверждаю» Директор МОУ ___________ Зайцева А.И.
Приказ № 75 от 31.08.11 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету_______информатика и ИКТ__
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее , 2 -4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 102 ч Уровень базовый___
(базовый, профильный)
Учитель Зуева Наталья Владимировна__
Программа разработана на основе авторской программы по информатике Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам» для УМК «Перспективная начальная школа»,
М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.), составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) Программу составила
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Зуева Наталья Владимировна
2011
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Цель и задачи курса Изучение информатики и ИКТ в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
Научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
Сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Основные содержательные линии
Информационная картина мира - 30 ч.
Компьютер – универсальная машина по обработке информации – 20 ч.
Алгоритмы и исполнители – 30 ч.
Объекты и их свойства – 19 ч.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность – 3 ч.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Информатика и ИКТ» Рабочая программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Бенесон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс: Учебник в 2-х ч.. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Бенесон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2-4 класс: Комплект компьютерных программ и заданий. Методическое пособие + СД. - М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Информатика и ИКТ»:
Авторская программа по информатике и ИКТ Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой «Программы по учебным предметам»,
М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с.
Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
| Кол-во
| Примечание
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| Учебно-методические комплекты по информатике УМК «Перспективная начальная школа» для 2-4 классов (программа, учебники)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)
Методические пособия для учителя
| К
П
П
Д
| Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
| Печатные пособия
| Таблицы в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам Иллюстрированные материалы
| Д Д
Ф
|
| Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
| Ф
| При наличии необходимых технических условий
| Технические средства обучения
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом
| Д Д
Д/П
Д
Д
|
По возможности
При наличии
| Экранно-звуковые пособия
| Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
| Д
Д Д
Д
Д
|
| Оборудование класса
| Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
| К Д
Д Д
К
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
|
Общая характеристика курса В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики:
научить обучающихся поиску, отбору, организации и использовании информации для достижения стоящих перед ними целей.
Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатики в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.
При изучении способов работы с информацией основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек.
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача:
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере.
Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе:
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приёмами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идёт в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют особую структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий является необходимым условием для успешного усвоения современных информационно-коммуникативных технологий. Выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств с целью изменения его внешнего вида или поведения; изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций изучается в разделе «Объекты и их свойства».
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. В рамках этого раздела обсуждаются аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
правила поведения в компьютерном классе;
правила использования коллективных носителей информации;
правила цитирования литературных источников.
Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ» В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Информатика и ИКТ» изучается со 2 по 4 класс один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Таблица тематического распределения количества часов. По примерной программе:
102 ч = 34 ч (2 кл) + 34 ч (3 кл) + 34 ч (4 кл)
По рабочей программе: 102 ч = 34 ч + 34 ч + 34 ч
№ п/п
|
Разделы, темы.
| Количество часов
| Примерная программа
| Рабочая программа
| Рабочая программа
по классам
| 1 кл.
| 2 кл.
| 3
кл.
| 4
кл.
| 1
| Информационная картина мира
|
30
|
30
|
-
|
10
|
9
|
11
| 2
| Компьютер – универсальная машина по обработке информации
|
20
|
20
|
-
|
10
|
3
|
7
| 3
| Алгоритмы и исполнители
| 30
| 30
| -
| 11
| 11
| 8
| 4
| Объекты и их свойства
| 19
| 19
| -
| 2
| 10
| 7
| 5
| Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
| 3
| 3
| -
| 1
| 1
| 1
|
| Итого
| 102
| 102
| -
| 34
| 34
| 34
| |