Скачать 45.67 Kb.
|
Ошкина Лидия Алексеевна, учитель начальных классов, стаж -24 года, высшая квалификационная категория. МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» городского округа Саранск. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, стаж работы по данной системе – 7 лет. Проект (конспект) урока:
Основной задачей компонента «Математика» в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является глубокое осмысление содержания курса математики. Изучая сложение и вычитание многозначных чисел, учащиеся выявили основной принцип выполнения любого арифметического действия – поразрядность – и проанализировали операционный состав способа выполнения арифметических действий, определение количества цифр разрядов в искомом результате действия и нахождение цифры, соответствующих каждому из этих разрядов. Теперь в 3 классе детям предстоит открыть для себя смысл нового арифметического действия – умножения – и обратного ему действия деления, осознать всеобщность способа выполнения любого арифметического действия путём его конкретизации при нахождении произведения и частного двух любых многозначных чисел. Обучая детей решению частных задач основанных на общем способе действия, не забываю и о том, чтобы ребёнок не терял связь между частями и целыми. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал не только как выполнять те или иные задания, но и зачем они необходимы, чему он учится, выполняя эти задания, как научить других решать такие же задачи. Для каждого ребёнка ответить на вопросы, зачем, чему и как, – значит, обратится к самому себе, к обоснованию собственных действий. Такой подход к изучению понятий создаёт необходимые предпосылки как для более глубокого понимания самой математики, логики её построения, так и для формирования основ теоретического мышления: рефлексии, анализа, планирования, для развития памяти, воображения и других познавательных процессов. Организуя на уроке совместную деятельность детей, важно представлять, какие вопросы могут возникнуть в процессе обсуждения, какие варианты решений могут предложить дети, что может стать предметом дискуссии. Однако следует помнить, что не количество заданий, а качество, т.е. глубина осмысления способов их выполнения, составляет основную цель обучения.
Проект урока I этап. Актуализация знаний. 1) Демонстрация владения детьми таблица умножения 2 (Проверка домашнего задания) Проверь себя! (Как я знаю таблицу умножения 2) Ученик у доски демонстрирует карточки с примерами у доски: 2*8 2*7 2*9 2*4 2*5 2*3 2*6 2*2 (Учащиеся записывают ответы в тетрадь) - Оцени себя по <<волшебной линейке>> (Проверка. Один ученик называет ответы.) 2) Работа с таблицей умножения Пифагора. (Таблица вывешивается на доске.) - Сравни таблицу умножения 2 и 5 - Есть ли в них одинаковые произведения? Какие? (2*5; 5*2) - Почему ты так думаешь? (От перестановки множителей произведение не изменяется. Опираясь на это свойство, найдем одинаковые произведения и в остальных парах.) - Сравним таблицу умножения 2 и 7. - Есть ли в них одинаковые произведения? Какие? (2*7; 7*2) - Сравни таблицу умножения 2 и 6 - Есть ли в них одинаковые произведения? Какие? (2*6; 6*2) - Сравни таблицу умножения 2 и 8 - Есть ли в них одинаковые произведения? Какие? (2*8; 8*2) - Сравни таблицу умножения 2 и 4 - Есть ли в них одинаковые произведения? Какие? (2*4 4*2 4*3 2*6 2*8 4*4) II этап. Постановка цели урока. (Самооценка детей. Степень овладения способом действия.) 1. Увеличить в 2 раза числа: 4, 6, 7, 12, 38, 627, 5936, 820369. 4*2 7*2 38*2 5936*2? Устно вычислить 6*2 12*2 627*2 820369*2? - не можем! III этап. Постановка конкретной задачи. - Какой способ действия нужно найти, чтобы вычислить произведение быстро и правильно? Д. записать столбиком. 5936 820369 * 2 * 9 . . . . . . . . . . . . Алгоритм действия. 1. Указываю, какие разряды переполняются. 2. Определяю количество цифр в произведении. 3. Вычисляю. - Так зачем же нужно знать таблицу умножения (чтобы быстро и правильно считать.) IV этап. Физминутка. V этап. Закрепление. 1. Работа по учебнику. № 189, с. 84. - Определи, сколько цифр будет в произведении. 8102 1235 986 9509 163 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 . . . . . - Оцените работу друг у друга <<по волшебной линеечке >>. 2. Устный опрос. - Как ты узнаешь, сколько цифр будет в произведении? Научи других. (Укажу переполнения и укажу в произведении количество цифр) - Понравилось ли вам выполнение таких заданий? - Да. - Тогда дома выполните задание № 190. Вывод: при умножении многозначного числа на однозначное в произведении будет столько цифр, сколько в первом множителе или на одну цифру больше. 3. Работа в парах. Цель: по заготовкам восстанови, каким мог быть первый множитель. Стрелки допиши, там, где ты считаешь возможным. Задание на доске. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Опрос. Каждая пара называет свои множители. (Примеры записываются на доске учителем или учащимися.) VI этап. Итог. - Какую тему изучали на этом уроке? - Что особенно удалось вам? - На каком этапе испытывали затруднение? Почему было трудно? Какие цели перед собой ставите на следующий урок? |