Скачать 228.71 Kb.
|
НИТИ - методика (новые информационные технологии и Интернет) Фамилия, имя и отчество автора методики Гусак Елена Николаевна. Предмет Математика Класс 6 Название курса Математика Название темы «Столбчатые диаграммы» Роль и место данной темы в курсе В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы. Основные вопросы темы
Перечень уроков по данной теме Первый урок: «Столбчатые диаграммы». Второй урок: «Столбчатые диаграммы о вреде курения». Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках Из курса математики в 5 классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм. Перечень вопросов, изучаемых в данной теме
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой. Средства обучения(в том числе технические средства обучения) Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал). Программные средства
Ресурсы Интернет http://www.sekret1.info/ http://anti-smoking.ru/statistic http://www.alkandtab.info/index7.html http://www.r58.ru/index.php?id=1574 http://school-collection.edu.ru Использование компьютера при подготовке учителя к уроку Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:
Ожидаемые результаты обучения Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:
Примечание: в связи с тем, что информатика преподаётся с 5 класса в виде групповых консультаций, по усмотрению учителя обучение построению простейших таблиц и диаграмм возможно в Microsoft Excel. Урок №1 по теме: «Столбчатые диаграммы»Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Работа учителя на уроке
Во время урока учитель должен смотреть за тем, чтобы дети записывали необходимые фрагменты урока в тетрадь. Для каждого ребенка делается распечатка построенной им диаграммы на компьютере. Описание деятельности детей
Вид классной доски
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Межпредметные связи на урокеИнтегрированный урок математики и информатики, с использованием стандартного программного обеспечения Windows. Домашнее задание
Дополнительное задание: составить и решить задачу по диаграмме. Некоторые итоги урока На данном уроке необходимо, чтобы учащиеся:
Урок № 2 «Столбчатые диаграммы о вреде курения». Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Работа учителя на уроке
Описание деятельности детей
Вид классной доски
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Межпредметные связи на уроке Интегрированный урок математики, информатики, биологии. Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен быть использован компьютер)
Некоторые итоги урока На данном уроке дети должны:
Урок №1 по теме: «Столбчатые диаграммы». Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование: Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал). Программные средства.
План-конспект.
а) Диаграммы; виды диаграмм /слайд №1-2/. б) Фронтальный опрос /слайд №3/.
Учитель: на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. Столбчатая диаграмма на слайде изображает массы динозавров, вымерших десятки миллионов лет назад. Почему столбчатая? Потому, что массы изображаются не отрезками, а прямоугольными столбиками. Столбики заметнее отрезков! /слайд№4/ Учитель: по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи /слайд№5/. Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы /слайд№6/. Вопросы классу:
Построение столбчатых диаграмм. Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм. Первый способ /ручной/: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам. /Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/. Второй способ /с помощью компьютера/: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. IV. Практическая работа / в группах/. /1 группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши; 2 группа выполняет построение на компьютере в Microsoft Excel. Затем группы меняются/.
Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. /Каждому ученику выдается распечатка, построенной им диаграммы/ V. Итоги урока. Для чего используются столбчатые диаграммы? Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему? VI. Домашняя работа.
Дополнительное задание: составить и решить задачу по диаграмме. Урок №2 «Столбчатые диаграммы о вреде курения». Цель: закрепить изученный материал чтения и построения столбчатых диаграмм. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Программные средства.
План- конспект. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. /Демонстрация и обсуждение наиболее интересных работ/ III. Беседа о вреде курения /презентация/Учитель: сегодня мы с вами проведем необычный урок по теме «Столбчатые диаграммы о вреде курения» /слайд№7/. Просмотр и комментирование фото-слайда из мультимедиа «Экология» (№22696). Табак, входящий в состав сигар, сигарет и папирос, изготавливается из листьев растения семейства пасленовых – табака настоящего, или курительного (Nicotiana tabacum) родом из Южной Америки. В настоящее время в диком состоянии это растение неизвестно. В состав табака входит ядовитый алкалоид никотин. Своё название этот алкалоид получил по имени французского дипломата Ж. Нико, который первым ввез в 1560 г. табак во Францию. При курении табака никотин возгоняется, с дымом проникает в дыхательные пути, всасывается и действует на узлы вегетативной нервной системы и на т. н. холинореактивные структуры центральной и периферической нервной системы. В малый дозах никотин действует возбуждающе на нервную систему, в больших может вызвать её паралич. Известно, что никотин – один из самых ядовитых алкалоидов; несколько капель никотина при введении вызывают смерть человека. Длительное курение вызывает хроническое отравление организма (никотинизм). Кроме никотина в табачном дыме содержится бензопирен (сильный канцероген), тяжелый металл кадмий (поражает почки, нервную систему, половые органы и органы дыхания). А сейчас послушайте отрывок из произведения Марк Твена «Приключения Тома Сойера». «После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком… Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, всё же Том заявил:
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать; прерываться. Паузы стали длиннее. Они сплёвывали всё чаще и чаще… несмотря на все их усилия, им заливало горло и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабших пальцев. У Тома тоже… Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
Том дрожащими губами произнёс запинаясь:
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, а когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как чувствуют себя очень неважно». Учитель: в «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения. Что же произошло? Через табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в лёгкие. После проникновения сигаретного дыма в легкие уже через 7 секунд никотин попадает в головной мозг. Аммиак, метанол, сероводород, формальдегид, ацетальдегид, бензол…вот подлинный, но далеко не полный список составляющих особого вкуса табачного дыма. Вот некоторые характеристики этих веществ:/слайд №8/ Доказано, что одна пачка сигарет лишает человека 400 минут жизни. Это означает, что при такой частоте курения сигареты отнимают у курильщика 144000 минут или 32 дня жизни ежегодно, оставляя ему лишь 11 месяцев. К табаку привыкают как к наркотику. Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого – пачка, выкуренная сразу. Для подростка – полпачки. Диаграмма, отражающая влияние курения на здоровье человека в зависимости от числа выкуренных за день сигарет /слайд №9/ Учитель: просмотрите и проанализируйте данную диаграмму. Как влияет курение на здоровье человека в зависимости от числа выкуренных сигарет? Сравните процент заболеваемости среди курящих и некурящих. Можно сравнить количество людей, умерших за один год от различных причин. Учитель: проанализируйте и сравните данные представленные на диаграмме. Сделайте соответствующие выводы /слайд№10/. Таким образом, курение – лидер среди причин смертности /слайд№11/. Напрашивается вывод: курить вредно. Выводы учащихся. IV. Решение задач по теме: «Вредные воздействия табака».
(Смертельная доза от 50 до 100). 2) В онкологическом отделении 30 человек с диагнозом рак легких. 90% всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? Учащиеся делают выводы о вреде курения на основании этих задач. Как обстоят дела с курением в нашей школе. (на экране представлены данные о курильщиках школы, согласно проведенному анкетированию). Учитель: проанализируем диаграмму, составленную на основании данных анкетирования по школе.
/слайд №12/ Учитель: в результате анкетирования выяснилось, что после выкуренной сигареты многие дети отмечают неприятные ощущения, замечают, что стали чаще болеть. Прежде всего, называли в анкетах кашель, першение в горле, усталость, головную боль, неприятный вкус во рту. Описывали ощущения после первых выкуренных сигарет - удушающий кашель, слезотечение, жжение в горле /слайд№13/. V. Самостоятельная работа за компьютером. Задание варианту №1: Используя данные таблицы, построить диаграмму «Влияние курения на успеваемость в 6 классе»
Задание варианту №2: Используя данные, построить диаграмму «Влияние курения на успеваемость в 9 классе»
Инструкция. 1) Воспользуйтесь данными и постройте таблицу.
2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «мастер диаграмм». 2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма. 2.3. На 2- шаге введите заголовок диаграммы. 2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.
Диаграммы выводятся на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. VI. Подводится общий итог урока /слайд№14/. VII. Домашняя работа.
|